Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации, на пример реально существующей организации (Теоретические основы прибыли как показателя эффективности работы предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы прибыли как показателя эффективности работы предприятия
1.1 Экономическая сущность, источники и виды прибыли
1.2 Распределение и использование прибыли на предприятии
1.3 Система показателей рентабельности на предприятии
2. Анализ процесса формирования и использования прибыли на ОАО «Промприбор» с целью ее максимизации
2.1 Технико-экономическая характеристика исследуемого предприятия
2.2 Анализ формирования и использования прибыли ОАО «Промприбор»
3. Механизмы повышения показателей рентабельности и прибыли ОАО «Промприбор»
3.1 Оценка рентабельности деятельности ОАО «Промприбор»
Прибыль используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций.
Основная задача анализа использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника, сумма прибыли на одного работника, один рубль основных производственных фондов.
Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменение суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды.
Данные таблицы 7 отражают процесс формирования налогооблагаемой и чистой прибыли и распределение ее в фонды предприятия. Анализ формирования и использования фондов должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась общая сумма средств отчислений в фонды.
При сравнении фактических данных 2017 года с планом, чистая прибыль уменьшилась на 25 тыс. рублей, это связано с увеличением внереализационных расходов на 20 тыс. рублей. Однако за счет увеличения прибыли от реализации продукции возросла на 20 тыс. рублей.
Таблица 7 - Использование прибыли ОАО «Промприбор», тыс. руб.
Показатель |
План |
Факт |
Абсолютное отклонение |
1. Прибыль от реализации продукции |
480 |
500 |
+20 |
2. Прибыль от прочих видов деятельности |
- |
- |
- |
3. Балансовая сумма прибыли |
480 |
500 |
+20 |
4. внереализационные расходы |
141 |
200 |
+59 |
5. Налогооблагаемая прибыль |
300 |
339 |
39 |
6. Налог на прибыль по действующей ставке |
105 |
119 |
14 |
7. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия |
200 |
195 |
-25 |
8. Чистая прибыль |
200 |
195 |
-25 |
9. Распределение чистой прибыли: |
|||
в фонд накопления |
125 |
115 |
-10 |
в фонд потребления |
47 |
40 |
-7 |
ФМП |
14 |
10 |
-4 |
ФСР |
34 |
30 |
-4 |
Доля в чистой прибыли, %: |
|||
фонда накопления |
57 |
59 |
+2 |
фонд потребления |
21 |
21 |
- |
ФМП |
6 |
5 |
-1 |
ФСР |
15 |
15 |
- |
Однако распределение предполагаемой чистой прибыли в фонды сократилась в Фонд накопления на 10 тыс. рублей, в Фонд потребления – на 7 тыс. рублей.
Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна произведению двух факторов чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли. Значит, для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа (таблица 8).
Анализируя распределение прибыли за три года, можно говорить об уменьшении распределяемой чистой прибыли в фонды. Сравнивания 2017 год с 2016 годом сумма отчислений в фонды сократилась на 42 тыс. рублей. Это связано с уменьшением чистой прибыли. Прибыль зависит от расходов.
Таблица 8 - Расчет влияния факторов на размер отчислений в фонды предприятия
Вид фонда |
Сумма отчислений, тыс. руб. |
Доля отчислений, % |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||
план |
факт |
план |
Факт |
|||||
Накопления |
131 |
125 |
125 |
115 |
55 |
57 |
57 |
59 |
Потребления |
52 |
47 |
47 |
40 |
22 |
22 |
22 |
21 |
Материальной помощи |
17 |
14 |
14 |
10 |
7 |
6 |
6 |
5 |
Социального развития |
37 |
34 |
34 |
30 |
16 |
15 |
15 |
15 |
Чистая прибыль |
237 |
220 |
220 |
195 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В фонд накопления чистая прибыль поступает на совершенствование технологии и организацию производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции, на приобретение основных средств. В фонд потребления – на улучшение условий организации труда, на стимулирование работников.
Материальная помощь включает расходы на бесплатное питание работников.
Руководителю предприятия необходимо с каждым годом увеличивать сумму отчислений в фонды. От этого зависит дальнейшая производственная деятельность предприятия.
Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия (таблица 9). Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножим на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд.
Таблица 9 - Расчет влияния факторов на сумму отчислений в фонды предприятия
Фактор |
Изменение суммы, тыс. руб. |
||||
чистой прибыли |
отчислений в фонд предприятия |
||||
накопление |
потребление |
ФМП |
ФСР |
||
Объем продаж |
+20 |
+11,4 |
+4,2 |
+1,2 |
+3 |
Структура товарной продукции |
-10 |
-5,7 |
-2,1 |
-0,6 |
-1,5 |
Цены реализации |
+16 |
+9,1 |
+3,4 |
+0,96 |
+2,4 |
Себестоимость продукции |
-6 |
-3,4 |
-1,3 |
-0,36 |
-0,9 |
Налог на прибыль |
-14 |
-8 |
-2,9 |
-0,8 |
-2,1 |
ИТОГО: |
+6 |
+3,4 |
+1,3 |
+0,4 |
+0,9 |
Данные таблицы показывают причины увеличения суммы отчислений в фонд предприятия, что позволяет сделать определенные выводы и разработать мероприятия, направленные на увеличение суммы прибыли. В нашем примере прирост отчислений в фонды предприятия вызван увеличением объема продаж, повышением отпускных цен. Отрицательное влияние оказали такие факторы, как повышение себестоимости, снижение структуры реализованной продукции.
3. Механизмы повышения показателей рентабельности и прибыли ОАО «Промприбор»
3.1 Оценка рентабельности деятельности ОАО «Промприбор»
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
- показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
- показатели, характеризующие рентабельность продаж;
- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид [18]:
, (7)
Проведем расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию в отчетном году по сравнению с предыдущим способом цепных подстановок.
На основе данных вышеуказанных таблиц, составим таблицу 10, в которой покажем влияние каждого фактора на изменение уровня рентабельности.
Таблица 10 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности производственной деятельности ОАО «Промприбор» в отчетном году по сравнению с предыдущим
Показа тель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Уровень рентабельности, %. |
||
Объем реализации, тыс. руб. |
Цена единицы продукции, руб. |
Себестоимость единицы продукции, руб. |
|||
База |
1959,320 |
5,30 |
4,391 |
(Ц0-С0)VРП0/(С0* VРП0) |
20,70% |
Усл1 |
1985,584 |
5,30 |
4,391 |
(Ц0-С0)VРП1/(С0* VРП1) |
20,70% |
Усл2 |
1985,584 |
5,50 |
4,391 |
(Ц1-С0)VРП1/(С0* VРП1) |
25,26% |
Отчет |
1985,584 |
5,50 |
4,393 |
(Ц1-С1)VРП1/(С1* VРП1) |
25,20% |
- Изменение уровня рентабельности за счет изменения объема реализованной продукции:
Rvрп = Rусл1 – Rбаз = 20,70% - 20,70% = 0.
- Изменение уровня рентабельности за счет изменения цены единицы продукции:
Rц = Rусл2 – Rусл1 = 25,26% - 20,70% = 4,56%.
- Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:
Rс = Rотч – Rусл2 = 25,20% - 25,26% = - 0,06%.
- Общее изменение уровня рентабельности:
R = Rотч – Rбаз = 25,20% - 20,70% = 4,50%.
Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:
R = 0 + 4,56 + (-0,06) = 4,50 %
Полученные результаты свидетельствуют о том, что увеличение уровня рентабельности произошло в связи с повышением среднего уровня цен. При увеличении цены единицы изделия с 5,30 руб. до 5,50 руб. рентабельность повысилась на 4,56%.
Рост себестоимости реализованной продукции на 118,762 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 0,06%.
В итоге общее изменение уровня рентабельности в 2016 г. по сравнению с 2015 г. составило 4,50%. Т.е. с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, предприятие стало получать прибыли на 4,5 коп. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Детерминированная факторная модель показателя рентабельности продаж, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид [24]:
, (8)
В условиях рассматриваемого предприятия, уровень рентабельности продаж зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
, (9)
Составим таблицу 11, где и покажем влияние каждого фактора на уровень рентабельности продаж предприятия.
- Изменение уровня рентабельности продаж за счет изменения цены единицы продукции:
Rц = Rусл1 – Rбаз = 20,16% - 17,15% = 3,01%.
- Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:
Rс = Rотч – Rусл1 = 20,13% - 20,16% = - 0,03%.
- Общее изменение уровня рентабельности:
R = Rотч – Rбаз = 20,13% - 17,15% = 2,98%.
Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:
R = 3,01 + (-0,03) = 2,98 %.
Таблица 11 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности продаж ОАО «Промприбор» в отчетном году по сравнению с предыдущим
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Уровень рентабельности, %. |
|
Цена единицы продукции, руб. |
Себестоимость единицы продукции, руб. |
|||
База |
5,30 |
4,391 |
(Ц0-С0)/Ц0 |
17,15% |
Усл1 |
5,50 |
4,391 |
(Ц1-С0)/Ц1 |
20,16% |
Отчет |
5,50 |
4,393 |
(Ц1-С1)/Ц1 |
20,13% |