Файл: Тема Экономические основы развития организации (предприятия). Источники информации о деятельности организации и её подготовка для расчёта экономических показателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2. Экономические основы развития организации (предприятия).
Источники информации о деятельности организации и её подготовка
для расчёта экономических показателей.
Основные вопросы
Вопрос 1. Производственное предприятие как объект организации производства
Вопрос 2. Производство и производственная система
Вопрос 3. Типы организаций. Элементы организаций
Вопрос 4. Сущность производственного менеджмента
Вопрос 1. Производственное предприятие как объект организации
производства
В рыночных условиях предприятие является основным звеном экономики. А от того, насколько эффективно организовано производство, зависит государство в целом. Именно в процессе производства создается готовая продукция, а также осуществляется непосредственная связь капитала с работниками предприятий. Именно предприятия разрабатывают одновременные технологии, решают вопросы экономного расходования ресурсов, обеспечивают работников работой и заработной платой, реализовывают социальные программы, а также платят налоги и сборы в бюджет.
Предприятие является самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности, созданным (учрежденным) в соответствии с действующим законодательством о предприятиях и предпринимательской деятельности для производства продукции, выполнения работ, а также оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения (максимизации) прибыли.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) в статье 48 юридическое лицо трактуется как: «организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». При этом, юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.
В статье 132 ГК РФ под предприятием (как объектом прав) понимается
«имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности». А предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
Вопрос 2. Производство и производственная система
Существует несколько подходов к определению понятия
«производство»:
1) это процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей человека;


2) это процесс преобразования и приспособления природных материалов для удовлетворения потребностей человека (создания товаров и услуг). Существуют природные блага, которые используются людьми в готовом виде, например, солнечный свет, воздух, водные источники;
3) с технической точки зрения – это взаимодействие факторов производства – труда, капитала, земли;
4) c экономической точки зрения характеризуется затратами и результатами, разделением и эффективностью производственных операций.
Под промышленным производством понимается производство, в ходе которого сырье, основные материалы или полуфабрикаты превращаются в готовый продукт с использованием промышленного оборудования.
Так же промышленное производство – это сложный технологический процесс, который состоит из производственно-технологических подразделений, занимающиеся производством деталей, компонентов, полуфабрикатов при помощи специально предназначенного промышленного оборудования, из исходного сырья, а также последующую сборку и реализацию готовой продукции, удовлетворяющей потребностям рынка, из произведенных элементов.
Производственное предприятие
– это обособленное специализированное основное звено экономики, включающее профессиональный коллектив, использующее материальные и нематериальные ресурсы, в том числе необходимое оборудование для изготовления продукции и получения прибыли.
Чтобы эффективно управлять производственным предприятием, нужно, в т. ч. понимать, что такое системный подход к управлению и уметь применять его. А прежде, чем понять суть данного подхода, необходимо изучить основные определения – система, подсистема, надсистема, элемент, а также основные признаки, свойства и классификацию систем.
Под системой следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое (совокупность интегрированных элементов).
В случае, когда система по своей структуре становится сложной, имеет слишком большое количество элементов, ее делят на подсистемы.
Подсистема – это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область, т.е. система более низкого порядка.
В свою очередь внешнее окружение системы, те факторы и субъекты, с которыми она взаимодействует, называется надсистемой.
Элемент – это самостоятельная часть, являющаяся основой системы.
Можно выделить следующие признаки системы:

множество элементов,

единство главной цели для всех элементов,

наличие связи между ними,

целостность и единство элементов,



структура и иерархичность,

относительная самостоятельность,

четко выраженное управление.
Также можно выделить следующие свойства систем:

система имеет потребность в управлении;

система стремится сохранить свою структуру;

в системе формируется сложная зависимость от свойств, входящих в нее элементов и подсистем.
Существует несколько классификаций систем, но основной является их группировка в трех подсистемах:
1) техническая подсистема включает любые работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Соответственно процесс принятия решения заранее строго определен и носит в основном формализованный характер;
2) биологическая подсистема включает флору и фауну, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы. Эволюционные процессы происходят медленнее, чем в технических подсистемах, что и является причиной ограниченности набора решений. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, но процесс принятия решений чаще носит непредсказуемый характер;
3) социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Эта подсистема обладает наибольшим разнообразием функционирования. Набор решений также в значительной части отличается, что обусловливается быстротой изменения сознания человека. Интересным фактом является то, что в социальной подсистеме нет выдающихся общепризнанных лидеров.
Под производственной системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов производственного процесса, образующих единое целое и функционирующих в целях производства продукции или оказания услуг. Это особый класс систем, имеющих в своем составе трудящихся, орудия и предметы труда, и другие элементы, необходимые для ее функционирования.
Производственная система должна обладать определенными свойствами:
1.
Надежность, означающая устойчивое функционирование предприятия в данной экономической среде хозяйствования.
2. Управляемость – это возможность своевременно и качественно принимать управленческие решения для достижения поставленных целей.
3. Результативность – способность производственной системы эффективно выполнять поставленные цели и задачи.
4. Гибкость – приспособляемость к постоянно изменяющимся условиям экономической среды хозяйствования, внешней и внутренней среды.


Вопрос 3. Типы организаций. Элементы организаций
Можно выделить несколько классификаций типов организаций. В соответствии с моделью Фредерика Уинслоу Тейлора, организации можно подразделяются на три типа:
1. Организации с директивным, принудительным развитием, в которых:

Жесткая иерархия и строгое вертикальное подчинение, решения принимаются высшим руководством, подчиненные являются пунктуальными и аккуратными исполнителями;

Подчиненным задаются регламентированные детальные алгоритмы выполнения работ;

Определяются выверенные нормативы выполнения каждой из операций, входящих в состав алгоритмов;

Контроль и оценка качества выполнения задач и операций осуществляются на основе полученных результатов с эталонами;

Применяются субъективно значимые поощрения и наказания;

Отношения к работникам как к «винтикам в машине»: «заставляй и контролируй».
Строгая регламентация деятельности не позволяет таким организациям быть гибкими в ситуациях, требующих быстрых нововведений, усложнения технологических процессов, эвристических решений.
2.
Организации с директивным развитием и элементами индивидуального и коллективного творчества, в которых:

Сохраняется жесткая иерархия и вертикальное подчинение;

Взаимодействие работника и предприятия осуществляется на уровне производственных задач, а не детальных алгоритмов;

Отсутствует жесткая регламентация в рамках производственных задач, работники проявляют творческую активность при выполнении возложенных задач;

Большое количество задач контроля переведено в разряд самоконтроля, работники организуют свое рабочее место и рабочее помещение;

Работник – индивидуальность, а не «винтик в машине»;

Информация и знания, управляемые менеджером, распределяются на ограниченной основе;

Менеджеры принимают решения, а работники сознательно и вдумчиво их выполняют;

Власть ограничена, функциональное разделение власти или наделение полномочиями.
Такие организации способны существовать в условиях более или менее жесткой конкуренции, однако из-за жесткой иерархической структуры и
бюрократического аппарата часто не способны быстро и адекватно реагировать на быстрые изменения внешней и внутренней среды.
3.
Организации коллективного творческого саморазвития
(обучающиеся организации), которые характеризуются тем, что:

Присутствует творческое участие каждого работника не только в решении производственных задач на уровне своего рабочего места, но и задач управления производства в целом;

Работники и менеджеры принимают решения и выполняют их;

Информация и знания широко распространяются;

Власть распылена и распределяется;

Системное мышление развито у всех членов команды;

Осуществляют индивидуальное и групповое обучение персонала;

Личное совершенствование - норма для сотрудников;

Присутствует понимание коллективных и индивидуальных интеллектуальных моделей;

Сотрудники и команда менеджеров имеют общее видение компании, бизнеса, ценностей;

Работник: «все, что хорошо для компании, хорошо для меня».
Такие организации способны гибко и оперативно приспосабливаться к сложившейся обстановке и учитывают наиболее полно интересы и потребности своих работников.
Так же организации можно дифференцирвать в зависимости от различных критериев:
По типу решаемых социальных задач выделяют: экономические, политические, социальные, финансовые, научные и т.д.
По форме собственности: общественные
(государственные
(федеральные и субъектов Федерации) и муниципальные), частные, смешанные.
По целевому назначению: производство продукции, выполнение работ, оказание услуг.
По широте производственного профиля: специализированные, диверсифицированные.
По цели деятельности: коммерческие (деятельность которых направлена на извлечение прибыли), некоммерческие (деятельность которых не направлена на извлечение прибыли).
По взаимоотношению с человеком: корпоративные, индивидуалистические.
Организационный психолог Эдгар Шейн предлагает четыре общих элемента структуры организации:

общая цель;

скоординированные усилия;

разделение труда;

иерархия власти.


С точки зрения менеджера, процессы становятся успешными благодаря внедрению общей цели создания скоординированных усилий во всей организации и организации ресурсов на основе задач и принятия решений.
Каждый из четырех элементов является относительно простым в теории, но представляет собой важнейший компонент эффективной организации.
Общая цель. Организация без четкой цели или миссии вскоре начинает дрейфовать и дезорганизовываться.
Совместная цель объединяет сотрудников или членов и дает всем понимание направления организации.
Обеспечение эффективной связи общей цели между организациями
(особенно крупными организациями, имеющими множество подразделений) является важнейшей задачей для менеджеров. Менеджеры сообщают об этой цели, обучая всех сотрудников общей стратегии, формулировке миссии, ценностям и краткосрочным и долгосрочным целям организации.
Скоординированные усилия. Координация усилий включает в себя совместную работу таким образом, чтобы максимизировать ресурсы. Общая цель достигается с помощью скоординированных усилий всех людей и групп внутри организации. Разнообразные наборы навыков и личностей более широкой группы должны быть использованы таким образом, чтобы повысить ценность. Координация организационных усилий является, пожалуй, самой важной обязанностью менеджеров, потому что мотивирует и распределяет человеческие ресурсы для получения ценности.
Разделение труда. Разделение труда также известно, как спецификация работы для большей эффективности. Оно включает в себя делегирование определенных частей более широкой задачи различным людям в организации на основе их определенных способностей и навыков. Используя разделение труда, организация может распределять сложные работы для выполнения соответствующими специалистами. Систематически разделяя сложные задачи на специализированные, организация более эффективно использует свои человеческие ресурсы.
Иерархия власти. Иерархия власти – это, по сути, цепь командования - механизм контроля за тем, чтобы профессионалы выполняли работу правильно и за определенное время. Хотя существует большое разнообразие организационных структур – некоторые с большей централизацией полномочий, чем другие, – иерархия в принятии решений является критическим фактором успеха. Знание того, кто будет принимать решения при каких обстоятельствах, позволяет организациям быть гибкими, а неоднозначность полномочий часто может замедлить процесс принятия решений. Полномочия позволяют организациям определять направления и выбирать стратегии, что, в свою очередь, может способствовать достижению общей цели.
Кроме того, можно выделить следующие отдельные элементы организации: участников, технологии, внешнее окружение (условно).
Участники или члены организации – важная составляющая организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен