Файл: Ответ на контрольный вопрос семинарского занятия 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С учётом национальных особенностей разных государств-союзников процесс становления социалистической системы шёл достаточно затруднительно. В ряде стран велась классовая борьба, которая приводила к кризисам.

Одновременно с развитием социалистических стран шли национально-освободительные движения в Африке, Америке, колониальных и зависимых странах. Рушились многовековые колониальные империи: британская, испанская, португальская, голландская. СССР добивался авторитета и укреплял свои позиции в Азии, Латинской Америке и Африке.

Борьба за независимость и освобождение к 1960 году привела к полному исчезновению колониальной системы. Около 100 стран добились суверенитета.

В 1956, 1957 и 1962 мир действительно стоял под угрозой ядерной войны. Начался процесс согласования интересов СССР и США. В конце 60-х годов СССР добился паритета с США, обеспечив тем самым спокойную международную обстановку.

В 1946–1950 гг. осуществлялся четвертый пятилетний план, быстро восстанавливались разрушенные города, промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Из армии были демобилизованы 8,5 млн. человек. В результате репатриации в СССР из концентрационных лагерей и с принудительных работ возвратилось свыше 5,2 млн. человек. Многие из них ограничивались в правах и оказывались в специальных поселках, работали в самых тяжелых условиях. В ходе восстановительных работ использовался труд военнопленных, а также трофейное оборудование, полученное в порядке репараций.

После Великой Отечественной войны районам в Европейской части СССР, пострадавшим во время войны, большую помощь оказали Поволжье, Урал, Сибирь, Средняя Азия, Закавказье, нарастившие свой потенциал. Абсолютное преобладание социалистического уклада и наличие жесткой командно-административной системы позволяли перебрасывать имеющиеся людские и материальные ресурсы на нужные участки. Руководство страны всячески поддерживало движение скоростников, которое рассматривалось как новая форма стахановского движения. Была установлена система поощрений, прежде всего награждение правительственными наградами, за вполне конкретные, четко обозначенные производственные показатели. Была усилена ответственность директоров предприятий за положение дел в руководимых подразделениях. Колхозам вернули часть земель, различного имущества, для чего производилось изъятие у частных лиц и организаций. Но в послевоенный период никаких структурных изменений в экономике, как и в обществе в целом, не произошло.


Героическим трудом одного и того же поколения советских людей в годы четвертой пятилетки (1946-1950) народное хозяйство было восстановлено и, по официальным данным, были превзойдены многие показатели 1940 года. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, что имело огромное значение для укрепления международного престижа и безопасности страны с учётом очевидных угроз со стороны руководства США.
Задача 1.

В поисках путей подъема сельского хозяйства в СССР ЦК КПСС и правительство использовали, причем неоднократно, и такую меру, как повышение закупочных и заготовительных цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, в 1953—1955 гг. цены на заготовляемые скот и птицу были повышены в 5,5 раза, на молоко и масло — в 2 раза, на картофель — в 2,5 раза, на овощи в среднем на 25—40 процентов. Одновременно с колхозов была снята задолженность по обязательным поставкам государству продуктов животноводства и растениеводства и ликвидированы недоимки по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Однако коренных изменений к лучшему в решении продовольственной проблемы не произошло. Почему?

Ответ:

Обеспечить подъем сельского хозяйства Хрущев предполагал путем значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию и быстрого расширения посевных площадей. Были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, с колхозов списаны долги прошлых лет, в несколько раз увеличены государственные расходы на социальное развитие села. Одним из важных решений стала отмена налога на личное подсобное хозяйство и разрешение увеличить размеры самого хозяйства в пять раз. По инициативе Хрущева был провозглашен и начал внедряться принцип планирования «снизу». Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом специфики местных условий. Впервые были введены пенсии колхозникам. Им стали выдавать паспорта. Эти меры способствовали подъему сельского хозяйства. За 1953 — 1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. В 1959-ом году был сделан вывод о том, что «личное подсобное хозяйство будет постепенно утрачивать свое значение», так как колхозникам выгоднее получать продукты из колхоза. Это означало по существу начало нового наступления на подсобные хозяйства. По предложению выступившего на пленуме секретаря Л. И. Брежнева было дано поручение государственным органам за 2-3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам принять аналогичные меры. Результатом этих мер явился новый упадок личного подсобного хозяйства и обострение продовольственной проблемы в стране. Попытки решить ее с помощью «кукурузной эпопеи» успеха тоже не принесли. С 1955 по 1962 г. площади под кукурузу были увеличены более чем вдвое, порой даже за счет сокращения посевов пшеницы и ржи. Результат же оказался прямо противоположным затраченным усилиям: произошло общее снижение сбора зерновых. В июне 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30% цены на мясо и на 25% цены на масло. Это вызвало массовое недовольство и даже открытые выступления в рабочей среде. Семилетний план (1959 — 1965) развития сельского хозяйства был провален. Вместо 70% рост составил лишь 15%.


Задача №2.

США, Англия и Франция горячо доказывали, что блок НАТО, со дня его основания, — это фактор мира в Европе. Чтобы выбить из рук этот довод, еще в середине 50-х гг. Председатель Совета Министров Н. А. Булганин официально заявил о готовности СССР вступить в этот блок. Однако западные страны оставили это предложение без ответа. Почему?

Ответ:

С самого начала существования НАТО западные руководители отрицали его роль как военного противника СССР и заявляли о сугубо «миролюбивых» целях Североатлантического блока. Поэтому Советский Союз предпринял некоторые дипломатические шаги для проверки этого утверждения. Так, 31 марта 1954 г. правительство СССР направило США, Англии и Франции ноту, в которой предложило рассмотреть вопрос об участии Советского Союза в НАТО.

Ответ Москве был предельно четким: "…Нет необходимости подчеркивать абсолютно нереалистичный характер такого предложения. Оно противоречит самим принципам, на которых строится система обороны и безопасности западных государств…". Из этого ответа ясно, что вхождение СССР в НАТО ставило под сомнение целесообразность существования данной организации. Это было ярчайшим подтверждением того, что НАТО являлась главным военным инструментом Запада в организации противодействия СССР. На Женевском совещании в июле 1955 г., посвященном проблемам снижения международной напряженности, советская делегация, желая снять противостояние Запада и Советского Союза, вновь заявила о готовности СССР вступить в Североатлантический альянс.

Ни на Женевском совещании, ни позже никакого ответа, пусть даже формального, Советский Союз на свое повторное предложение не получил. Да и какой мог быть ответ, если при вступлении в НАТО европейские государства должны были подписывать секретные протоколы, обязывающие их «сохранять внутреннюю ориентацию на Западный блок любыми средствами".