Файл: Контрольная работа по синтаксису сложного предложения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО СИНТАКСИСУ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Музейно-соловьиные ночи
Мне давно хотелось написать про музей. Не про какой-то конкретный музей, а про то, что современная цивилизация – это, в сущности, музейная цивилизация. В том смысле, что многие предметы, явления и идеи во все ускоряющемся времени стремительно деактуализируются, становясь буквальными или потенциальными объектами музеефикации. Мне хотелось написать о том, что в развитом «музейном» мире грань между музеем и актуальной жизнью осознается и поддерживается. И это правильно. Пожарный насос позапрошлого века, выставленный в музее, – это объект ностальгического любования. Тот же насос, используемый при тушении пожара, – рухлядь, причем небезопасная.
Одни и те же вещи могут быть экспонатами музея, осмысленными, описанными и пронумерованными, но они же могут навсегда остаться всего лишь мусором. И хорошо еще, если мусор осознается как мусор. Но беда, если мусор используется как актуальный объект актуальной жизни. Мы окружены со всех сторон архаическим, давно отработанным, но при этом настойчиво настаивающим на своей непреходящей актуальности мусором, необычайно вредящим социальной экологии. В то время как музей – это художественная штопка нашей рвущейся в разных местах исторической и культурной памяти.
Увы, но так и не написал я обо всем этом. Как-нибудь потом.
А еще я очень хотел написать о таком шокирующе оригинальном предмете, как соловьи и их пение. Хотелось поразмыслить о том, почему именно эта птичка на многие века стала неизменным персонажем мировой лирики. Но не стал я писать и о соловьях. Как и о музеях. Но дважды на моей памяти «музейный» и «соловьиный» мотивы слились в единый сюжет.
Первый такой.
Лет десять тому назад мне пришлось несколько ночей пожить в музее: туда меня пригласил один богатый немецкий коллекционер с незамысловатой фамилией Мюллер
. Он был владельцем художественного музея в пригороде Дюссельдорфа. Музей располагался на лоне природы. Его территория состояла из большого парка и присоединенного к нему заброшенного военного полигона. Мюллер был меценат и любитель музыки и поэзии, поэтому он регулярно устраивал у себя поэтические и музыкальные фестивали, и на один из таких фестивалей он пригласил и меня.
Все, кому приходилось когда-нибудь служить сторожами в музеях, поймут меня, если я скажу, что ночевать в музее среди сплошных шедевров – дело довольно мучительное и тревожное.
Сам Мюллер жил неподалеку, в отдельном домике. Ко мне он заходил по вечерам выпить по бокалу вина и поболтать. Мне нравилось с ним болтать, потому что немецкого я не знаю, а по-английски он говорил так же скверно, как и я.
Однажды он сказал: «Друг, видите этот рояль? Это очень хороший рояль. На нем однажды играл Рихтер». И он рассказал, как сколько-то лет тому назад он пригласил Рихтера и устроил концерт для десяти слушателей. «Здесь играл Рихтер, – рассказывал Мюллер, – А здесь сидели гости. А вокруг дома стояли несколько нанятых мной человек и палками отгоняли соловьев. Они, в смысле соловьи, пели ужасно громко и мешали маэстро играть, а публике слушать».
Второй сюжет совсем недавний и совсем короткий. Несколько лет тому назад, и тоже в середине мая, поздним вечером иду как-то по Никитскому бульвару. В Москве проходила «Ночь музеев». Поэтому неудивительно, что в достаточно поздний час бульвар буквально кишел оживленной шумной публикой.
И в столь неожиданном месте, уверенно перекрывая весь этот шум, гам и смех, неистово наяривал соловей. Людей с палками я, впрочем, не видел.
По Льву Рубинштейну // Story
Задания:
-
Выпишите сложное предложение. -
Выделите основы в каждом простом предложении в составе сложного и пронумеруйте по порядку простые предложения. -
Составьте схему сложного предложения. -
Определите тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, комбинированное). -
Для сложносочиненных и бессоюзных: дайте структурную и семантическую характеристики предложений.
Для сложноподчиненных: определите типы придаточных, укажите структурную характеристику предложения; если придаточных у главного больше одного, определите способ подчинения главному (неоднородное соподчинение, однородное соподчинение, последовательное подчинение, смешанный тип).
Анализ комбинированных предложений осуществляйте по блокам.
-
Опишите фонетические, морфологические, лексические и синтаксические (структурные) средства связи между частями сложного предложения (в том числе связи между блоками комбинированного предложения), к которым относятся:
а) интонация на стыках простых предложений;
б) союзы, союзные слова, опорные слова;
в) лексические средства связи: местоимения, замещающие слова из другой части сложного предложения; лексические повторы; синонимы, антонимы, тематические группы, существительные, прилагательные, наречия, смысл которых раскрывается последующим предложением;
г) структурные средства связи: структурная неполнота, общие компоненты предложений, структурный параллелизм, закрепленная последовательность частей предложения и др.;
д) временные отношения частей сложного предложения: одновременность, последовательность или относительность ситуаций.