Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Организация и ее внутренняя и внешняя среда).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организация и ее внутренняя и внешняя среда
1.1 Организация как экономическая среда
1.2 Понятие внутренняя среда организации, ее характеристики
1.3 Понятие внешняя среда организации, ее характеристики
2. Анализа внутренней и внешней среды организации.
2.1 Анализ внешней среды организации (макроокружение).
· 2.2 Анализ внутренней среды организации (микроокружения)
3. Анализ внешней и внутренней среды организации на примере ресторана «Надежденский»
Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении.
Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.
Конкурентная ситуация постоянно развивается, но всегда существует важная на данный период времени движущая сила конкуренции; важно выявлять слабые и сильные стороны конкурентов и на этой базе строить свою стратегию конкурентной борьбы.
Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны новых предприятий и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных «пришельцев». Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет экономии от большего объема производства, контроль над каналами распределения, использование локальных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, предпочтений и преданности покупателей, требуемого капитала, эффекта жизненного цикла продукции.
Конкуренция является эффективным методом взаимной координации индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность. Каждая конкурентная организация стремится формировать свою рыночную стратегию, которая при ее реализации обеспечивает превосходство над конкурентами.
Успешность такой стратегии должна зависеть от стратегий, принятыми конкурентами. Поэтому неизбежным является косвенное взаимодействие конкурентов, которое заключается в следующем: организация, вырабатывая свою стратегию обязательно ориентируется на конкретные действия конкурентов и пытается спрогнозировать их.
Параметрами такого взаимодействия могут быть: цена, новые или улучшенные товары или же услуги, технические новшества, сервис, гарантии, экономия затрат. Соперничество между организациями полностью не исключает и сотрудничество между ними (разного рода альянсы).
Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми для решения ею своих задач кадрами. Организация должна изучить рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т. п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.
Нормальное функционирование любой организации обеспечивается наличием инфраструктуры. Между тем инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Деловой мир состоит не только из тех, кто делает свой предпринимательский, потребительский, трудовой либо государственный бизнес.
Взаимные отношения между предпринимателями, наемными работниками, потребителями обуславливаются огромным множеством промежуточных форм, устанавливающих эти отношения и тем самым помогающих названным субъектам реализовать свои деловые интересы. Поэтому также необходимо проводить анализ и этой компоненты микроокружения организации. Элементами инфраструктуры фирмы являются:
кредитная система и коммерческие банки; организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах;
аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
система регулирования занятости населения и центры (государственные и негосударственные) содействия занятости (биржи труда);информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система и налоговая инспекция; система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые (государственные и негосударственные) компании; специальные рекламные и информационные агентства, и СМИ;
торговые палаты, другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов; таможенная система;
профессиональные союзы работающих по найму; коммерческо-выставочные комплексы; система высшего и среднего экономического образования; консультационные (консалтинговые) компании; аудиторские компании; общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; специальные зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура современного предприятия – неотъемлемый компонент деловых отношений. Инфраструктура сформировалась в результате длительной эволюции деловых отношений.
Все это говорит о важности данного элемента непосредственного окружения фирмы, поэтому при анализе внешней среды нельзя недооценивать, и тем более игнорировать эту компоненту.
Проведя анализ внутренней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новых возможностей, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться ими в нужной ситуации, а так же какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
2.3 SWOT- анализ
Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Проведя анализ внутренней и внешней среды организации все полученные сведения можно отразить в одном общем анализе, для того, что бы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.
Главное при проведении SWOT-анализа, также как и других исследований и стратегического планирования, это не корочка диплома, а умение мыслить, умение посмотреть на свою организацию, встающие задачи и проблемы «взглядом со стороны».
Для проведения анализ необходимо:
Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
3. Анализ внешней и внутренней среды организации на примере ресторана «Надежденский»
В данной работе проведем анализ внутренней и внешней среды организации на примере ресторана «Надеждинский».
Ресторан – это предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные. Блюда, как правило, подаются и съедаются на месте в ресторане, но многие рестораны также предлагают блюда на вынос и доставку еды, а некоторые предлагают только вынос и доставку. Рестораны сильно различаются по внешнему виду и предложениям, включая большое разнообразие кухонь и видов обслуживания, от недорогих ресторанов быстрого питания до семейных ресторанов со средней ценой и дорогих заведений класса люкс.
Месторасположение ресторана: Ресторан «Надежденский» распложен на первом этаже гостиничного комплекса «Надежденский» в центре города Серова по адресу: ул. Льва Толстого 18.
Ресторан «Надеждинский» предлагает комплексное и индивидуальное обслуживание с учетом всех пожеланий своих клиентов. Гостей данного ресторана ждет красивый классический интерьер с ажурными витражами, в котором хочется расслабиться, провести время в кругу друзей и близких.
Ресторан специализируется на проведении банкетов, праздников для детей и молодежных компаний, а также других мероприятий.
Перечень услуг:
1). Организация общественного питания, создание, содержание и эксплуатация основных типов предприятий массового питания (ресторан, бар и т.д.);
2). Деятельность по производству, выпуску, реализации и организации потребления продукции общественного питания, пищевой продукции и полуфабрикатов, в т.ч. обеденной продукции, горячих, холодных, десертных блюд, закусок и напитков;
3). Организация кондитерских производств, выпечка и реализация хлебобулочных и иных мучных и кондитерских изделий, изготовление десертов по индивидуальным заказам;
4). Розничная торговля пивом, прохладительными напитками, сухими и креплёными винами, водочными, коньячными изделиями (ликёром, ромом, бренди), другими алкогольными, а также табачными изделиями и шоколадом в установленном законодательством порядке;
5). Проведение банкетов, обслуживание свадеб, юбилеев, торжеств и ритуалов;
6). Выездное обслуживание корпоративных мероприятий, выставок, фуршетов, приемов и банкетов. Оказание сервисных услуг по заказам населения;
7). Осуществление внедрения новых технологий приготовления, расширения ассортимента и повышения качества продукции общественного питания;
8). Только ресторан «Надеждинсккий» предлагает уникальную комплексную услугу – несколько залов для одновременного пребывания разных компаний. Это комфортная форма и для проведения больших банкетов, в которых есть дети;
Предложения: Wi-Fi; банкеты; бронирование; выездное обслуживание; еда на вынос; зал для некурящих; карта вин; летняя веранда; кофейная карта; сигары; чайная карта.
Способы расчета с клиентами за питание: наличный расчет и расчет по кредитной системе банковских карточек: Maestro; MasterCard; Visa; VisaElectron.
Средний счет: до 10 000,00р.
Парковка: бесплатная.
Бизнес - ланч: С 12:00 до 16:00 комплексный обед от 150,00руб.
Контингент ресторана (потребители) - люди среднего и более высокого достатка. Количество предлагаемых услуг настолько разнообразно, что ресторан пользуется большой популярностью у местного населения.
Конкурентность: в городе Серове есть несколько предприятий общественного питания. К ним относятся кафе «Театральное», ресторан «Ривьера», ресторан «Корона», кафе «Маэстро» и кафе «Бисквид». Уровень подачи и приготовления блюд в кафе гораздо ниже, чем в ресторанах. Только в ресторане «Надежденский» работает титулованный шеф-повар. Персонал ресторана проходит курсы повышения квалификации. Все знаменитые гости города Серова обедают, и ужинают только в ресторане «Надежденский». В летнее время в ресторане работает летняя веранда, блюда из мяса готовятся на откатом воздухе, на глазах у гостей. Блюда готовит сам шеф-повар. По отзывам в интернете можно проанализировать мнение гостей.