Файл: История развития визуализации речи по учебной дисциплине Инфокоммуникационные технологии в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На заключительном этапе исследования оценивалось влияние включения средств визуализации речи на процесс и результат коррекционной работы:
-
формирование, развитие и поддержание мотивации детей к занятиям произношением; -
эффективность формирования базовых произносительных навыков у детей с нарушениями произносительной стороны речи различного генеза и степени выраженности; -
работоспособность детей с различными нарушениями слуха и детей с различными речевыми нарушениями на занятиях произношением.
Анализировалась возможность добиться с помощью «Видимой речи» тех эффектов в обучении детей, которых не удавалось или было чрезвычайно сложно добиться традиционными средствами.
Исследование показало, что «Видимая речь» может плодотворно использоваться в качестве вспомогательного средства обучения применительно к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями произносительной стороны речи различного генеза и степени выраженности.
Было установлено, что включение «Видимой речи» в коррекционный процесс позволяет несравненно быстрее, чем в традиционных условиях, вызывать у детей мотивацию к занятиям произношением, а затем развивать и поддерживать ее на протяжении длительного периода времени.
Данная компьютерная технология является эффективным средством развития произвольности в усвоении необходимых произносительных навыков.
Были выявлены те необходимые для фонетического оформления речи навыки, формирование которых с помощью «Видимой речи» происходит у детей быстрее, чем в обычных условиях:
-
правильного речевого дыхания; -
полнозвучного и стабильного голосоведения; -
наличия голосовых модуляций; -
нормального темпа и слитности речи; -
выделения словесного и логического ударения; -
правильного звукопроизношения; -
развития фонематического слуха и самоконтроля за речью в условиях незапланированной коммуникации.
Включение «Видимой речи» в арсенал средств педагога способствует также развитию работоспособности детей, сохранению продуктивности их деятельности на протяжении всего индивидуального занятия, а не только на тех этапах, где применяется компьютерная программа. Показателями роста работоспособности детей являются: стремление к продолжению работы при возникновении явных затруднений в выполнении предложенных упражнений, а также готовность многократно и усердно повторять необходимые однообразные упражнения, предлагаемые взрослым на определенных этапах индивидуальных занятий.
Заключение
Результаты исследования подтверждают: информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
Выявлены, обоснованы и описаны преимущества компьютера как инструмента обучения школьников с нарушениями развития. Показано, что с его помощью становится возможным:
· мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;
· моделировать сложные и скрытые от непосредственного наблюдения объекты познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирование одного и того же предметного содержания в
наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;
· моделировать продуктивные виды совместной и индивидуальной деятельности детей, необходимые для освоения поставленных развивающих и коррекционных задач;
· создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;
· обеспечивать возможность продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения;
· расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.
Преимущества информационных технологий могут плодотворно использоваться в различных областях специального образования: традиционных и инновационных, специфических и неспецифических. Включение компьютерных технологий визуализации звучащей речи в процесс коррекции произносительной стороны речи позволяет сурдопедагогу и логопеду стабильно обеспечивать мотивацию детей к занятиям, ускорять процесс формирования базовых произносительных навыков, поддерживать работоспособность и продуктивность деятельности детей на протяжении индивидуального занятия. Установлено, что в отдельных случаях качественные произносительные навыки могут быть сформированы только при помощи средств визуализации звучащей речи.
Список использованной литературы
1 Кукушкина О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования.- М.: Полиграф-сервис, 2005.- 327 с.
2 Кукушкина О.И Компьютер в специальном обучении: новое средство -новые идеи // Специальное образование в России: вчера, сегодня, завтра. - М.: ИКПРАО; Утрехт: Ин-т Ортопедагогики, 1995.- С. 67-75
3 Кукушкина О.И Применение информационных технологий в специальном образовании в России // Интегративные тенденции современного специального образования.- М.: Полиграф-сервис, 2003.- С. 270-282.
4 Кукушкина О.И. Информационные технологии в специальном образовании // Образование для всех: совершенствование процесса обучения и реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. - Кишинёв: ООН в Молдове, 2004,- С.75-83.