ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кто имеет право
оформлять кассовые документы и работать с наличностью в кассе:
Сотрудники организации | Право на оформление приходных и расходных к/о | Право на подпись к/о | Право на прием и выдачу наличных |
Главный бухгалтер | Имеет право | Имеет право | Имеет право на основании приказа директора |
Директор организации | Имеет право при отсутствии других уполномоченных на то лиц | Имеет право при отсутствии других уполномоченных на то лиц | Имеет право при отсутствии других уполномоченных на то лиц |
Бухгалтер или другой штатный сотрудник | Имеет право на основании приказа директора | Имеет право на основании приказа директора | Имеет право на основании приказа директора |
Частный бухгалтер, если заключен договор бухгалтерского обслуживания | Имеет право на основании договора бухгалтерского обслуживания | Не имеет право | Не имеет право |
Кассир организации | Имеет право на основании приказа директора | Имеет право на основании приказа директора | Имеет право |
Директор организации может доверить оформление кассовых документов бухгалтеру сторонней организации или частному бухгалтеру, с которой (которым) заключен договор бухгалтерского сопровождения (п. 4.2 Указания № 3210-У).
Если в организации нет штатного или внештатного бухгалтера, то подписывает кассовые документы руководитель, в том числе и за кассира.
Выполнять обязанности кассира, выдавать и принимать наличные деньги по-прежнему может только штатный работник (п. 4 Указания № 3210-У).
В заявлении на подотчет директор может не указывать срок возврата денег.
Предприниматели освобождены от ведения кассовой книги, так как они регистрируют кассовые операции в книгах учета доходов или доходов и расходов (п. 4.6 Указаний № 3210-У) .
Контроль за ведением кассовой книги (книги учета денежных средств) осуществляет главный бухгалтер, а при его отсутствии – руководитель.
Порядок ведения кассовой книги юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем
Элемент | Характеристика | Основание |
Цель ведения кассовой книги | Для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, ведется кассовая книга 0310004. Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) помимо кассовой книги ведет кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом). | п. 5.1 Положения 3210-У от 11.03.2014 |
Осуществление записей в кассовой книге | Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому ПКО (РКО), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги. | п. 5.2 Положения 3210-У от 11.03.2014 |
Выведение остатка на конец рабочего дня | Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. | п. 5.3 Положения 3210-У от 11.03.2014 |
Проверка записей кассовой книги | Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку. | п. 5.4 Положения 3210-У от 11.03.2014 |
Выведение остатка в кассовой книге в случае, если не было кассовых операций | Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились и записи в кассовую книгу не осуществлялись, остатком наличных денег на конец рабочего дня считается сумма остатка наличных денег, выведенная в последний из предшествующих рабочий день, в течение которого проводились кассовые операции. | п. 5.5 Положения 3210-У от 11.03.2014 |
Ведение кассовой книги в обособленном подразделении | Обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу. В случае оформления кассовой книги на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги, а в случае оформления кассовой книги с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги. Передача обособленным подразделением листа кассовой книги юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. В этом случае передача листа кассовой книги на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом. | п. 5.6 Положения 3210-У от 11.03.2014 |
Разрешается тратить наличную выручку:
-
На выдачу зарплаты, -
На выплату материальной помощи, -
На оплату товаров, работ и услуг, -
На выдачу под отчет, -
На возврат денег за оплаченные ранее товары и другие цели (пункт 2 Указания ЦБ РФ № 3073-У).
Запрещено расходовать наличные:
-
на оплату аренды недвижимости, -
на покупку ценных бумаг, -
на выдачу и возврат займов (п. 4 Указания № 3073-У).
На предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.
Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.
В машинограмме "Вкладной лист кассовой книги" последним за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за календарный год - общее количество листов кассовой книги за год.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.
3. Учет денежных средств на расчетных счетах в банках
Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных систем в Российской Федерации, который устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.
Смысл безналичных расчетов заключается в списании сумм денег с одного расчетного счета на другой, в соответствии с документами, имеющими юридическую силу.
Взаимоотношения между организацией и банком оформляются договором на расчетно-кассовое обслуживание, в котором фиксируется: перечень услуг, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, прав, обязанности и ответственность сторон.
Основные расчеты между предприятиями проводятся при помощи расчетных счетов. Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:
1) заявление на открытие счета установленного образца;
2) нотариально заверенные копии устава, учредительного договора и свидетельства о государственной регистрации предприятия;
3) справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
4) карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера (в случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации) с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально;
5) копии документов о назначении на должность лиц, имеющих право первой (руководителя) и второй (главного бухгалтера) подписи;
6) свидетельства о постановке на учет в фонде социального страхования и обеспечения РФ;
7) копия справки из органов государственной статистики о присвоении кодов ОКВЭД.
Законодательно количество открываемых предприятием расчетных счетов не ограничено. Организация в течении 7 календарных дней обязана известить свою налоговую инспекцию об открытии расчетного счета. Невыполнение данного требование грозит административным штрафом в сумме 5 000 рублей.
Основными формами безналичных расчетов в РФ являются:
- расчеты платежными поручениями;
- расчеты по аккредитиву;
- расчеты чеками;
- расчеты по инкассо;
- вексельная форма расчетов;
- расчеты с использованием банковских карт.
Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью осуществляются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.
Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа и представления в банк, как правило, в 4-х экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение:
- 1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;
- 4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению;
- 2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.