Файл: Тема учет денежных средств организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кто имеет право

оформлять кассовые документы и работать с наличностью в кассе:


Сотрудники

организации

 Право на оформление приходных и расходных к/о

Право на подпись к/о

Право на прием и выдачу наличных

Главный бухгалтер

Имеет право

 Имеет право

Имеет право на основании приказа директора

Директор организации

Имеет право при отсутствии других уполномоченных на то лиц

Имеет право при отсутствии других уполномоченных на то лиц

Имеет право при отсутствии других уполномоченных на то лиц

Бухгалтер или другой штатный сотрудник

Имеет право на основании приказа директора

Имеет право на основании приказа директора

Имеет право на основании приказа директора

Частный бухгалтер, если заключен договор бухгалтерского обслуживания

 Имеет право на основании договора бухгалтерского обслуживания

Не имеет право

Не имеет право

Кассир организации

Имеет право на основании приказа директора

Имеет право на основании приказа директора

Имеет право
________________________ 

Директор организации может доверить оформление кассовых документов бухгалтеру сторонней организации или частному бухгалтеру, с которой (которым) заключен договор бухгалтерского сопровождения (п. 4.2 Указания № 3210-У).

Если в организации нет штатного или внештатного бухгалтера, то подписывает кассовые документы руководитель, в том числе и за кассира.

Выполнять обязанности кассира, выдавать и принимать наличные деньги по-прежнему может только штатный работник (п. 4 Указания № 3210-У).


В заявлении на подотчет директор может не указывать срок возврата денег.

Предприниматели освобождены от ведения кассовой книги, так как они регистрируют кассовые операции в книгах учета доходов или доходов и расходов (п. 4.6 Указаний № 3210-У) .

Контроль за ведением кассовой книги (книги учета денежных средств) осуществляет главный бухгалтер, а при его отсутствии – руководитель.

Порядок ведения кассовой книги юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем

Элемент

Характеристика

Основание

Цель ведения кассовой книги

Для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, ведется кассовая книга 0310004.

Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) помимо кассовой книги ведет кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

п. 5.1 Положения 3210-У от 11.03.2014


Осуществление записей в кассовой книге

Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому ПКО (РКО), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.

п. 5.2 Положения 3210-У от 11.03.2014

Выведение остатка на конец рабочего дня

Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись.

п. 5.3 Положения 3210-У от 11.03.2014

Проверка записей кассовой книги

Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

п. 5.4 Положения 3210-У от 11.03.2014

Выведение остатка в кассовой книге в случае, если не было кассовых операций

Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились и записи в кассовую книгу не осуществлялись, остатком наличных денег на конец рабочего дня считается сумма остатка наличных денег, выведенная в последний из предшествующих рабочий день, в течение которого проводились кассовые операции.

п. 5.5 Положения 3210-У от 11.03.2014

Ведение кассовой книги в обособленном подразделении

Обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.


В случае оформления кассовой книги на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги, а в случае оформления кассовой книги с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги.


Передача обособленным подразделением листа кассовой книги юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. В этом случае передача листа кассовой книги на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом.

п. 5.6 Положения 3210-У от 11.03.2014




Разрешается тратить наличную выручку:

  1. На выдачу зарплаты,

  2. На выплату материальной помощи,

  3. На оплату  товаров, работ и услуг,

  4. На выдачу под отчет,

  5. На возврат денег за оплаченные ранее товары и другие цели  (пункт 2 Указания ЦБ РФ № 3073-У).

Запрещено расходовать наличные:

  • на оплату аренды недвижимости,

  • на покупку ценных бумаг,

  • на выдачу и возврат займов (п. 4 Указания № 3073-У).

На предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.

Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.

В машинограмме "Вкладной лист кассовой книги" последним за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за календарный год - общее количество листов кассовой книги за год.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

3. Учет денежных средств на расчетных счетах в банках

Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных систем в Российской Федерации, который устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Смысл безналичных расчетов заключается в списании сумм денег с одного расчетного счета на другой, в соответствии с документами, имеющими юридическую силу.

Взаимоотношения между организацией и банком оформляются договором на расчетно-кассовое обслуживание, в котором фиксируется: перечень услуг, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, прав, обязанности и ответственность сторон.

Основные расчеты между предприятиями проводятся при помощи расчетных счетов. Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:


1) заявление на открытие счета установленного образца;

2) нотариально заверенные копии устава, учредительного договора и свидетельства о государственной регистрации предприятия;

3) справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;

4) карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера (в случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации) с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально;

5) копии документов о назначении на должность лиц, имеющих право первой (руководителя) и второй (главного бухгалтера) подписи;

6) свидетельства о постановке на учет в фонде социального страхования и обеспечения РФ;

7) копия справки из органов государственной статистики о присвоении кодов ОКВЭД.

Законодательно количество открываемых предприятием расчетных счетов не ограничено. Организация в течении 7 календарных дней обязана известить свою налоговую инспекцию об открытии расчетного счета. Невыполнение данного требование грозит административным штрафом в сумме 5 000 рублей.

Основными формами безналичных расчетов в РФ являются:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками;

- расчеты по инкассо;

- вексельная форма расчетов;

- расчеты с использованием банковских карт.

Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью осуществляются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа и представления в банк, как правило, в 4-х экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение:

- 1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;
- 4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению;
- 2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.