Файл: Контрольная работа по дисциплине Введение в профессиональнопедагогическую деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт гуманитарного и социально-экономического образования

Кафедра экономики, менеджмента, маркетинга и технологий экономического образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»

Жизнь и педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. В.А. Сухомлинский – сельский учитель и академик .…………..5

2. В.А. Сухомлинский о педагогической роли патриотического воспитания ……………………………………………..…………………..…6

3. Значение трудов В.А.Сухомлинского в организации методической и воспитательной деятельности школ: исторический аспект …………………………………..………………………....…………………...8

4. Классические идеи В.А.Сухомлинского о воспитании совести……….10

5. Педагогическое наследие В.А.Сухомлинского…………………………12

Заключение…………………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………………….14

Введение

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик. В.А. Сухомлинский жил и создавал свою педагогическую теорию в то время, когда коммунистическая идеология подчинила себе все сферы творческой деятельности и диктовала в воспитании детей идеалы, содержание, средства работы. В эти годы трудно было пробиться живой нестандартной мысли в педагогике, а тем, у кого она зарождалась, сложно было реализовать свои авторские идеи на практике.

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли. Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения.

1. В.А. Сухомлинский – сельский учитель и академик

Родился В.А. Сухомлинский 28 сентября 1918 г. в семье плотника в селе Васильевка Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе. Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: Гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым. В 1926–1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком. Летом 1934 г. он был принят в пединститут Кременчуга» «на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. В 1935–1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково. В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности «украинский язык и литература». Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе села Онуфриевка. В этом же году (1939) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны, будучи беременной, она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына. Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942) был комиссован из армии. Остался на Урале и в 1942–1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР). После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим Районного отдела народного образования в Онуфриевке [4, с. 51-52].

Страна залечивала военные раны – а педагог рассуждал о прекрасном, он готовил детей к высокому предназначению: «В чём же дело? Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло. Человек — сын природы. Ему свойственны человеческие страсти и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству». Казалось, они — люди конца пятидесятых — растапливали «вечный полюс», пробуждали в людях лучшее, светлое. Увы,

очень скоро и идеализм Сухомлинского, казавшийся таким свежим в пятидесятые годы, оброс потугами эпигонов и стал превращаться в учительский штамп. Но Сухомлинский предвидел эту опасность — и приступил к воспитанию учителей.[6]

В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни. Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. [4, с. 52-53]

Для павлышского учителя в воспитании ведущей становится педагогическая установка на синхронный процесс воздействия двух субъектов. В центре педагогического процесса находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями, на которые прежде всего и должны были ориентироваться учителя. В данной связи главной задачей педагогов становится создание благоприятных условий для развития детей. Сухомлинским предлагается очень тонкая система стимулирующих влияний на личность воспитанника. В последние два-три года жизни в своем творчестве Сухомлинский стал переходить от расширения смыслов педагогической деятельности к их возвышению. У Сухомлинского определенно начинает формироваться целостная и самобытная философско-педагогическая система интегрального характера. Если для первой половины 60-х годов это советское государство – труд – коммунизм, то теперь доминирует иная аксиологическая триада: Родина – любовь – семья. В его работах остро чувствуется новая личностно-экзистенциальная проповедническая позиция. Кстати заметим, что эта тенденция была с тревогой встречена официальной педагогикой. Ведь не случайно приснопамятная погромно-установочная статья Бориса Лихачева называлась «Нужна борьба, а не проповедь». И основой этой проповеднической позиции являлось то, что в результате своей многолетней педагогической деятельности Сухомлинский в полной мере убедился в ее правомерности и продуктивности….Второго сентября 1970 года завершился земной путь Василия Александровича Сухомлинского и началась его жизнь в вечности, которая будет продолжаться, пока существует теплый Мир Детства, надежным защитником которого он так самозабвенно был. [7]
2. В.А. Сухомлинский о педагогической роли патриотического воспитания

По утверждению В.А. Сухомлинского – великого гуманиста, педагога и патриота не на словах, а в повседневных конкретных педагогических делах, «настоящий человек – это дух человеческий, который выражается в убеждениях и чувствах, воле и стремлениях, в отношениях к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него».


Любовь и верность человека к своему Отечеству начинаются с любви и верности человека к человеку – воспитуемого к воспитателю, ученика к учителю, детей к родителям. Поэтому каждый педагог (воспитатель) в своей каждодневной педагогической деятельности должен руководствоваться рекомендациями В.А. Сухомлинского о том, что «не может быть и речи о формировании патриота, преданности идеям и идеалам, если в детстве, в отрочестве, ранней юности В.А. Сухомлинский – выдающийся советский педагог, гуманист, патриот конкретный человек (в данном случае педагог, воспитатель, мать и отец) не стал для вашего питомца единственно дорогим, если он не отдал силы своей души для радостей другого человека». Поэтому очень важно, чтобы каждый конкретный педагог (воспитатель, мать и отец) стал для детей.

В.А. Сухомлинский постоянно призывал родителей и педагогов научить каждого ребенка, всех детей «дорожить счастьем бытия», стать «мыслителями» и осознанным патриотическим чувством «понимать, глубоко уважать человеческое право на жизнь, счастье, радость, неприкосновенность личности». Умение дорожить счастьем бытия, счастьем свободного труда, счастьем «быть самим собой», счастьем успешной социализации помогает ребенку ежедневно жить «правильной жизнью» – с любовью к обществу и государству, что начинается с любви к бабушке и дедушке, матери и отцу, сестре и брату, с умения «любить человека – людей» вообще.

Чтобы стать патриотом Родины, человек должен быть духовно сильным, твердым, выносливым, несгибаемым, трудолюбивым, мужественным. Особенно в экстремальных ситуациях человеческой силе духа нет пределов. Именно масштабная сила духа «способна» помогать человеку в том, что он «должен» и «обязан». «Вся сущность нашей жизни, – подчеркивал В.А. Сухомлинский, – заключается в том, что все мы обязаны, должны. Иначе жить было бы невозможно.

Великий патриот нашей страны В.А. Сухомлинский всегда предупреждал: чтобы дети стали патриотами своей малой и большой Родины, их необходимо научить «дорожить памятью своих отцов, дедов и прадедов, тогда они глубже почувствуют свою ответственность за будущее.

По глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, самое дорогое у человека: «это – Родина, Отечество, сыновняя верность, преданность той земле, где ты родился и осмыслил сам себя, тому народу, который вскормил и взрастил тебя, тем радостям и горестям, которые сопровождают тебя от рождения до могилы. Ты – сын народа, в тебе отражается его многовековая история, его величие и слава. Отечество рождает твою человеческую, гражданскую душу. Нет ничего дороже Отечества». Подчеркивая огромную роль для каждого человека его малой Родины, В.А. Сухомлинский всегда призывал постоянно помнить и «дорожить своим патриотическим началом, беречь и хранить его, никогда не забывать о теплой и ласковой колыбели, откуда ты вылетел, помнить, что,
если бы не она, ты был бы ничто, перед тобой не открывалась бы дверь в огромный мир Родины, на просторах которой есть где показать свои силы, свой ум».

Современный патриот России – настоящий россиянин, духовно богатый, идейно убежденный, умеющий преданно любить Родину, отстаивающий ценности нашего российского общества. [1 с. 34-41]
3. Значение трудов В.А.Сухомлинского в организации методической и воспитательной деятельности школ: исторический аспект

Сегодня деятельность, обеспечивающая последовательную реализацию сложной динамической системы в соответствии с целями, называется управлением. Необходимо проанализировать информацию об основных процессах, происходящих на объекте управления и поставить на правильный путь. Также можно управлять процессами, происходящими в природе и обществе.

В обеспечении экономического и социального прогресса в обществе большое значение имеет работа по управлению школой. Эффективная управленческая деятельность на местах, обеспечивающая целенаправленное, четкое руководство. Школа – комплексная система материальной базы, обеспечивающая необходимые условия для выполнения учащимися, воспитателями, администрацией школы – директором, его помощниками по организации учебно-воспитательной работы, внеклассной и внешкольной работы, учащимся и обслуживающему персоналу, выполнение общих задач, поставленных перед школой.

Руководство деятельностью сотрудников школы осуществляет директор. Поэтому, он должен иметь высшее образование, стаж организационной работы и навыки, творческое отношение к работе.

Директорам школ необходимо проанализировать опыт работы первых выдающихся педагогов. Например, наблюдая за живыми педагогическими явлениями в школе можно анализировать опыт В. А. Сухомлинского по руководству школой. Он писал о том, что директора школы сталкиваются с потоком педагогических явлений, которые порождают большие проблемы, имеющие практическое значение в тесной взаимосвязи друг с другом. В результате можно сделать вывод о том, что, правильно совмещая административно – хозяйственную деятельность с педагогической, методической, учебно-воспитательной работой, директор может обогатить свои педагогические знания и развивать свое профессиональное мастерство.