Файл: Анализсредстввыразительности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.

  • (11)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.

(12)И старик отвечает:

  • (13)Прошёл до Берлина… пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.

  • (15)А ты не устал?

  • (16)Устал. (17)Что поделаешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих сыновей так и не догнал.

  • (20)Они быстро шли?

  • (21)Быстро.

  • (22)Пешком?

  • (23)Пешком. (24)Они же у меня Пешеходовы… (25)Только сыновья моложе. (26)Ноги у них резвые. (27)Я не поспевал за ними.

(28)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (29)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. (30)Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.

  • (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

  • (34)Мои сыновья, Семён и Василий, как бы впервые отвечает старик.

  • (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

  • (36)Мои сыновья, Семён и Василий.

  • (37)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

  • (38)Мои сыновья…

(39)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:

  • (40)Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт? (41)Нет, не собьёшь старика!

  • (42)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.


(43)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

  • (44)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?

  • (45)Мои сыновья…

  • (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

  • (47)Мои сыновья…

  • (48)Везде поспевали?

  • (49)Везде. (50)Ноги у них молодые. (51)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

  • (52)Так и не вернулись?

  • (53)Так и не вернулись. (54)Спят в могиле. (55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:

  • (56)Где их могила?

(57)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58)Он говорит:

  • (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле.

(61)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

Ответ:

  1. Анализсредстввыразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1.   Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.

  2.   И сегодня мне хочется вспомнить подробности тех дней, когда я впервые ощутил тоску по Севастополю.

  3.   Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.

  4.   Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню.

  5.   Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя».



(1)Когда спрашивают, почему я, человек вполне сухопутный, так привязан к Севастополю, к морякам и кораблям, я говорю:

  • (2)Потому что море я полюбил в детстве.

  1. И сегодня мне хочется вспомнить подробности тех дней, когда я впервые ощутил тоску по Севастополю.

  2. Это случилось в начале июня. (5)Я от нечего делать зашёл к Шалимовым. (6)Лёшка сердито мастерил из загнутой медной трубки и гвоздя пугач-хлопушку. (7)На меня он только глянул с хмурым равнодушием. (8)В те дни, о которых я рассказываю, он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. (9)Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а

по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы. (10)Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку.

  1. На коричневом сукне лежала книга, на которой были разлапистые якоря, парусные корабли и слова: «С. Григорьев. Малахов курган».

  2. Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках.

  1. Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе.

  2. Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло. (16)Выстрел встряхнул меня  — надо было принимать решение. (17)Попросить Лёшку, чтобы дал почитать? (18)Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя». (19)Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню. (20)Щёлкнул на двери крючком и замер с книжкой у стола…


(21)Через какое-то время Лёшка задёргал дверь.

  • (22)Кнабель, это ты стырил книгу?

  • (23)Всё равно не дам, пока не дочитаю!  — отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.

  • (24)Ну, только выйди,  — нехорошим голосом предупредил Лёшка.

(25)К середине следующего дня я дочитал «Малахов курган» и, виноватый, готовый к заслуженной каре, но всё равно счастливый, понёс книгу Лёшке. (26)Лёшка встретил меня вполне миролюбиво, улыбнулся и сказал:

  • (27)Да ладно, у меня сейчас «Восемьдесят дней вокруг света» есть, а эту читай ещё, если охота… (28)И я читал ещё. (29)Не спеша. (30)Про Веньку и про Нахимова, про гибель кораблей, затопленных у входа в бухту, и про матросов на бастионах. (31)А ещё в книге был Севастополь. (32)Я читал о жутких

непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря. (33)Тот, который нужен был мне…

(По В. П. Крапивину) *


Ответ:


  1. Анализсредстввыразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1)  — Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане,  — рассмеялась Оля Авласович.  — Антуан сказал, Антуан посмотрел… Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся! 2)  Она всё такая же худющая, бледная, с прямыми скользкими непослушными волосами, которые не может удержать ни одна резинка, ни одна заколка или завязанная лента.

  1.   Дома Таня первым делом подошла к зеркалу.

  2.   Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят.

  3.   Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с Ди Каприо на обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: «Таня Осокина. 7 „А”».


(1)После уроков девочки возвращались домой все вместе.

  • (2)Кать, ну расскажи, пожалуйста, как там Антуан?  — дёргала Дронову за рукав Аллочка Любимова.

  • (3)Пока… никак,  — вынуждена была признаться та.  — (4)Но ведь это только начало!

  • (5)Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане,  — рассмеялась Оля Авласович.  — (6)Антуан сказал, Антуан посмотрел… (7)Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!

  • (8)Можно подумать, тебе Клюшев не нравится!  — насмешливо сказала Таня.

  • (9)Нисколечко! (10)А тебе?  — лукаво посмотрела на неё Оля.