Файл: Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Четвертое издание Москва 2014 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 490
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
13
14
15
16
17
18
Тема 2. Философско-методологические и научные основы
аналитической деятельности
1. Базовые определения:
НАУКА – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, обоснованных и системно организованных знаний о природе, обществе и мышлении.
МЕТОДОЛОГИЯ – область знания о способах организации и построения аналитической, научно-теоретической и практической деятельности человека; сам способ организации деятельности.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ – (от греч. sýstema – целое, составленное из частей, и анализ) – совокупность методов и средств исследования сложных по структуре, многоуровневых и многокомпонентных объектов и процессов; опирается на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы; играет важную роль в процессе выработки и принятия управленческих решений.
СИНЕРГЕТИКА – (от греч. συν – «совместно» и греч. εργος – «действующий») междисциплинарное направление научных исследований, направленное на познание принципов самоорганизации сложных систем.
СЕМИОТИКА – (греч. σημειον – знак) научная дисциплина, изучающая возникновение, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию.
2. Задание к данной теме:
1. Познакомьтесь с электронным ридером по теме 2, прочитайте рекомендованную литературу. Подготовьте вопросы преподавателю.
2. Найдите в интернете и других доступных источниках информацию по теме
«Методы и технологии управления временем». Подготовьте вопросы и мини- сообщения (1-2 мин.) по этой по теме.
3. Проанализируйте в форме «графа Ишикава» комплекс причин и условий катастрофы самолета Президента Польши Л.Качиньского 10 апреля 2010 года.
Перешлите полученный результат по сети руководителю аналитической группы.
3. Содержание темы:
Понятие и функции методологии в аналитической деятельности.
Философия, логика, семиотика как основа аналитической деятельности.
Теоретические основы системного анализа как методологическое ядро современной аналитики. Гуманитарные науки. Социология и статистика в
19 аналитической деятельности. Использование данных теории государства и права, отраслевых и прикладных юридических наук в аналитических исследованиях.
4. Рекомендуемая литература:
1. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. – М. – Издательство
«Русаки». – 2004. – Глава II. (LMS).
2. Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков / А.И.Ракитов, Д.А.Бондяев, И.Б.Романов,
С.В.Егерев, А.Ю.Щербаков. – М. – 2009. (LMS).
3. Теоретико-методологические основы системных информационно-аналитических исследований: Монография. / Под ред. д.ф.н., проф. А.И. Селиванова. — М.:
ИПКгосслужбы, 2004. — 184 с.
5. Самоменеджмент: управление временем (тайм-менеджмент).
6. Практикум аналитика:
Дерево причинности – граф Ишикава
Граф Ишикава – графическое средство, предназначенное для анализа причинных связей в сложных, в том числе социальных и правовых, системах.
Граф Ишикава предполагает наглядное воспроизведение на одном листе комплекса причин, влияющих на возникновение, динамику, развитие, прекращение некоторого события или явления.
Достоинством графа Ишикава является то, что он делает понятным и обозримым весь спектр причин, породивших некоторое явление, позволяет их структурировать – выделить причины первого, второго, третьего уровней, разграничить причины, условия и поводы и т.д.
Недостаток графа Ишикава – игнорирование временного параметра воздействия тех или иных причин.
Как и в случае с «деревом целей», наиболее сложная творческая часть работы – структурирование «клубка причин», выделение в их составе самостоятельных элементов, определение их взаимосвязи и соподчиненности.
Помимо отражения комплекса причин, граф Ишикава позволяет построить их иерархию (присвоить причинам ранги), а также оценить
«мощность» тех или иных причин, степень их влияния на конечный результат в баллах или в процентах.
Граф Ишикава – полезный инструмент не только для анализа комплекса причин того или иного явления, но и для разработки «мер воздействия» на данное явление, поскольку причины того или иного развивающегося процесса являются одновременно и узлами воздействия на его динамику. В известном
20 смысле, план «мер воздействия» выглядит как «зеркальное отображение» картины причин данного явления.
Граф Ишикава получил свое наименование по имени Каору Ишикава
(1915-1989) – японского ученого и предпринимателя, изобретателя «кружков качества», широко применявшего упомянутый граф в своей практической деятельности.
Компьютерная программа MS Visio содержит средства, позволяющие быстро и удобно строить графы Ишикава любой сложности.
Пример использования графа Ишикава:
анализ причин низкого уровня сдачи сессии
7. Интеллектуальные карты:
Философско-методологические и научные основы аналитической деятельности.
Аналитика и естественно-научное знание.
Аналитика и гуманитарное знание.
Аналитика и юридическое знание.
Аналитика и философия.
21
22
23
24
25
26
Тема 3. Целеполагание и самоопределение аналитика
1. Базовые определения:
ЦЕЛЬ – идеальное, мысленное предопределение человеком результатов деятельности и путей их достижения с помощью определенных средств.
ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ – структурированная, построенная по иерархическому принципу
(распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей, в которой выделены: генеральная цель
(«вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – практическое осмысление человеком своей деятельности с точки зрения формирования (постановки) целей и путей их достижения реально доступными и допустимыми средствами; первичная фаза выработки и принятия решений.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – (англ. self-determination) процесс и результат выбора человеком своей социальной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах.
2. Задание к данной теме:
1. Познакомьтесь с электронным ридером по теме 3, прочитайте рекомендованную литературу. Подготовьте вопросы преподавателю.
2. Разработайте условное (типовое) «дерево целей» молодого специалиста
(юноши или девушки), закончившего институт (университет, юридический факультет) и пришедшего в трудовой коллектив на практическую работу.
Перешлите выполненное задание по сети руководителю аналитической группы.
3. Содержание темы:
Понятие и способы целеполагания. Цели общества и государства, корпоративные цели личные цели. Целеполагание в организационных системах.
Модели иерархии целей. Дерево целей. Цели номинальные и реальные.
Конфликты целей.
Понятие самоопределения.
Типы и формы самоопределения.
Самоопределение в аналитической деятельности.
4. Рекомендуемая литература:
27
Статья «Целеполагание» в Российской социологической энциклопедии.
Под ред. акад. Г.В.Осипова. М., 1998. (LMS).
Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. — Москва: Издательство
«Русаки», 2004. — Глава 3, п.4. (LMS).
Вельков А.И. Целеполагание – умение добиваться своего. СПб. – 2004.
(Ридер).
Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. Конспект лекций.
Таганрог. – ТРТУ. – 1995. – глава 3: «Назначение фирмы, ее цели и основные задачи». (LMS).
5. Самоменеджмент: управление целями.
6. Задачи по теме:
Задача 1.
Вы приглашены в избирательный штаб известного регионального политика в качестве юриста-аналитика. В процессе работы вы более детально знакомитесь с биографией и целями заказчика, и узнаете, что он тесно связан с криминальными кругами. Единственная цель его стремления во власть – устранение соперников и получение возможностей для дальнейшего криминального обогащения.
Выберите наиболее приемлемый вариант действий в данной ситуации
(можно оговорить его рядом дополнительных условий): а) выполнить порученную работу и получить деньги; б) выполнить порученную работу ярко, инициативно, получить не только деньги, но и хорошую рекомендацию на будущее; в) найти подходящий повод и потихоньку слинять из этой команды; г) уйти из команды открыто, заявив о неприемлемости ее целей; д) уйти из команды по вариантам (в) или (г) и при этом проинформировать правоохранительные органы; е) уйти из команды с публичным скандалом, причинив кандидату существенный репутационный ущерб; ж) остаться в команде, проинформировав правоохранительные органы; з) остаться в команде, но при этом «слить» наиболее значимую штабную информацию реальному конкуренту данного кандидата (т.е. помочь победить конкуренту).
Кто вы в данной ситуации? Проанализируйте свое самоопределение.
28
Задача 2.
В качестве юриста-аналитика вы получили срочный и весьма дорогой заказ
– проанализировать экономико-правовое положение крупного промышленного предприятия. По ходу выполнения заказа из посторонних источников вы узнаете, что ваш анализ предназначен для подготовки к рейдерскому захвату данного предприятия.
Выберите приемлемый вариант действий в данной ситуации (можно оговорить его рядом дополнительных условий): а) отказаться от выполнения заказа; б) отказаться от выполнения заказа, вернув аванс; в) отказаться от выполнения заказа, подыскав «объективные причины»; г) передать заказ «более компетентному исполнителю»; д) продолжить выполнение заказа и получить деньги; е) продолжить выполнение заказа с учетом предназначения данного анализа и получить деньги; ж) продолжить выполнение заказа, потребовав увеличения платы «за риск»; з) проинформировать правоохранительные органы; и) проинформировать руководство предприятия, на которое готовится рейдерская атака; к) сорвать рейдерскую атаку, предав гласности планы рейдеров (пресс- конференция, выступление в СМИ или по ТВ).
Кто вы в данной ситуации? Проанализируйте свое самоопределение.
7. Практикум аналитика:
Составление «Дерева целей»
Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) карта целей, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево
2
Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч.Черчменом и
Р.Акоффом в 1957 году. Ее достоинство заключается в том, что она позволяет человеку привести в порядок собственные планы, увидеть свои цели в группе, независимо от того, являются ли они личными или профессиональными. В том числе, дерево целей позволяет выявить, какие возможные комбинации целей обеспечат наилучшую отдачу.
2
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-
5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006.
29
Метод «дерева целей» ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений. Термин «дерево» предполагает использование иерархической структуры (от старшей к младшей), полученной путем разделения общей цели на подцели.
Зафиксировать и систематизировать свои цели – на практике достаточно сложная задача: люди зачастую видят свои цели весьма нечетко, смутно. В сознании человека цели неотделимы от желаний, намерений, мотивов. Для преодоления этой трудности следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур.
Метод «дерева целей» широко применяется для прогнозирования направлений развития науки, техники, технологий, а также для формирования профессиональных, деловых и личных целей. Понимание «дерева целей» чрезвычайно важно в государственном управлении и бизнесе: дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.
Составление «дерева целей» позволяет понять, к чему приведет та или иная цель и увидеть противоречия между целями. Например, цель «выпустить новый вид товара» может привести к снижению объема ранее выпускаемых товаров и, как следствие, к совершенно нежелательному результату – снижению прибыли. Именно дерево целей позволяет это увидеть. А также, именно дерево целей позволит найти оптимальный вариант корректировки данной цели, например, проанализировать выпускаемую продукцию с целью выявления продукта с минимальной прибылью, дабы именно его заместить новым продуктом.
Пример: дерево целей предприятия
Пустые клеточки на данном рисунке обозначают:
30
Маркетинг:
1.
Увеличить долю рынка o
Реклама, PR o
Покупка компаний данной отрасли
2.
Расширить ассортимент
Производство:
1.
Снизить издержки o
Покупка нового оборудования o
Автоматизация производства o
Оптимизация транспортных расходов
2.
Перейти на новые технологии
Персонал:
1.
Повышение квалификации o
Обучение o
Создание технологии подбора и адаптации персонала o
Децентрализация управления o
Организация развивающих занятий для руководителей
2.
Мотивация o
Разработка системы премирования o
Изменение оплаты труда линейных руководителей
Финансы:
1.
Эффективное управление o
Управление портфелем o
Кредитная политика o
Разработка инвестиционных проектов
2. Увеличить объем и улучшить структуру заемных средств, обеспечивающих функционирование предприятия
3
Более подробно см.: Бесонова В. Что за метод такой – «дерево целей»? http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12835/
Следует иметь в виду, что в стандартном пакете программ Microsoft Office имеется программа MS Visio, позволяющая рисовать «деревья целей» любого объема и сложности.
7. Рисунки-схемы:
Алгоритм эффективного целеполагания.
Понятие самоопределения.
Ориентация целей аналитика в пространстве целей.
3
Пример взят с сайта «Semestr.ru»: http://www.semestr.ru/ks33.html