Файл: Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Четвертое издание Москва 2014 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 491

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
Алгоритм эффективного целеполагания
(автор - Михаил Дегтярев)
Ист:
http://www.bkworld.ru/archive/y2007/n10-2007/n-10-2007_240.html

32

33

34
Тема 4. Учебная деловая игра
1. Базовые определения:
ДЕЛОВАЯ
ИГРА
– имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме; способ воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ – (мозговой штурм, мозговая атака, от англ. brainstorming) – оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
2. Содержание темы:
Понятие игры. Виды игр. Использование игр в аналитической деятельности. Ролевые игры. Деловые игры. Мозговой штурм. Организационно- деятельностные игры. Аналитика и игры в составе социальных технологий.
3. Тема учебной деловой игры: определяется каждый учебный год индивидуально.
4. Общая методика проведения деловой игры - «мозгового
штурма»:
По курсу «Правовая аналитика» предполагается проведение деловой игры – мозгового штурма. В общем виде методика проведения мозгового штурма выглядит следующим образом:
1. Перед началом игры ставится проблема, которую необходимо решить.
Все члены «штурма» поощряются к высказыванию любых идей и решений, которые придут в голову, какими бы абсурдными или нелепыми они ни казались.
2. Высказанные идеи регистрируются на бумаге, на доске или посредством видеозаписи или аудиозаписи.
3. Предлагаемые решения и идеи не оцениваются до тех пор, пока не иссякли все предложения. Участники игры должны быть уверены, что ни одно предложение не будет оцениваться или отбрасываться в процессе «штурма».

35 4. Поощряются разработка и усиление чьей-либо идеи другими участниками заседания.
5. В заключительном разборе подводятся итоги хода и результатов игры, выявляются наиболее перспективные идеи и предложения.
При наличии технических и временных возможностей, мозговой штурм может быть проведен и в более сложных вариантах: обратный штурм (ищутся недостатки уже принятого решения или нормы: выявление недостатков позволяет внести предложения по их совершенствованию); индивидуальный мозговой штурм (участники работают по отдельности, затем собираются вместе родившиеся идеи); парный мозговой штурм (участники работают парами); двухэтапный мозговой штурм (игра проводится в два этапа по полтора часа, в перерыве ведется свободное обсуждение проблемы); системный мозговой штурм (проблема делится на взаимосвязанные части, которые «штурмуются» по отдельности), многоэтапный мозговой штурм (последовательно штурмуются постановка задачи, предлагаемые решения, оформление идей в документы, проблемы продвижения и принятия документов).
Одна из популярных разновидностей мозгового штурма − «Конференция идей», когда участники расходятся для индивидуальной или групповой работы, а затем собираются вместе для обсуждения полученных идей, вновь расходятся, вновь собираются – и так происходит, пока не будет достигнут значимый результат.
В подготовке юристов популярна другая разновидность мозгового штурма – «судебный процесс», когда участники обсуждения организуют своего рода «суд» над проблемой, назначают «прокуроров» и «адвокатов» и по итогам дискуссии формулируют заключение в виде «судебного решения».
5. Список литературы по деловым играм:
Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры. Теория и организация. –
Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192с.
Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.
Учебное пособие для студентов. - М.: МГУ, 1989.
Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
Алексеев В.А., Савруков Н.Т., Савруков А.Н. Практикум по маркетингу. Задачи, тесты, ситуации, деловые игры, упражнения, задания. – СПб.: Политехника, 2001.
– 212с.
Ананьева Е.Г., Алексеев В.Е., Губенков С.Ю. и др. Методологические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. – М., 1991.
Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности.
Учебное пособие. - М.,1992.
Арутюнов Ю.С., Борисов И.В., Вербицкий А.А., Соловьева А.А. Деловая игра.
Методика конструирования деловой игры. – М.: Мысль, 1988.


36
Бабкин В.Ф., Баркалов С.А., Щепкин А.В. Деловые имитационные игры в организации и управлении. Учебное пособие. – Воронеж: ВГАСУ, 2004. – 207с.
Баркалов С.А., Бабкин В., Щепкин А.Деловые имитационные игры в организации и управлении. Учебное пособие. – М.: АСВ, 2003. – 200с.
Бельчиков Я.М., Бирштейн М.И. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. - 304с.
Беляцкий Н. Менеджмент: Тексты, задачи, ситуации, деловые игры. Практикум:
Учебное пособие. – Казань: Книжный дом, 2005. – 224с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.:
Прогресс, 1988. – 400 с.
Борисова Н.В. Методика выбора форм и методов активного обучения. - М.,1991.
Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга
//Вопросы психологии. 1999. - №4.
Бурков B.H., Емельянов С.В., Ивановский А.Г., Немцева А.Н. Метод деловых игр. -
М.: МЦНТК, 1976.
Бурков B.H., Ивановский А.Г., Малевич А.А., Немцева А.Н. Деловые игры в принятии управленческих решений. Учебное пособие. - М.: МИСиС, 1986.
Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Кисляков Н.А. Практикум по менеджменту. Деловые игры. – М.: Высшая школа, 2004. – 192с.
Велесько Е.И., Быков А.А., Неправский А.А. Стратегический менеджмент. Деловая игра «Дельта». Пособие. - Минск: БГЭУ, 2001.- 272с.
Венгер А.А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии. - №.3. - 1978.
Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. - М., 1990.
Винокуров Ю.Е. Сборник сценариев деловых игр по юридическим дисциплинам. –
М.: Экзамен, 2004. – 192с.
Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. – М.: Просвещение, 1989.
Гидрович С.Р. Игровое моделирование экономических процессов. Деловые игры.
– М.: Наука, 1976.
Глухов В.В., Кобышев А.Н., Козлов А.В. Ситуационный анализ. Деловые игры для менеджмента. – СПб.: Специальная литература, 1999. – 223с.
Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. – СПб.: Речь, 2006. –
140с.
Джексон П. 58 1/2 импровизаций на тренинге. – Минск: Бегин групп, 2004. – 152с.
Евграфов П.М., Глуховенко Ю.М. Ноу-хау обучающих программ и деловые игры. –
М.: АРС, 2004. – 222с.
Ефимов В.М., Комаров В.Ф. Введение в управленческие имитационные игры. – М.:
Наука, 1980.
Ефимов В.Н. Имитационная игра для системного анализа управления экономикой.
– М., 1988. – 256с.
Жуковский В.И., Салуквадзе М.Е. Некоторые игровые задачи управления и их приложения. - Тбилиси: Мецниереба, 1998. – 462с.
Завьялова Ж. Метафорическая деловая игра. – СПб.: Речь, 2005. – 134с.
Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления //
Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. – М.: Экономика, 1989.
Игровое моделирование: методология и практика /под ред. Ладенко И.С. –
Новосибирск: Наука, 1987.
Исаков В.Б. Взаимодействие юридических и технических норм в экономике
России. Материалы проектно-аналитической деловой игры. М., НИУ ВШЭ. – 168 с.


37
Исаков В.Б. Игропрактикум. Опыт игровой практики в школе и университете.
Второе издание. М., НИУ ВШЭ, 2012. – 200 с.
Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения /Моск. психол. соц. ин-т. – М.: Флинта, 1998. – 91с.
Козленко Н.Н. Деловые игры в принятии управленческих решений. – М.:
Экономика, 1992.
Колмановский В.Б. Игровые задачи управления. - М.: МИЭМ, 1990. – 82с.
Корлюгова Ю.Н., Ларионов М.Л. Деловые игры по экономике. Пособие для учителя. – М.: ВИТА, 1998.
Корнейчук Б.В. Микроэкономика. Деловые игры. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.
Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.:
Владос-пресс, 2001.
Красовский Ю. Д, Мир деловой игры (опыт обучения хозяйственных руководителей). – М.: Экономика, 1989. – 185с.
Крейнина М. Финансовый менеджмент. Задачи, деловые игры, тесты. – М.: ДиС,
1999. – 112с.
Крюков М. М., Крюкова Л. И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. – М.: Наука, 1988. – 204с.
Кузьмицкий А.А., Щепкин А.В. Разработка деловых игр по управлению проектами.
- М.: ИПУ РАН, 1994.
Кулжабаев Н.М. Конструирование деловых игр. Методическое руководство для разработки учебных деловых игр. - Алма-Ата: КазПТИ, 1988.
Лабскер Л.Г., Бабешко Л.О. Игровые методы в управлении экономикой и бизнесом. - М.: Дело, 2001. – 464с.
Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. -
М.: Институт практической психологии / Воронеж, 1998. - 288с.
Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. – Л.: Лениздат, 1989. – 172с.
Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Практикум по экономике и управлению.
Компьютерные деловые игры. – М.: Форум / Инфра-М, 2004. – 144с.
Льюс Р., Райфа Х. Игры и решения. - М.: Иностранная литература, 1961. – 642с.
Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. – М., 1994.
Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют в России. Психологические игры новой России. – М.: Академический проект, 2004. – 111с.
Маркин Ю. Теория экономического анализа. – М.: КноРус, 2006. – 312с.
Матросова Л.Н. Деловая игра в подготовке учителя. – М.: Магистр, 1996.
Матросова Л.Н. Деловая игра как эффективное средство в подготовке учителя. –
М.: Прометей, 1992.
Ментс М. ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб.: Питер,
2002. – 208с.
Метафорическая деловая игра: Практическое пособие для бизнес-тренера /под ред. Завьяловой Ж. – СПб.: Речь, 2004. – 134с.; 2006. – 122с.
Минаев Д. Маркетинг: Игровой практикум. Деловые игры, упражнения, тесты. –
Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 320с.
Нейман Д., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. - М.: Наука,
1970. – 707с.
Новиков А.М. Методология игровой деятельности. - М.: Издательство «Эгвес»,
2006. – 48с.


38
Ньюстром Дж., Сканнел Э. Деловые игры и современный бизнес. – М.: Бином,
1998. – 139с.
Петрушинский Е.В. Игры для интенсивного обучения. - М.: Прометей, 1991.
Платов В. Современные управленческие технологии. – М.: Дело, 2006. – 384с.
Платов В.Я. Деловые игры: разработка организация, проведение. - М.:
Профиздат, 1991.
Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. Учебник.
– М.: Аспект-Пресс, 2002. – 285с.
Пушкарев Н.Ф., Троицкая Е.В., Пушкарев Н.Н. Практикум по кадровому менеджменту. Деловые игры. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 160с.
Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К. Организационное поведение. Практикум.
Деловые игры, тесты, конкретные ситуации. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 256с.
Ромашова И.Б. Финансовый менеджмент: Основные темы: Деловые игры. - М.:
КноРус, 2006. – 327с.
Рудая И.Л.Стратегическая деловая игра Никсдорф Дельта: Учебное пособие. – М.:
Финансы и статистика, 2002. – 280с.
Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач /под ред.
Матирко В.И. - М.: Высшая школа, 1991. – 256с.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256с.
Слободина Н.Д. Деловые игры. – СПб.: ИВЭСЭП, 2006. – 72с.
Смирнов Т.М. Методические рекомендации по подготовке и проведению деловых игр. – М.: ИМХО, 2004. – 92с.
Страдвик Л. Центры оценки и развития. Тренинг наблюдателей. Сборник упражнений для обучения наблюдателей, ролевых игроков и экспертов. – М.:
ГИППО, 2003. – 270с.
Томилов В. Культура предпринимательства: деловые игры, практикумы, ситуации.
– СПб.: Питер, 2000. – 176.
Трайнев В. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии. - М.: Владос, 2005. – 303с.
Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 360с.
Трайнев В.А. Проблемы развития игровой системы обучения в педагогическом вузе. – М.: Прометей, 1991.
Трайнев В.А., Матросова Л.Н., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Т.2. Теория и методология учебных деловых игр. –
М.: Прометей, 2000.
Турнер Д. Ролевые игры. Практическое руководство. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.
Тэрбин П. Стратегические игры. – Минск: Баланс Бизнес Букс, 2004. – 264с.
Управление персоналом. Практикум: ролевые и деловые игры /под ред. Кулапова
М.Н. – М.: Экзамен, 2003. – 128с.
Уткин Э.А., Драчева Е.Л., Кочеткова А.И., Юликов Л.И. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Маркетинг». – М.: Финансы и статистика, 2000. –
192с.
Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. – М.:
Генезис, 2004. – 253с.


39
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.:
Генезис, 2002. – 400с.
Фопель К. Технология ведения тренинга. – М.: Генезис, 2003. – 272с.
Холл М. Игры, в которые играют акулы бизнеса. Игровые модели успешного бизнеса. – М.: Эксмо, 2004. – 336с.
Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. - М.: Высшая школа, 1991. –
320с.
Цзен И.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М.: НФ Класс, 2001.
– 259c.
Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх //
Сборник ролевых игр.- М., 1991.
Шаронова С.А. Деловая игра. Практикум. - М.: Издательство Российского
Университета дружбы народов, 2005. – 90с.
Шаронова С.А. Деловые игры. Учебное пособие. - М.: Издательство Российского
Университета дружбы народов, 2004. – 166 с.
Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М.: Школа Культурной Политики, 1995. –
800 с.
Щедровицкий Г.П. Мышление – Понимание – Рефлексия. – М.: Наследие, 2005. –
800с.
Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра: Сборник текстов. – М.:
Наследие, 2004. – 285 с.
Щедровицкий Г.П. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии
Организации, Руководства и Управления. Хрестоматия. – М.: Дело, 2004. – 208 с.
Щедровицкий П.Г. К анализу топики организационно-деятельностных игр. –
Пущино, 1987.
6. Тема деловой игры 2014 года:
«Ответственность журналиста за последствия своих действий»
(Мозговой штурм в форме «суда присяжных»)
7. Постановка проблемы (статья):
По ком звонит розыгрыш
На прошлой неделе одной из главных тем в мировых СМИ стало известие о том, что принц Уильям и его супруга Кейт Миддлтон ожидают ребенка. Однако радостное для британской королевской семьи событие неожиданно было омрачено. Австралийские радиоведущие позвонили от лица Елизаветы II в лондонскую больницу, где в тот момент находилась герцогиня Кембриджская, и расспросили персонал о ее здоровье. Через три дня медсестра Джасинтха
Салданья, ставшая жертвой розыгрыша, покончила с собой. «Шутников» отстранили от эфира, а радиостанция 2Day FM оказалась в центре международного скандала.

40
Принц Уильям и его супруга Кейт Миддлтон пользуются колоссальным вниманием мировых СМИ, и журналисты из таблоидов охотятся за любой эксклюзивной информацией о молодой паре. Так, летом этого года французским репортерам удалось снять супругу принца Уильяма без верхней части купальника.
Гневная реакция королевской семьи, добившейся возбуждения уголовных дел, показала, что Букингемский дворец намерен строго охранять частную жизнь Кейт и Уильяма. Тем более удивил всех неожиданно удавшийся розыгрыш австралийских радиоведущих Мел Грейг и Майкла Кристиана, которые сумели дозвониться до медсестры, обслуживавшей палату герцогини Кембриджской.
Ведущие развлекательной молодежной передачи на радиостанции 2Day
FM позвонили в больницу имени короля Эдуарда VII, куда Кейт Миддлтон была направлена из-за острых приступов утренней тошноты. Врачи частной больницы в центре Лондона, основанной в 1899 году, на протяжении десятков лет заботятся о членах королевской семьи. Здесь в 80-х годах лежала королева-мать, здесь оперировали саму королеву Елизавету II и ее сына принца Уэльского, именно сюда в июне 2012 года доставили принца Филипа, пропустившего из-за внезапного недомогания бриллиантовый юбилей правления своей супруги.
Королева также является патроном больницы короля Эдуарда VII и принадлежащего ей благотворительного фонда.
Вероятно, именно поэтому, когда ведущая Мел Грейг рано утром 4 декабря дозвонилась до приемной и, пародируя голос 86-летней Елизаветы II, попросила соединить ее со «своей внучкой Кейт», у снявшей трубку медсестры
Джасинтхи Салданьи не возникло никаких подозрений. Пока она соединяла
«лжекоролеву» с палатой Кейт Миддлтон, ошарашенные ведущие не могли поверить, что их розыгрыш удался, несмотря на плохо изображенный британский акцент. По всей видимости, журналисты рассчитывали поговорить с самой Кейт, которая наверняка распознала бы фальшивую королеву, но трубку подняла другая медсестра. Пока взволнованная беседой с монаршей особой сотрудница рассказывала, что у герцогини выдалась тяжелая ночь и поэтому она сейчас спит, ведущие вовсю веселились. Майкл Кристиан старательно подыгрывал своей коллеге, то говоря «мамочка» от лица принца Чарлза, то изображая тявканье любимых корги королевы.
На следующий день, когда запись разговора вышла в эфир, сиднейская радиостанция 2Day FM стала знаменитой на весь мир. Администрация больницы
Эдуарда VII назвала своих сотрудников жертвами «журналистской аферы» и принесла соответствующие извинения. Королевская семья комментировать случившееся отказалась. По словам самих ведущих, они совершенно не ожидали, что кто-нибудь в больнице поверит в их розыгрыш, а с Кейт Миддлтон пытались связаться без какого-либо злого умысла. На протяжении следующих двух дней ведущие бурно радовались в Twitter своей удаче. Руководство радиостанции заявило, что журналисты не нарушили никаких законов и что юристы 2Day FM одобрили программу перед выходом в эфир.
В четверг 6 декабря врачи выписали Кейт Миддлтон: британские СМИ запечатлели счастливую чету герцогов Кембриджских на выходе из больницы. А на следующий день, 7 декабря, полиция нашла тело Джасинтхи Салданьи в одной из квартир, которые больница предоставляет сотрудникам. Официальная причина смерти пока не названа, однако, по предварительной версии, 46-летняя британка индийского происхождения покончила жизнь самоубийством.