Файл: Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших. (слайд №2)

Цель урока: расширить представления о животном мире, показать общее в растительных и животных организмах; показать связь науки с практикой, показать что простейшие - одноклеточные организмы. (слайд №2)

Задачи.

Образовательные:

  • сформировать современное представление о многообразии простейших, их происхождении, классификации, значении в природе и в жизни человека;

  • выявить основные отличия между представителями различных классов простейших.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умения выделять главное, выбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

  • развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;

  • профилактика заболеваний вызванных простейшими (слайд №3)


Оборудование: таблица: «Одноклеточные животные», рисунки представителей простейших организмов, микропрепараты простейших организмов, микроскоп, компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Биологические понятия: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузории, колония, жгутиконосцы
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

по методам – комбинированный.

Структура: 1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов

7. Оценки за урок
1.Организационный момент.

1.1.Психологический настрой учащихся.

1.2. Готовность учителя к уроку.

1.3. Мобилизирующее начало урока. Сегодня мы приступаем к изучению разделов зоологии. (тема урока, постановка цели и задач урока).
2. Актуализация знаний
учащихся

2.1. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного:

- фронтальный опрос;

Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте с вами вспомним о чем говорили на прошлом уроке.

1.Как называется наука, изучающая животных? (зоология)

2.Перечислите признаки свойственные животных?(питание, дыхание, рост, размножение)

3.Чем отличаются животные от растений?

4.Что такое вид? (это группа особей имеющая сходное строение, обитающая на одной территории свободно скрещивающаяся между собой и дающая плодовитое потомство)

5.Какие основные систематические категории вы знаете? (род, вид, класс, отдел, царство, семейство…)

6. Каково значение зоологических знаний? (разведение ценных пород, одомашнивание диких животных, разработка биологических мер борьбы с вредителями…..)

3. Изучение нового материала

А сейчас приступаем к изучению нового материала, открываем тетради и записываем тему урока: « Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших»

Послушайте рассказ.

Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: - И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает: - Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: - Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: - Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, - добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков.

Тут третья вмешалась: - Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.



Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

- Как вы думаете? Где обитают эти животные.

(в воде, во влажной почве, и в органах других организмов)
Изучение обитателей водоема с помощью микроскопа показало, что в воде наряду с водорослями встречаются и другие организмы, которые не имеют зеленой окраски. В 1676 г. Антони Ван Левенгук – открыл одноклеточные организмы, которые состояли из одной клетки - это были простейшие или подцарство одноклеточные. В настоящее время известно около 70000 видов простейших. (слайд №4 )

Все они имеют одну клетку состоящую из ( оболочка, цитоплазма, вакуоли, ядро, пластиды ); строение каких клеток вам это напоминает? (растений)

Но в чем отличие растений от одноклеточных организмов? (клетка растений в своем строений имеет зеленые пластиды, которые называются (хлоропластами), а у одноклеточных животных их нет), но есть промежуточные животные которые на свету питаются как растения в процессе фотосинтеза образуются питательные вещества, а в темноте как животные - запасом питательных веществ

Царство животных делится на два подцарства: одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным, или простейшим относятся животные тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование.

Подцарство одноклеточные подразделяется на типы: Саркожгутиконосцы, споровики и инфузории, а типы в свою очередь подразделяются на классы. (слайд № 5 )

(слайд № 5 )


Общая характеристика классов (слайд № 6 )

- класс Корненожки (3гр) –амеба (слайд № 7)

-класс Корненожки (2гр) –фораминиферы (слайд № 8)

- класс Радиолярии (5 гр) (слайд № 9)

-класс Споровики (4 гр) –малярия (слайд № 10)

-класс Жгутиковые(1 гр) –эвглена (слайд № 11,12)

- класс Инфузории - (слайд № 13)
У вас на столах находятся готовые микропрепараты простейших рассмотрите их. К какому классу они относятся?


(эвглена – жгутиковые, фораминиферы – мел – саркодовые, малярийный плазмодий - споровики)

А сейчас самостоятельная работа с учебником по группам. Вы должны заполнить сравнительную таблицу. Каждая группа работает с одним классом.

1гр. Саркодовые –корненожки

2 гр. Саркодовые – радиолярии,

3 гр. Солнечники

4 гр. Споровики

5 гр. Жгутиковые

6 гр. Инфузории или Ресничные

4. Закрепление нового материала.

Сравнительная характеристика основных групп Простейших

Характерные признаки

Корненожки

Радиолярии

Солнеч

ники

Споровики

Жгутико

вые

Инфузории


1. Представители




















2. Среда обитания




















3. Форма тела



















4. Передвижение




















Значение в природе и в жизни человека выполните в виде схемы. (слайд № 14)

Работа с биологическими терминами: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузории, колония, жгутиконосцы

Записываем вывод

Вывод: К одноклеточным или простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование и которому присущи все проявления жизни: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение и т. д.

5. Домашнее задание.

Изучить § 3-4, ответить на вопросы к параграфу.


6. Подведение итогов

Что на уроке было главным? Что нового вы сегодня узнали?

7. Оценки за урок