Файл: 35 главные проблемы совершенствования биологического образования в современной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

35
ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
ШКОЛЕ
Алексеева Г.А.
Алексеева Г.А. ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Алексеева Галина Александровна – магистр,
кафедра биологии, экологии и методики обучения, естественно-географический факультет,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара
Аннотация: основой формирования современного цивилизованного общества
является образование. Исследуя истоки формирования образования, обучение начало
развиваться и совершенствоваться одновременно с развитием общества. Отсюда
следует, что образование постоянно должно совершенствоваться, обновляться, т.е.
идти в одну ногу с наукой и практикой.
На сегодняшний день преобразование биологического образования, а именно
изменение структуры и содержания наметит наиболее значимые проблемы и
пути их решения.
Ключевые слова: модернизация, биологическое образование в современной школе,
основные подходы и направления, перспективы развития.
Естественнонаучным фундаментом экологического образования является биологическое образование. Именно биологическое образование ставит перед собой основную цель – организовать взаимодействие человека со всеми живыми существами на планете на разных ступенях их развития.
Биологическое образование в современных условиях перестройки, а подвергаются изменению не только структура и содержание, напрашивается вопрос о наиболее главных проблемах биологического образования и путей их решения [2, 3].
Проблемы качества образования требуют организации соответствующей диагностики, выявляющей тип мышления, уровень интеллектуального развития и способностей, а самое главное соответствие программам современного биологического образования [1].
Без новых идей, подходов и современных технологий невозможна модернизация биологического образования.
Создание инновационных школ, издание современных учебников, переход на новые программы, все это не дает высокого процента качества знаний школьников.
Лишь подводит к тому, что методологическая культура и методический уровень современного педагога находятся на низком уровне [1, 7].
В XXI веке основным звеном педагогической системы развития российских школ, должна стать коллективная деятельность учащихся, что будет способствовать развитию познавательной активности и их самостоятельности, направленной на решение определенных учебных задач [5].
Кроме этого существует индивидуально-групповая учебно-познавательная деятельность, основным элементом которой является самостоятельная работа учащихся в группах.
Брыкин Ю.В, исходя из результатов педагогических исследований, предположил, что при организации индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся наблюдается наиболее эффективное и качественное усвоение учебного материала, а именно сократилось количество удовлетворительных оценок [1].
Качество знаний учащихся, обучающихся по современным методикам будет наиболее выше, чем у учащихся, обучающихся по традиционной. Это объясняется оптимальными условиями для развития органического сочетания репродуктивной и творческой деятельности школьников. К одним из таких методов можно отнести


36 индивидуально-групповую деятельность, дающую возможность использовать различные методы и формы, средства обучения биологии [6, 7].
При индивидуально-групповой деятельности В.В. Пасечник выделил следующие признаки:
1. Осмысление общей цели деятельности, объединяющей усилия всех членов группы;
2. Чувство взаимной ответственности и зависимости при выполнении работы;
3. Контроль педагога за контролем, коррекцией и оценкой результатов деятельности самих учеников;
4. Основной процесс познания, усвоения учебного материала, его контроль и коррекция проходят в ходе групповой работы, но оценка знаний, умений и навыков индивидуальна для каждого ученика.
Современная методика преподавания биологии определяет наибольший успех в решении проблем школьного биологического образования.
Сам предмет биология можно рассматривать как структурно-ориентированный предмет, обеспечивающий возможность реализовать личностную ориентацию учащихся в реальном времени. Изучаемое на занятиях биологии разнообразие объектов и процессов дает громадные возможности для развития общеучебных информационных и мыслительных навыков [3, 5].
Профильная школа обеспечивает биологическому образованию перспективы развития. Например, для гуманитарного направления класса биологическое образование ценно своей привязанностью к Природе, к жизни.
Школьное биологическое образование на сегодняшний день является не только структурно ориентированным, но и смысло- и позиционо-ориентированным.
Модернизированные методики преподавания биологии должны справляться с поставленными перед ними задачами, тогда появится уверенность в том, что на передовых позициях будет система биологического образования, позволяющая готовить молодое поколение, обладающее биологическим мышлением и готовых к практической деятельности в современной России [3, 7].
Содержание знаний, их структуры, методы обучения и формы организации обучения направлены на непрерывное формирование педагогической культуры, а также мастерства будущих учителей биологии возложено на современную педагогику.
Индивидуально-коллективная форма обучения обеспечивает формы организации учебного процесса, стимулирующая учащихся к поиску решения и формирования у них собственной позиции, стремления ее высказать и защитить.
Предъявляемая современным обществом степень соответствия содержания образования к личности и профессиональной деятельности учителя биологии должна стать основным критерием качества подготовки учащихся [4].
Тесная связь обучения с практической деятельностью в природе является спецификой и уникальностью биологии как учебного предмета.
В биологическом образовании выделены следующие проблемы:
1. Низкое качество обучения;
2. Снижение количественного состава класса;
3. Обновление материальной базы обучения;
4. С целью расширения базовых знаний по теории предмета, методике преподавания биологии, психологии провести переподготовку учителей.
Решение выделенных задач позволит реально повысить качество биологического образования.
Новый школьный стандарт дает почву для новых идей и творческих находок, не ограничивает действия учителя в выборе методов и средств обучения, так же он является одной из главных тем в сфере образования, который вызывал и будет вызывать множество вопросов [5].


37
Для изменения сложившихся образовательных систем необходимо выработать механизм поэтапных действий, что приведет к плодотворному внедрению ФГОС.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является одним из направлений модернизации биологического образования в школе. ЕГЭ предполагает дифференциацию выпускников школ по уровню овладения биологическими знаниями и умениями, обеспечивая объективность набора абитуриентов в вуз.
Передовые технологии на современном этапе развития школьного образования дают возможность повысить профессиональный уровень, расширить кругозор, усвоить базовые знания по биологии, их систематизировать, сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, кроме этого дают развиваться не только ученику, но и учителю [3].
Список литературы
1. Международная научно-практическая конференция
«биологическое и экологическое образование студентов и школьников: традиции и современность» /
Семенов А.А., Яицкий А.С., Наливайко И.В., Дикарева И.Г., Макарова Е.А //
Высшее образование в России, 2011. № 5. С. 92.
2. Макарова Е.А. Дисциплина «экологическая психология и педагогика» в профессиональной подготовке бакалавров «экологии и природопользования» /
Макарова Е.А // Сборник: Актуальные вопросы перспективных научных исследований сборник научных трудов по материалам международной научно- практической конференции, 2016. С. 36-38.
3. Методика преподавания биологии как отрасль педагогической науки.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/01/
23/problemy-i-puti-resheniya-v-prepodavanii-biologii-pri-perekhode/
(дата обращения:
18.08.2017).
4. Методология преподавания биологии в средней школе. [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://sibac.info/conf/naturscience/xlv/59017/ (дата обращения:
18.08.2017).
5. Проблемы и пути решения в преподавании биологии при переходе на ФГОС второго поколения.
[Электронный ресурс].
Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/01/23/problemy-i-puti-resheniya-v- prepodavanii-biologii-pri- r h / (дата обращения: 18.08.2017).
6. Современные методы преподавания биологии.
Информационно- коммуникационные технологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/612108/ (дата обращения: 18.08.2017).
7. Проблемы и перспективы биологического образования, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/biology/00527239_0.html/ (дата обращения: 18.08.2017).