Файл: Введение Принципы налогообложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение……………………………………………………………………… 2

Принципы налогообложения…………………………………………………4

Классификация налогов по источникам и по объектам

налогообложения……………………………………………………………..11

Налог на доходы физических лиц…………………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………19

Список литературы……………………………………………………………20

Введение
В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность (с объективной стороны); во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны). Оба эти аспекта тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляя на практике органичное единство, тем не менее их следует различать между собой.

Налоги как объективная категория являются исходным и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Исходная, основная категория – это обобщенное абстрактное понятие объективно существующих экономических отношений. Объективная сущность (объективная сторона) налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества.

С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной. Таким образом, налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости валового национального продукта и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.


Объективная сторона налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов.

Субъективная сторона налогов (конкретные их виды, уровень ставок, система льгот и т.д.), напротив, предопределяются именно внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период времени, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные “черты лица” налоговой системы государства. Субъективная (видимая) сторона проявляется, таким образом, в процессе их реального использования (в виде подоходного налога, налога на добавленную стоимость, акцизов и т.д.). Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.


  1. Принципы налогообложения


В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как действенный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряются или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.

Решение этих задач не происходит автоматически путем введения системы налогов. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена.

Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.

Под принципами налогообложения следует понимать основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства. Среди основных принципов можно выделить следующие: 

а) всеобщности, б) справедливости, в) определенности, г) стабильности, д) эффективности, е) необложения факторов производства, ж) однократности, з) не дискриминации, и) монополии государства на взимание налогов; к) исчерпывающего перечня налогов и сборов.

 Первые три являются основными, базовыми принципами, остальные – производными или дополнительными. Вместе с тем, данные принципы условно можно классифицировать следующим образом: к сфере налоговой политики относятся «а», «б», «г», «и», к сфере налогового процесса - «в», «е» и «ж», к сфере налогового администрирования - «д», «з», «к».

 Принцип всеобщности налогообложения в современном понимании означает, что обязанность платить налоги в равной степени распространяется на всех граждан или жителей государства (отказ от деления населения на податные и неподатные сословия). И никто не может претендовать на индивидуальные льготы по налогам (последнее лицо, пользующееся правом не платить налоги – английская королева, отказалась от этой привилегии в 1998 году), и никому не дано права отказа от уплаты налога со ссылкой на обстоятельства или причины, лежащие вне сферы действия налогового законодательства (например, факт извлечения доходов или присвоения имущества в результате преступных или мошеннических деяний не дает получателю доходов или владельцу имущества оснований претендовать на освобождение от налогообложения).

 Справедливость налогообложения по А. Смиту означала строгую равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщиками. До него такая равномерность иногда трактовалась как арифметическое равенство по сумме налога, взимаемого с каждого гражданина (например, «подушевая раскладка налога»).

 Заслуга А. Смита состоит в том, что он предложил считать «налоговой справедливостью» соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога размеру его дохода (имущества), то есть ввел за правило прогрессивность обложения. «Получающий (имеющий) больше должен и налогов платить больше». Тогда это было большим шагом вперед, поскольку при господствовавших в те времена налогах на основные предметы потребления (на соль, сахар, хлеб, пиво, и др.) низкодоходная часть населения отдавала большую часть своего дохода в виде налогов, тогда как у более состоятельных граждан доля налоговых платежей в их доходах за тот же набор продукции была невелика.

 Сейчас прогрессивное налогообложение доходов стало уже устоявшимся элементом любой современной системы налогообложения. Вместе с тем, существуют некоторые условности.


 В большинстве стран применяют прогрессивное подоходное налогообложение, которое с 1860-х гг. стало повсюду общепринятым. Накопленный развитыми странами опыт показал, что в долгосрочном периоде прогрессивная налоговая шкала ведет к регрессу, поскольку ощутимое выравнивание за счет прогрессии возможно лишь при повышении ставок для основной массы граждан.

 С другой стороны, прогрессивный подоходный налог снижает стимулы к труду, увеличивает «естественную» безработицу, снижает капиталовложения. Известно, что высокие ставки ведут к росту «теневой экономики» и криминализации общества. Невозможность объективного установления прогрессии особенно наглядна для стран, где велико различие в уровне доходов по территориям: ставки, являющиеся оптимальными в богатых промышленных регионах, где уровень доходов значительно выше, не являются таковыми в существенно более бедных, и наоборот. С 1980 года прогрессия подоходного налогообложения в развитых странах стала уменьшаться (до 2-3 ставок, как в Великобритании или Ирландии). Германия в 1999 г. перешла к линейному налогу на доход, при котором, чтобы облегчить положение беднейших слоев населения, применяется необлагаемый вычет из дохода. Многие страны в последние годы корректируют свои налоговые ставки в сторону их снижения и уменьшения количества шкал (размеров доходов).

 Для России вопреки всему вначале XX в. справедливой в современных условиях явилась пропорциональная ставка НДФЛ.

 Принцип определенности понимается так: каждый налог должен быть предельно понятен и ясен налогоплательщику, нельзя вводить новые налоги без ведома и против воли народа. В соответствии с теорией А. Смита данный принцип предполагает информированность налогоплательщика о том: а) кто является налогоплательщиком налога; б) куда налогоплательщик должен уплатить налог; в) срок, в течение которого налог должен быть уплачен; г) как исчислена сумма налога.

 Статья 17 Налогового кодекса РФ содержит следующее положение: «…налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, являющиеся обязательными…». К ним относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.


 Неслучайно эти элементы являются обязательными или базовыми. В случае если хотя бы один из этих элементов не будет определен налоговым законом, налог будет считаться незаконным, следовательно, его можно не уплачивать. В действительности, обращаясь к любой главе Налогового кодекса РФ, посвященной конкретному налогу, можно убедиться в том, что структура каждой главы представлена статьями, положения которых раскрывают суть каждого обязательного элемента соответствующего налога.

 Принцип стабильности можно считать вытекающим из принципа определенности, поскольку он предполагает, что власти не должны предпринимать резких и неожиданных изменений в налоговом законодательстве (даже в случае, если формально эти изменения и вносятся в соответствии со всеми требованиями закона). Реализация данного принципа заключается в том, чтобы снизить риски налогоплательщика, связанные с частыми изменениями в налоговом законодательстве. Для привлечения средств инвесторов разрабатываются разные механизмы, в том числе и налоговые. При этом для инвестора важны не столько размеры налогообложения, сколько сроки стабильности налоговой среды.

 При прочих равных условиях преимущество в международном соревновании за привлечение капиталов и инвесторов получают те страны, которые не просто строго соблюдают основные принципы налогообложения при разработке своей налоговой политики, но обеспечивают стабильность и предсказуемость всех своих действий в сфере налогообложения на длительный период. Действительно, в современных условиях многие особо перспективные инвестиционные проекты могут иметь сроки окупаемости 10, 15 и более лет, и инвесторы хотят быть уверены, что не только нынешнее правительство не допустит серьезных отклонений от своей финансовой и налоговой политики, а этим принципам не изменят и новые политики, приходящие им на смену, но и в том, что в обществе этой страны в целом во всех составляющих его основных политических партиях и движениях есть общее понимание и общее согласие в отношении базовых основ налоговой политики.

 «Эффективность» означает минимизацию для налогоплательщика всех дополнительных затрат времени, труда и денег в связи с выполнением им обязанности уплаты налога. В трактовке А. Смита, это – его третий и четвертый принципы: удобство времени и места уплаты налога, и минимум добавочных расходов для налогоплательщика.