Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сейчас требование «эффективности» трактуется значительно шире. Во-первых, оно должно принимать во внимание затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых обязанностей, как ведение налогового учета и представление налоговой отчетности. При современных системах налогообложения расходы граждан и предприятий на выполнение этих обязанностей оказываются весьма значительными, и иногда достигают величин, сравнимых с суммой самого налога. В ряде западных стран такие затраты налогоплательщиков давно признаны и строго контролируются (например, в США при внесении любых серьезных изменений в систему взимания подоходных налогов обязательно рассчитывается и публикуется оценка времени, которое требуется среднему налогоплательщику для заполнения налоговой декларации по новым правилам). В России иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда налогоплательщику направляют требование на уплату налога на сумму, равную или даже меньшую почтовых расходов по переписке с этим налогоплательщиком.
Во-вторых, в расчет необходимо принимать и расходы налоговых органов (государства) в связи с взиманием ими налогов, которые непрерывно растут в связи с усложнением налогового законодательства, ростом затрат на поддержание налогового контроля (который по мере роста налоговых ставок приходится все более усиливать и ужесточать), на увеличение численности налоговых работников и на оснащение налоговых органов все более высокотехнологичными и более дорогостоящими техническими средствами и оборудованием.
Вместе с тем, тот же прогресс науки и технологий позволяет относительно снижать удельные затраты государства на единицу (денежную) взимаемого налога. Так, если в прошлом государство тратило на сбор налогов до 25%-30% от собираемой суммы (при откупах такая пропорция доходила даже до 50% - 100%), то сбор современных налогов обычно «стоит» государству не более 2 % - 3 % (в развивающихся странах – до 5%-7%).
Правда, сохраняется довольно высокий «разброс» этих значений для разных видов налогов: если для применяемой в Западной Европе формы налога на добавленную стоимость расходы на его взимание не превышают 2% - 2,5% от суммы собранного налога, то для подоходных налогов с населения эта пропорция может достигать 4 % (в развивающихся странах до 7-10% и более). В странах, добившихся больших успехов в деле упрощения налогового законодательства и широко применяющих новые информационные технологии, удельные издержки на сбор налогов могут быть еще ниже. Так, в Великобритании сбор подоходных налогов с населения обходится казне примерно в 1,5% от суммы поступлений этого налога, корпорационного налога – примерно 1%, взносов по социальному страхованию – 0,6%, а налога на доходы нефтяных компаний – 0,2% (правда, в этих показателях учтены только прямые расходы налоговых органов, которые не включают общие расходы государства на управление налоговой системой, расходы на приобретение капитальных активов, расходы на подготовку и проведение налоговых реформ, и др.).
Наконец, принцип исчерпывающего перечня налогов и сборов означает, что на территории России действуют только те налоги и сборы, которые закреплены положениями ст.ст. 13, 14, 15 Налогового кодекса РФ. Дополнительные (новые) налоги и сборы, не включенные в Налоговый кодекс РФ, вводить в состав действующей налоговой системы, запрещено.
Во всех развитых странах мира десять основных принципов являются основополагающими, всеобщими, базовыми. Их необходимо соблюдать. Вместе с тем, исследование проблем реализации этих принципов позволяет сделать вывод, что современные реалии корректируют их трактование с учетом политической ситуации, потребностей социально-экономического развития государства в тот или иной период времени. Отражение принципов налогообложения находит в процессе разработки мер и инструментов налоговой политики государства.
-
Классификация налогов по источникам и по объектам налогообложения.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определен субъект налога (налогоплательщик) и элементы налога (согласно ст. 17 НК РФ). Элементы налога отражают его социально – экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога.
Существует несколько классификаций налогов. Рассмотрим некоторые из них. 1. По способу взимания различают:
1) Прямые налоги. Взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода налогоплательщика, и личные прямые налоги, которые уплачивают с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика;
2) Косвенные налоги. Включается в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров; косвенные универсальные, которыми облагаются большинство товаров и услуг; фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.
2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
1) федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачисляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней.
2) региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
3) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и поступают только в местные бюджеты.
В Российской Федерации к федеральным налогам (согласно классификации НК РФ) относятся:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы; - налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
К местным относятся следующие налоги:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог.
3. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд, и регулирующие налоги
– разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды налогов:
-налоги, взимаемые с физических лиц;
-налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
-смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица.
5. По порядку ведения налоговые платежи делятся на:
- обязательные налоги - взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
- факультативные налоги - предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции органов местного самоуправления.
6. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами, периодично-календарные налоги, которые подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
7. По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги, включаемые в себестоимость (земельный налог; налоги, начисляемые на ФОТ (фонд оплаты труда) работников); уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу); уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль); уплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли); включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины); удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).
8. В зависимости от направлений использования налоговой системы различают:
1) общие налоги – это обезличенные налоги, которые поступают в бюджет и используются государством для финансирования различных государственных мероприятий;
2) целевые налоги – это налоги, которые взимаются для финансирования конкретных мероприятий (земельный налог, взносы во внебюджетные фонды, транспортный налог, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
3. Налог на доходы физических лиц
1. Налогоплательщики. Включают две группы физических лиц:
1) налоговые резиденты - физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации более 183 дней в календарном году;
2) физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами (нерезиденты), т.е. фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году.
От определения статуса налогоплательщика как налогового резидента или нерезидента зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки. Возраст, вменяемость, гражданство и другие личностные характеристики не влияют на признание физического лица налогоплательщиком.
-
Объект налогообложения. В зависимости от статуса налогоплательщика объектом налогообложения признается:
1) для налоговых резидентов - доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) за ее пределами;
2) для нерезидентов - доход, полученный от источников в Российской Федерации.
НК выделяет три формы доходов: доходы в денежной форме; доходы в натуральной форме; доходы в виде материальной выгоды.
-
Налоговая база. Представляет собой стоимостную характеристику (точнее - денежное выражение) доходов налогоплательщика, полученных в налоговом периоде (в календарном году): от всех источников - для налоговых резидентов; от источников в Российской Федерации - для лиц, не являющихся налоговыми резидентами.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им или право на распоряжение которыми у него, возникло в налоговом периоде (календарном году). Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
-
Налоговые льготы. От налогообложения освобождаются более 30 видов доходов физических лиц. Среди них различного рода государственные пособия, выплаты и компенсации, государственные пенсии, стипендии, алименты, гранты, материальная помощь работникам (в размере до 4 тыс. рублей) и др. Кроме того, предусматриваются четыре вида налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу и, соответственно, общий размер налога на доходы.
Налоговые вычеты предоставляются лишь тем налогоплательщикам, которые получали в налоговом периоде доходы, облагаемые по ставке 13%.
-
Стандартные вычеты. Имеют поощрительный характер. Вычеты в размере 3 тыс. рублей и 500 рублей предоставляются за особые заслуги перед государством и малозащищённым категориям граждан (ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС, участие в Великой Отечественной войне или иных боевых действиях, инвалидность и т.п.). Стандартный вычет в размере 400 рублей предоставляется всем налогоплательщикам в качестве некоторого минимума дохода, свободного от налогообложения. Стандартный вычет в размере 1 000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков (родителей или опекунов).
Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один из перечисленных выше налоговых вычетов, предоставляется максимальный из них. Вычет в размере 1000 рублей предусмотрен родителям на каждого ребенка, находящегося на их обеспечении. Если первые два вида стандартных вычетов применяются без ограничения размеров дохода, то два последних применяются лишь до того месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода работодателем, предоставляющим налоговый вычет, превысил 280 000 рублей.
-
Социальные вычеты. Предоставляются в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде; в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за обучение в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 50 000 рублей; в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской Федерации; в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом; в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".