Файл: Марина Анатольевна Ценева (И. О. Фамилия) Тольятти 2023г Проверяемое задание 4 Тема Технология поликультурного образования детей лекция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра «Педагогика и психология»

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

44.03.03 Специальное (дефектологическое )образование.

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Дошкольная дефектология

(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 4
по учебному курсу «Поликультурное образование»

(наименование учебного курса)



Студент

Васина Наталья Егоровна

(И.О. Фамилия)




Группа

ДФОбд-2001а

(И.О. Фамилия)




Преподаватель

Марина Анатольевна Ценева

(И.О. Фамилия)


Тольятти 2023г

Проверяемое задание 4


Тема 2. Технология поликультурного образования детей

Лекция 2.3. Изучение воспитательных средств мордовского народа в контексте поликультурного образования

Задание

Заполнить обобщающую таблицу «Воспитательные средства мордовского народа».

Рекомендации по выполнению задания

1. Изучите материал электронного учебника по лекции 2.3 «Изучение воспитательных средств мордовского народа в контексте поликультурного образования».

2. Заполните сравнительную таблицу «Воспитательные средства мордовского народа».


Бланк выполнения задания 4


Воспитательные средства мордовского народа




Праздники, традиции, обычаи, обряды мордовского народа

Мордовские народные игрушки

Мордовские народные подвижные игры

Произведения устного мордовского народного творчества

Произведения мордовского народного изобразительного творчества

1.

С наступлением совершеннолетия, в 16–20 лет девушка впервые шла на девичий праздник в «пивной дом», который справлялся ежегодно. Девушки ходили на него в течение нескольких лет до замужества.




Отдельное место в народном празднике было отведено играм ряженых, которые одевались в маски разных животных, особенно медведя. Рядились в основном мужчины и парни.

На святки молодежь ходила по деревне, собиралась у ворот дома и пела песни.

Распространена богатая вышивка мокши и эрзи - плотная, орнаментально сложная, покрывающая рукава, грудь и подол сверху вниз в несколько рядов (до пяти) по спине и бокам, широкой полосой проходящая спереди. В расцветке преобладали красные, черные, синие тона с небольшими вкраплениями зеленого и желтого.

2.

К числу наиболее торжественных семейных праздников причисляли свадьбу, которая представляла собой сплетение социально-бытовых и религиозных явлений. Она начиналась со сватовства – «лядама» (мокши), «чиямо» (эрзи).




Во время второго дня свадьбы гости наряжались и били горшки.

Были распространены особые моления о даровании урожая.

Белые косоворотки с высоким стоячим воротником и широкой вышивкой на груди, подоле и рукавах, состоящей из растительных и геометрических узоров.

3.

Народные праздники мордвы – озксы неизменно начинались с молитвы существу, в честь которого устраивался праздник, просили его покровительства, приносили ему жертвы и кормили его.




Колядующие заходили в дома, производили оценку количества приготовленной в каждой семье пряжи. Недобросовестных хозяев купали в снегу.

В некоторых местах колядовали под окнами домов мальчики и девочки, которые выстраивались в ряд. Они пели о том, чтобы получился «хлеб соломой с оглоблю, с дугу колосом, с колядовую лепешку зерном».

Центральной фигурой часто являлась шестилепестковая розетка, широко известная в изобразительном искусстве русских и татар, которая не типична для мордвы. Однако встречалась часто и у них.

4.

Наиболее торжественный многолюдный праздник – летний общественный «Веле-озкс».

Обряд «Нуемас-тема» был приурочен к сбору последних колосьев. В середине сентября проводилось моление – Озим-пуре («Озимый квас»). На Петров день устраивалось женское моление – «Бабань-каша». В конце октября – начале ноября по окончанию выпаса скота проходил «Кардаз-озкс» («Моление двора»).




Главная тема обрядов - предугадывание нового урожая, здесь практиковались разнообразные колядования, игры, гадания.




Была распространена ковровая, рельефная вышивка. Вышивка выполнялась шерстяными нитками «косым стежком и набором» специальными эрзянскими швами с геометрическим орнаментом.

5.

Масленица – это последний зимний праздник. На Масленицу в селе люди собирались на околице, приносили с собой хлеб, пироги и сооружали карусель в виде солнца и его лучей.




В новогоднюю ночь во многих селениях разжигали костры и перепрыгивали через них.