Файл: Общая нейропсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОБЩАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
Часть 10.
Анализ нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга: нарушения мышления и эмоций.
Ведущий вебинара:
Практикующий психолог, Клинический психолог, Член ассоциации
Когнитивно-поведенческой психотерапии Мосин А.В.

Анонс
Тема
Дата и время
Часть 1
Методологический и терминологический аппарат нейропсихологии: место в системе наук, теория системной динамической локализации психических функций.
7.11.2020 12:00 по Мск
Часть 2
Основные принципы строения и функционирования ЦНС. Межполушарные взаимодействия и межполушарная асимметрия.
7.11.2020 14:00 по Мск
Часть 3
Анализ нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга: сенсорные и гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии.
14.11.2020 12:00 по Мск
Часть 4
Анализ нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга: сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии.
14.11.2020 14:00 по Мск
Часть 5
Анализ нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга: сенсорные и гностические расстройства слуха. Слуховые агнозии.
21.11.2020 14:00 по Мск
Часть 6
Анализ нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга: нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий.
28.11.2020 12:00 по Мск
Часть 7
Анализ нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга: целостный анализ нарушения произвольной регуляции ВПФ и поведения.
28.11.2020 14:00 по Мск
Часть 8
Анализ нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга: нарушения речи. Проблема афазий.
5.12.2020 12:00 по Мск
Часть 9
Анализ нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга: нарушения памяти и внимания. Проблема амнезий.
5.12.2020 14:00 по Мск
Часть 10
Анализ нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга: нарушения мышления и
эмоций.
12.12.2020 12:00 по Мск
Часть 11
Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга: синдромный анализ, проблема факторов. Схема нейропсихологического исследования.
12.12.2020 14:00 по Мск
Часть 12
Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга: синдромы поражения корковых отделов и глубинных подкорковых структур.
19.12.2020 14:00 по Мск


Задачи вебинара
1.
Мышление как система;
2.
Патология мыслительной деятельности;
3.
Эмоционально-личностная сфера психики: норма и патология;
4.
Сознание: нейропсихологический взгляд на патологию.

МЫШЛЕНИЕ

Мышление
Нейропсихология мышления относится к числу мало разработанных разделов нейропсихологии.
По словам А. Р. Лурия, «изучение мозговой организации мышления не имеет истории вообще». Причиной этому были и идеалистические представления о том, что «категориальные установки», «символические функции» или «логическое мышление» (по терминологии разных авторов) не могут иметь конкретных мозговых механизмов и их можно связывать лишь с мозгом как целым, и вульгарно-материалистические представления о мышлении как выработке условных рефлексов по схеме «стимул—реакция», и, конечно, сложность самой проблемы.
Как и во всех других разделах нейропсихологии, разработка проблемы мозговой организации мышления зависит от взглядов на мышление как психическую функцию и от понимания общих принципов соотношения психических функций с мозгом (т. е. представлений об их локализации).
Современная психологическая наука рассматривает мышление как
активную психическую деятельность, направленную на решение
определенной задачи, которая подчиняется всем законам психической деятельности.

Мышление
Мышление возникает лишь при наличии соответствующего мотива и постановке определенной задачи (под которой в психологии понимается некая цель, появляющаяся перед субъектом в определенных условиях).
Мыслительная деятельность проходит ряд этапов, или стадий:
♦ стадию предварительной ориентировки в условиях задачи;
♦ стадию формирования программы и выбора средств решения задачи (т. е.
стадию выработки общей стратегии ее решения);

стадию
непосредственного
осуществления
различных
операций,
направленных на решение задачи;
♦ стадию контроля за промежуточными и конечным результатами;
♦ стадию сличения конечного результата с условиями задачи и ожидаемым
результатом.
В качестве операций, которые используются в мыслительной деятельности, выступают различные вербально-логические, числовые, наглядно-образные
«умственные действия», сложившиеся в общественно-исторической практике человека и усвоенные в процессе обучения.
В отечественной психологии
мышление рассматривается как качественный
скачок в континууме познавательных функций, как процесс, имеющий
опосредованный характер и культурный социально-исторический генез.


Мышление
Мышление как самостоятельная форма познавательной деятельности формируется постепенно, являясь одним из наиболее поздних психологических образований.
Как отдельные «умственные действия» или операции, так и (тем более) мышление как деятельность определяются культурно-историческими факторами.
Мыслительная деятельность в значительной мере опосредуется речевыми символами и в своей развитой форме представляет сложную интегративную деятельность, протекающую по особым, до конца не изученным законам.
Один из способов познания нормальных закономерностей интеллектуальной деятельности, ее психологической структуры, формы, временной последовательности стадий и т. д. состоит в изучении особенностей ее нарушений при локальных поражениях мозга.
В этой области нейропсихологии таятся огромные возможности для разработки общепсихологических аспектов проблемы мышления.

Мышление
В советский период немало сделано для изучения разных аспектов этой проблемы:
♦ проводились исследования генеза мышления, его структуры;
♦ анализировались различные формы мыслительной деятельности;
♦ изучалась роль генетического фактора в интеллектуальной деятельности;
♦ изучалась взаимосвязь мышления и речи, мышления и эмоций и др.
К классическим работам по психологии мышления относятся работы Л. С.
Выготского, П. П. Блонского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурия, Б. М.
Теплова, А. В. Брушлинского и ряда других авторов, показавших продуктивность диалектико-материалистического подхода к мышлению как сознательной целенаправленной психической деятельности. В психологии мышления как в общепсихологической проблеме остается много неизученных вопросов:
♦ недостаточно изучена связь интеллектуальной деятельности с другими познавательными процессами, а также с потребностно-мотивационной сферой субъекта, его личностными характеристиками;
♦ остаются нераскрытыми закономерности творческого интеллекта,
«продуктивного мышления», процессов интуиции;
♦ недостаточно изучена проблема уровневой организации мышления, возможности рефлексии разных этапов интеллектуальной деятельности и др.

Нарушения мышления

Патология
Многие из неизученных вопросов психологии мышления могут получить неожиданное освещение при анализе патологии мышления, связанной с локальными поражениями мозга.
В отечественной нейропсихологии давно пересмотрена точка зрения, согласно которой нарушения мышления не могут отражать определенную локализацию очага поражения, а характеризуют лишь заболевание мозга как целого, т. е. являются «неспецифическими симптомами».
Опыт исследования нарушений интеллектуальной деятельности с позиций теории системной динамической локализации высших психических функций показал, что нейропсихологические симптомы нарушений мышления имеют такое же локальное значение, как и симптомы нарушений других познавательных процессов. А. Р. Лурия, описывая нейропсихологические синдромы поражения разных отделов левого полушария мозга (у правшей) — височных, теменно-затылочных, премоторных и префронтальных, — выделяет несколько типов нарушений интеллектуальных процессов.
В своей классификации нарушений мышления А. Р. Лурия опирался на
факторный анализ интеллектуальных дефектов.


Поражение левой височной области
При поражении
левой височной области
на фоне сенсорной или акустико- мнестической афазии интеллектуальные процессы не остаются интактными.
Однако они страдают вовсе не в той мере, как это предполагали многие авторы, например П. Мари, который считал сенсорную афазию следствием первичных интеллектуальных расстройств или первичной деменции.
Несмотря на нарушение звукового образа слов, их семантическая, или
«смысловая», сфера, как правило, остается относительно сохранной, на что указывает, в частности, исследование Э. С. Бейн, показавшей, что смысловые замены (вербальные парафазии), встречающиеся в речи больного с сенсорной афазией, возникают по законам категориального мышления.
На это указывают и многие другие исследования, посвященные изучению абстрактного вербально-логического мышления при локальных поражениях мозга.
В этих работах показана сохранность непосредственного «схватывания» пространственных и логических отношений у таких больных. Особенно четко сохранность интеллектуальной деятельности выступает у этой категории больных при исследовании «невербального», наглядно-образного интеллекта.

Поражение левой височной области
Больные с акустико-мнестической и сенсорной афазией могут правильно выполнять следующие действия:
♦ оперировать пространственными отношениями элементов;
♦ выполнять арифметические операции (в письменном виде);
♦ решать задачи на поиск последовательности наглядно-развертывающегося сюжета (серии сюжетных картин) и др.
Однако у них грубо нарушены те смысловые операции, которые требуют постоянного опосредующего участия речевых связей. Эти трудности возникают и в «неречевых» операциях, если требуется удерживать в памяти речевой материал. Поэтому у таких больных нарушены операции устного счета.
Таким образом, у «височных» больных при сохранности непосредственного
понимания наглядно-образных и логических отношений нарушена способность
выполнять последовательные дискурсивные вербальные операции, для
осуществления которых необходима опора на речевые связи или их следы
(вследствие нарушений слухоречевой памяти).
Частичная компенсация этих нарушений возможна лишь при опоре на наглядные зрительные стимулы.
Подобная картина объясняется тем, что поражение височной области не ведет к полному разрушению речи, а лишь нарушает ее звуковую структуру (из-за выпадения или ослабления слухового фактора речевой системы).
Семантическая сторона речи в значительной степени остается сохранной.


Поражение теменно-затылочной области
При поражении
теменно-затылочных отделов мозга
, когда страдает «синтез отдельных элементов в группы» и возникает целая совокупность дефектов, связанных с трудностями пространственного анализа и синтеза, интеллектуальная деятельность нарушается иным образом.
Эти нарушения связаны с выпадением
(или ослаблением) оптикопространственного фактора. Больные обнаруживают трудности в тех интеллектуальных операциях, для решения которых необходимо выделение наглядных признаков и их пространственных отношений. Наиболее четко эти нарушения проявляются в задачах на «конструктивный интеллект» (типа складывания куба Линка или кубиков Кооса).
У больных с поражениями теменно-затылочных отделов левого полушария сохранно намерение выполнить ту или иную задачу, они могут составить общий план предстоящей деятельности, однако вследствие трудностей осуществления пространственных операций они не способны выполнить само задание.
Аналогичные трудности выступают у них и при решении арифметических задач.
Выполнение арифметических действий для них невозможно из-за первичной
акалькулии. Для этих больных характерны также трудности понимания
определенных
логико-грамматических
конструкций,
отражающих
пространственные и «квазипространственные» отношения, вследствие чего у них затруднено и выполнение тех задач, которые требуют понимания подобных речевых конструкций.

Поражение теменно-затылочной области
Таким образом, нарушения интеллектуальной деятельности при
поражении теменно-затылочных отделов левого полушария (зоны ТРО)
протекают в иной форме, чем при поражении височных отделов. В первую
очередь при этом страдают наглядно-образные формы мышления,
требующие выполнения операций на пространственный анализ и синтез, а
также понимание семантики «квазипространственных» отношений,
составляющее сущность «так называемой семантической афазии».
Поражение
премоторных отделов левого полушария
головного мозга ведет к другим по характеру нарушениям интеллектуальной деятельности.
Эти нарушения входят в состав премоторного синдрома, характеризующегося трудностями временной организации всех психических процессов, включая и интеллектуальные. У данной категории больных наблюдается не только распад «кинетических схем» движений и трудности переключения с одного двигательного акта на другой, но и нарушения динамики мыслительного процесса. Нарушается свернутый, автоматизированный характер интеллектуальных операций («умственных действий»), свойственный здоровому взрослому человеку.
Эти нарушения входят в хорошо описанный синдром динамической
афазии.