Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Разработка учебнометодического обеспечения учебного процесса учителем начальных классов Практическое занятие 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Разработка учебно-методического обеспечения учебного процесса учителем начальных классов

Практическое занятие №2


Выполнил:

Обучающийся Кузнецова Нина Валерьевна

Преподаватель:

Ершова Наталья Николаевна


Задания по теме 2.4 Моделирование предметно-развивающей среды в начальной школе

Цель занятия: закрепление знаний о требованиях к моделированию предметно-развивающей среды в начальной школе, формирование умения применять их для решения практических задач.

 

Задание 1. Составьте графическую схему модели предметно-развивающей среды класса, с учетом зонирования пространства.




 

Задание 2. Разработайте презентацию по теме: «Моделирование предметно-развивающей среды класса».

План:

1.Определить нужное количество зон класса.

2.Подобрать фото каждой зоны, которая по мнению автора оформлена правильно.

3.Из выбранных фото составить презентацию.

4.Требования к презентации:

- Первый - Титульный слайд  должен содержать тему и Ф.И. автора.

- На одном слайде должно быть 1 фото.

- Каждая иллюстрация должна быть подписана.

- Вся презентация должна включать не менее 10 слайдов.

- Последний слайд должен повторить первый титульный слайд.

 

Задания по теме 3.1 Основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования

Цель: закрепление знаний об основах организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования, формирование умения применять их для решения практических задач.

 

Задание 3. Проанализируйте компоненты исследовательской деятельности младших школьников, определите собственную готовность к ее организации и сделайте вывод. 


 

Материал для анализа:

Компоненты исследовательской деятельности младших школьников

Исследовательские умения и навыки

Предпосылки развития данных умений и навыков

Основные методы формирования

Видеть проблему

спо­собность смотреть на мир чужими глазами. 

составле­ние описаний, повествований от имени раз­ных персонажей; придумывание различных окончаний одной и той же истории; дополне­ние сюжета событиями и т.п.

Выдвигать гипотезы

погружение в поисковую деятельность. 

исполь­зование тренировочных заданий по выдви­жению гипотез, провокационных идей, об­суждению проблем.

Задавать вопросы

организация учебного диалога. 

создание вообра­жаемых ситуаций, анализ проведенных диалогов; упражнения «Зададим друг дру­гу вопросы».

Классифицировать по различным при­знакам

различение при­знаков по типу: существенный (главный) – несущественный (случайный, внешний). 

упраж­нения на разбиение объектов на группы, вы­деление главных признаков; сравнение объектов по различным признакам; дидак­тические игры на классификацию

Обсуждать парадоксальные проблемы

поисковая и коммуникатив­ная деятельность. 

учебный диалог; упражнения на выдвижение необычных гипотез; сравне­ние истинных и ложных высказываний.

Структурировать материал

предъявление материала, который необходимо структурировать по указанно­му принципу. 

упражнения, требующие анализа предложенного материала; коллективное (индивидуальное) построение алгоритмов решения учебных задач; разбиение объек­тов на структурно оправданные группы.

Доказывать верность своих идей

предоставление права на ошиб­ку, возможности отстаивать свое мнение. 

упраж­нения на построение различных вариантов ответов (догадок); проверку интуиции; задания по определению на глаз свойств предметов; анализ допущенных ошибок и путей их устранения.


 

Задание 4. Разработайте план организации опытно-экспериментальной работы.

Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательной школе (начальная ступень) 
Предмет исследования: возможности развития субъектов образовательного процесса в общеобразовательной школе (начальная ступень)
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, способствующие развитию исследовательских умений как компонента формирования субъектной позиции у учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза: формирование субъектной позиции у учащихся младшего школьного возраста будет проходить успешно, если ребёнок включён в активную исследовательскую деятельность через систему содержания и форм проведения учебных занятий.
Задачи:

1. изучить состояние проблемы в передовом психолого-педагогическом опыте;

2. определить содержание, формы, методы развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста;
3. определить критерии оценки уровня сформированности исследовательских умений и ключевых компетентностей учащихся младшего школьного возраста;

4. собрать коррекционные и развивающие упражнения по теме;

5. разработать методические рекомендации по формированию исследовательских умений у учащихся.
Методы исследования:

Эмпирические методы:

  • изучение литературы по теме эксперимента;

  • изучение нормативных и инструктивно-методических документов;

  • анализ документации;

  • педагогическое наблюдение;

  • опросы;

  • тестирование;

  • изучение и обобщение опытапо теме.

Теоретические методы:

  • моделирование;

  • сравнение; 

  • обобщение;

  • абстрагирование;

  • классификация;

  • синтез;

  • статистические методы анализа информации;

  • рефлексия;

  • коррекция.


Технологии

- Метод исследовательского обучения младших школьников (Савенков А.И.)

- Метод проектов

- Технология сотрудничества (Н.П. Пирогов, Давыдов В.В.)

- Игровые технологии (Д.Б. Эльконин, П.П.Блонский)

- Личностно-ориентированные технологии (И.С.Якиманская, В.В.Сериков)

- Здоровьесберегающие технологии (Степанова О.А., Стрельникова)

- Технология накопительной оценки «Портфолио»

Этапы и содержание ОЭР:

I  этап – Поисковый

Изучение и анализ научно – педагогической литературы по проблеме. 


Ознакомление с состоянием практики решения данной задачи. 

Выявление основных проблем темы. 

Отбор, разработка диагностического инструментария. 

Изучение стартового уровня исследовательских умений учащихся.

II  этап – Экспериментальный

Определение психолого-педагогических и методических условий формирования исследовательских умений у учащихся младшего школьного возраста.

Внедрение в УВП достижений педагогической науки и практики. 

Проведение контрольных срезов посредством диагностики достигнутого уровня развития исследовательских умений учащихся. 

Моделирование учебно-дидактических ситуаций на уроках с целью определения эффективных форм и приёмов работы по развитию исследовательских умений у учащихся. 

Мобилизация потенциала внеклассной работы в развитии исследовательских умений учащихся. 

III  этап – Заключительный

Проведение контрольного среза. 

Оценка продуктивности различных подходов к развитию исследовательских умений у учащихся. Обобщение, анализ полученных данных. 

Выдвижение практических рекомендаций. 

Оформление результатов исследований, подведение итогов работы. 

Выступление на научно-практических конференциях, опубликование полученного результата.

Творческий  отчет. 
Ожидаемый результат:

  1. система содержания и форм проведения учебных занятий, направленных на развитие исследовательских умений;

  2. методические рекомендации по реализации данной системы;

  3. дидактический материал по проблемной теме;

  4. сборник творческих исследовательских и проектных работ учащихся;

  5. доклады и публикации по проблемной теме;

  6. компьютерная презентация по теме.


Критерии эффективности эксперимента:

  1. результаты обученности;

  2. результаты сформированности ключевых компетентностей;

  3. состояние здоровья учащихся;

  4. удовлетворённость субъектов образовательного процесса (педагоги, учащиеся, родители).


 

Задания по теме 3.2 Методы педагогических исследований

 

Цель: закрепление знаний о методах педагогических исследований, формирование умения применять их для решения практических задач.


 

Задание 5. Составьте сводную таблицу классификации теоретических и эмпирических методов педагогических исследований.

Методы 

(по В.И. Загвязинскому)

Эмпирические методы

  • Рабочие, частные методы: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок; тестирование.

Теоретические методы

  • Метод познания.

  • Комплексные, общие методы, которые строятся на

применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение опыта; опытная работа; эксперимент.

  • Методы как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация

Методы – познавательные действия

  • методы отслеживания объекта:

обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта.

  • методы преобразования объекта: опытная работа, эксперимент.

  • методы исследования объекта во времени: ретроспектива,

прогнозирование.

  • диалектика (как метод)

  • научные теории, проверенные практикой

  • доказательство

  • метод анализа систем знаний

  • дедуктивный (аксиоматический) метод

  • индуктивно - дедуктивный метод

  • выявление и разрешение противоречий

  • постановка проблем

  • построение гипотез

Методы операции

  • Изучение литературы, документов

и результатов деятельности

  • наблюдение 

  • измерение 

  • опрос (устный и письменный) 

  • экспертные оценки 

  • тестирование

  • анализ

  • синтез

  • сравнение

  • абстрагирование

  • конкретизация

  • обобщение

  • формализация

  • индукция

  • дедукция

  • идеализация

  • аналогия

  • моделирование 

  • мысленный эксперимент

  • воображение