Файл: Тема Культурогенез в первобытную эпоху Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 5. Культурогенез в первобытную эпоху
Задание 1. Иллюстрацией каких теорий культурогенеза могут выступать следующие высказывания (объясните свой ответ):

  1. «Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации» (З. Фрейд).


ОТВЕТ: Это утверждение связано с концепцией социального интеллекта в развитии культуры, поскольку цивилизация создается благодаря тому, что не бросают камни. Люди, ведущие себя по-человечески используют язык в конфликте, а те кто ведет себя по-животному, не оставляют камня на камне.

Концепция социального интеллекта косвенно подтверждается археологическими данными о том, что рост населения снизил эффективность груминга – обычного способа разрешения конфликта в группах приматов. В этих условиях традиционные вербальные знаки становятся средством общения, а рассмотрение возможного поведения другой стороны - ментальные модели. С помощью социальных знаков социальный интелект учится различать как вести себя «на публике» и как «молчать» а так же использовать знаки для повышения своей репутации и социального признния.



  1. «Совсем другое дело, если ваш репродуктивный успех зависит от того, сумеете ли вы повысить свой социальный ранг, умело манипулируя соплеменниками, каждый из которых стремится к тому же, что и вы. В этом случае для того, чтобы оставить больше потомства, вам нужно быть не просто хитрым – вы должны быть хитрее своих сородичей» (А. Марков).


ОТВЕТ: Это объясняется тем что конкуренция со сверстниками, манипуляции и хитрость – все это часть игры успех которой ведет к социальному признанию, что в свою очередь ведет к репродуктивному успеху. Концепция игры в культурном развитии(Ф.Шиллер, Й.Хейзинга, Г.Гадамер) учитывает игровую деятельность которая так же присутсвует у многих животных. В отличии от труда который направлен на удовлетворение материальных потребностей, игра не служит никакой внешней цели и практически бесполезна. Понятие игры хорошо согласуется с понятием социального интеллекта. Успех в соревновательных играх обеспечивает социальное признание и гарантирует репродуктивный успех.


Задание 2. О каких формах первобытных религиозных верований идет речь:

  1. «вера в “духовные существа” – во всевозможных духов, демонов, гениев, в разные божества, а также в душу живого человека и мертвеца» (С.А. Токарев).

ОТВЕТ: Анимизм – вера в существование души и духов, в одушевленность всей природы. Э. Тайлор считал, анимизм произошел в результате размышлений над причинами сновидений, галлюцинаций, смерти и т.п.


  1. «именование отдельных родов (а первоначально фратрий) по животным – обычай, вполне понятный в условиях охотничьего быта. Возможно, что каждый род получал обозначение по животному или растению, чаще встречающемуся на его территории» (С.А. Токарев).


ОТВЕТ: Тотемизм – вера в животное-первопредка, основателя рода (реже тотемом было растение или предмет). Тотем нельзя убивать и принимать в пищу за исключением особых праздников, в которых коллективное поедание тотема символизирует причащение всех индивидов к коллективному целому.



  1. «религиозное почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства» (С.А. Токарев).


ОТВЕТ: Фетишизм – придание неодушевленным предметам особого значения, наделение их магической силой и поклонение им. Чаще всего предметами поклонения были необычной формы камни, деревья, фигуры существ, сделанные руками людей, а также амулеты (клыки зверей, небольшие камни, искусственные изделия), которые человек постоянно носил с собой.