Файл: Лекции такого рода запоминаются на всю жизнь. Сама Елена Леонидовна в начале встречи сказала, что даёт педагогам золотой ключик к новым Федеральным Государственным образовательным стандартам..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение ФГОС для меня, думаю, в большей степени - осуществление мечты. Всегда от нового ждешь чего-то хорошего, надеешься на лучшее. Со своими ощущениями я пока определиться не могу. По новому стандарту я еще не работала, но ФГОС изучаю очень подробно: в рамках курсов повышения квалификации, мастер-классов, педсоветов, на заседаниях ШМО, чтение литературы, общение с коллегами- учителя-первопроходцами, Да именно нам с вами придется претворять стандарт в жизнь. Наблюдая за нашим школьным коллективом ,я сделала для себя вывод: у кого есть желание, тот старается что-то прочесть, обсудить, понять, освоить и внедрить. И у них это получается!
В рамках курсов нам посчастливилось встретиться с автором технологии проблемного диалога Лауреатом премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования Московской АКАДЕМИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
Лекции такого рода запоминаются на всю жизнь. Сама Елена Леонидовна в начале встречи сказала, что даёт педагогам золотой ключик к новым Федеральным Государственным образовательным стандартам. И это действительно так. Технология направлена на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, ориентирована на деятельностный подход в образовании, помогает воспитывать нового выпускника школы: всесторонне развитого, деятельного, замотивированного. Мы теперь этим «золотым ключиком», полученным от Мельниковой Е.Л., «откроем новые знания» вместе с учениками и готовы к внедрению ФГОС.
Сегодня на уроке мы видели, как работает Ольга Васильевна в рамках этой системы, и что чувствуют ученики, когда имеют возможность самостоятельно формулировать тему урока и действительно открывать знания.
Сущность технологии
Технология стоит на трех китах:
-
психологии мышления и творчества -
проблемном обучении -
и учебном диалоге.
В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке предъявления нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Второе слово означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий, который состоит из отдельных стимулирующих реплик для выработки учащимися творческого подхода к работе – формулирование темы урока, проблемы, выдвижение и проверка гипотезы, подводящий – пошаговая система вопросов и заданий к формулированию темы и логическая цепочка умозаключений, ведущих к новому знанию. (Слайд 4)
В технологии используется 6 приемов создания проблемной ситуации.
1. Проблемная ситуация создается при предъявлении классу противоречивых фактов, теорий, мнений.
2. Проблемная ситуация при столкновении мнений учеников создается вопросом или практическим заданием на новый материал.
3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом.
4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, так как оно не сходно с предыдущим.
5. Система вопросов и заданий разных по характеру и трудности, но посильных для ученика. Последний вопрос должен содержать обобщение, которое позволяет сформулировать тему урока. Ошибочные ответы учеников принимаются без всяких оценок.
6. Мотивирующий прием – готовая или интригующая информация (прием «яркое пятно») или прием «актуальность». В некоторых случаях оба приема можно использовать одновременно. «Ярким пятном» на уроке может быть мультфильм, отрывок из фильма, фотография, отрывок из литературного произведения, документа(Слайд 5)
Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему. Тем самым обеспечивается интерес к новому материалу. Бескорыстная, познавательная мотивация. Затем, учитель организует поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает "открытие" знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала.
Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.(слайд 6)
Проблемно-диалогические методы хорошо сочетаются с фронтальной, парной, групповой и индивидуальной формой обучения. К средствам обучения обычно относят учебник, технические средства обучения (ТСО) и опорные сигналы. При проблемно-диалогическом обучении в наибольшей степени изменяется роль таких средств обучения как опорные сигналы. Опорным сигналом может быть запись темы урока, схема, таблица, рисунок.
Таким образом, «технология проблемного диалога представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов, а также их взаимосвязь с формами и средствами обучения. Методы при этом являются центральной частью технологии, или определяют выбор форм и средств" (Е.Л.Мельникова).
Организация урока биологии
Большинство тем в программе по биологии рассчитано на 1, реже 2 часа, поэтому уроки биологии, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления. Разберем более подробно особенности урока биологии с использованием технологии проблемного диалога.
Первый этап - актуализация знаний и постановка проблемы. Этот этап урока имеет две основные задачи: 1) актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы; 2) создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового учебного материала.
В отличие от традиционного урока, учитель на этом этапе не только и не столько проверяет полученные на прошлом уроке знания, сколько предлагает, ребятам вспомнить знания, которые понадобятся им для изучения новой темы. На этапе актуализации происходит формирование связной целостной картины мира, так как каждый раз на этом этапе мы находим связь ранее изученных понятий с новым.
Второй задачей этого этапа является постановка проблемной ситуации. Главное требование к поставленной проблеме - ее значение для школьников, интерес к ней. Поэтому лучше всего та проблема, которая понятна и доступна школьникам.
После осознания проблемной ситуации учитель просит школьников
самостоятельно (!) сформулировать вопрос, ответ на который они будут получать в течение всего урока ("Что мы должны выяснить на уроке?").
Второй этап урока посвящен совместному "открытию" знаний, т.е. изучению правил и закономерностей, которые вывели ученые и знакомству с избранными примерами их применения. На уроках мы предлагаем пользоваться проблемным методом при изучении нового материала. Существует три способа поиска решения поставленной проблемы (сформулированного учениками главного вопроса урока): побуждающий диалог, подводящий от проблемы диалог и подводящий без проблемы диалог.
Сложные моменты изучаемой темы может вполне рассказать учитель. Важно не то, чтобы ученики сами "открыли" все новые знания, важно чтобы они приняли в этом участие. На этом этапе урока "самостоятельное" открытие знания детьми получается не всегда, но к этому следует стремиться.
Работа с доской очень важна на этом этапе урока. Следует фиксировать все важнейшие промежуточные результаты, достигнутые при обсуждении темы
Третий этап - первичное закрепление Контроль над усвоением материала на этом этапе осуществляется учителем с помощью фронтальных вопросов,
Четвертый этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Следует стараться сделать его более продолжительным, так как именно на этом этапе ученики усваивают способы применения знаний.
Последний этап урока посвящен подведению итогов работы.
Результаты применения технологии
Технология проблемного диалога результативна. Она обеспечивает качественное усвоение материала. В становлении познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад.
Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять проблему, выдвигать и проверять гипотезу.
Подводящий диалог формирует логические умения, сравнивать, анализировать, обобщать.
Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.
Коммуникативные действия осваиваются за счет варьирования форм обучения.
Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии.
Методы постановки проблемы развивают целеполагание
.
Методы поиска решения учат планированию и контролю.
Продуктивные задания стимулируют оценивание.
Технология проблемного диалога способствует личностному развитию школьников. Позиция исследователя – наличие потребности в изучении нового, способность к постановке проблемы и ее анализу с разных точек зрения.
Внутренняя учебная мотивация – сочетание познавательного интереса обучаемого к содержанию и процессу учения и его желания учиться в школе. Развитие ответственного поведения и самостоятельности – поручение выполняется в силу признания его необходимости и даже вопреки собственным желаниям. Коммуникативные установки – ценностные ориентации в сфере межличностного общения, представления о желательных и допустимых способах поведения.
Рефлексия – способность осознавать себя и свою деятельность. Проблемно-диалогическое обучение способствует формированию целостной непротиворечивой личности, объективно оценивающей свои возможности, желающей и не боящейся учиться новому, толерантной и умеющей взаимодействовать в группе.
Применение технологии
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, то есть её могут использовать учителя любых звеньев, от начальной школы до старших классов
Технология проблемного диалога - ключ к успеху в педагогической профессии. Осваивайте проблемный диалог. Это лучший способ быть профессионалом в условиях работы по ФГОС.