Файл: Тема Философия бытия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
радиоактивности привело к выводу, что атом делим. С другой стороны, попытки обнаружить влияние эфира, показали, что такового вообще не существует.
В среде ученых в связи с этим наметилось две позиции. Одни полагали, что необходимо пересмотреть старые теории, и что их крушение отнюдь не означает, что исчезает стоящая за ними материя. Другие высказались в том духе, что материя и телесные свойства предметов неотрывны от ощущений, в которых они даются, и, следовательно, вообще бессмысленно говорить об объективном существовании механических, тепловых, оптических, электромагнитных и прочих явлений, а также атомов, вводимых для их объяснения (речь идет о таких мыслителях как Мах, Авенариус, Пирсон,
Пуанкаре и др.). Дальнейшее развитие науки сформировало адекватные новым данным теории. Но эти события заставили пересмотреть и философское представление о материи. Стало очевидным, что, осмысляя материю, нельзя увязывать ее определение с некой элементарной ее формой.
Одним из тех, кто предложил новое определение и свои соображения по данному вопросу был В.И.Ленин. Он определил материю так:
«философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Более короткое определение:
«…объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им».
Соображения же его сводились к тому, что наука дошла до определенного предела в понимании материи, и выход из тупика в осознании, что материя неисчерпаема в своих свойствах и формах. Он писал:
«Материя исчезает» – это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т.п.) и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».
Таким образом, вся эта дискуссия способствовала уточнению смысла понятия «материя» в материализме. Стало очевидно, что помимо своего проявления в виде бесчисленного множества вещей и явлений, она выступает в виде неисчерпаемого многообразия своих форм, она не вне вещей, но и не сводима целиком к отдельным своим проявлениям. При этом материя понимается как постоянно изменяющаяся. В процессах этого изменения она не возникает и не исчезает, а переходит из одних форм и состояний в другие.
В настоящий момент принято считать, что основными формами материи являются вещество, антивещество и поле. С физической точки зрения вещество – это различные частицы и тела, которые имеют массу покоя. Антивещество состоит из античастиц, то есть частиц, имеющих противоположные частицам знаки электрического заряда и магнитного

момента. Из такого рода частиц могут образовываться устойчивые атомные ядра, атомы, молекулы и соответственно вещество. Это антивещество подчиняется тем же законам движения, что и обычное вещество. В больших количествах оно не обнаружено в космосе, и поэтому существование миров, состоящих из него, остается лишь гипотетическим.
В местах соприкосновения вещества и антивещества происходят процессы преобразования частиц и античастиц, обладающих большой энергией. В свою очередь под полем понимается то, что не имеет массы покоя, но обладает энергией, импульсом и рядом других свойств (гравитационные, электромагнитные и пр. поля и их кварки).
В то же время, приведенное деление необходимо дополняется тем соображением, что указанные формы материи нельзя жестко противопоставлять друг другу. Частицы неотделимы от полей и не существует резкой границы, где кончается собственно частица и начинается ее внешнее поле. При рассмотрении структуры вещества и антивещества выясняется, что собственно частицы занимают весьма незначительную долю их общего объема, внутреннее же пространство между ними занимают поля, создаваемые и обуславливаемые соответственно массами, электрическими зарядами и магнитными моментами.
Деление на вещество и поле – это предельно широкое деление, в рамках которого уместно привести деление на так называемые структурные уровни материи. Под ними понимаются множества объектов определенного класса характеризующихся способом взаимодействия и выделяющиеся на основании пространственно-временных масштабов, совокупности важнейших свойств и законов изменения, степени относительной сложности.
Прежде всего, это старое деление на неживую и живую природу и социальную действительность. Внутри этих больших слоев материального вычленяются и другие уровни.

Контроль
Учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности называется a. онтология b. гносеология c. логика d. диалектика e. аксиология
Проблему существования в ее общем виде фиксирует и выражает категория a. бытие b. сущность c. космос d. атрибут e. материя
Онтология — это раздел философии о a. сущем в мире b. закономерностях познания c. структуре общества d. нравственных нормах e. эстетических ценностях

2.
Материя и ее атрибуты
Как уже было сказано, довольно долгое время материя в материализме понималась как субстанция, т.е. как некая несотворенная, самостоятельная основа всех вещей и процессов. Подкреплялась эта интерпретация тем, что, при любых видоизменениях последних всегда сохраняются некие базисные элементы, частицы, из которых все состоит. Далее констатировалось, что материя, понятая как субстанция, имеет ряд неотъемлемых свойств. Они назывались атрибутами.
Однако уже упомянутый кризис в физике привел к изменению этого подхода. Удар, нанесенный по точке зрения, что есть некий базисный элемент материального – атом, заставил сменить это представление другим, что и на элементарном уровне материя дана в виде многообразия разных форм, несводимых к одной. В конце концов, это означало признание неисчерпаемости форм и свойств материи.
С другой стороны, эти соображения не подорвали уверенности в таких ее «субстанциальных» свойствах как несотворенность и неуничтожимость, равно как и в присущности ей других уже известных свойств. В итоге, субстанционная интерпретация материи сменилась так называемой
«атрибутивной». Она состоит в том, что материя не есть нечто, существующее помимо своих атрибутов, а есть система этих атрибутов. Это означает, что любой материальный объект представляет собой сложное образование, в котором по-разному проявляются такие свойства как пространство, время, движение, системность, отражение и другие.
Следует заметить далее, что перечисленные атрибуты выделяются на уровне явлений. Другой уровень рассмотрения материального – уровень сущности – дает нам другие атрибуты: причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность, закон.
Сущность и явление
Одними из важнейших онтологических категорий являются категории сущности и явления. Под сущностью имеется в виду внутреннее содержание объекта, предмета, системы, недоступное непосредственному чувственному восприятию и постигаемое с помощью мышления. В свою очередь явление – это внешняя сторона объекта, проявление, выражение сущности.
Весь мир с учетом этих категорий как бы раздваивается. Допустим, человек обнаруживает какие-то ранее неизвестные ему вещи, наблюдает изменения действительности, на его глазах происходят некие события. Во всех этих случаях он чувственно воспринимает какие-то факты. Он может их описать, но он пока не понимает, почему происходит именно это, почему данная вещь имеет именно такие свойства и т.п. Для того чтобы понять их, он сначала должен осмыслить, что имеет дело с внешним проявлением чего- то пока ему неизвестного. Постижение этого неизвестного производится уже с помощью мышления, и эта ситуация является отправным пунктом как

вненаучного, так и научного исследования. Наука со временем может выяснить, что, допустим, смена времен года есть проявление вращения
Земли, что падение тел есть проявление притяжения Земли, что молния есть мощный электрический разряд, что причиной сходства детей и родителей является перенос генетической информации и т.д. Рассмотренные с этой стороны категории сущности и явления выступают как ступени постижения объекта.
С другой стороны, сущность и явление – это и категории реальности.
Сущность в этом смысле – это основа явлений, которая обуславливает их.
Они неразрывно связаны, едины, и в то же время не тождественны. Связь проявляется в том, что они не существуют отдельно друг от друга. Всякая сущность проявляется в каких-то явлениях, и всякое явление несет в себе сущность. Несовпадение, в свою очередь, проявляется следующим образом.
Явление есть нечто единичное, существующее в данном месте и в данное время. Сущность же есть нечто общее, одинаковое во многих явлениях, данных в разных местах и в разное время. Разные явления могут иметь одну сущность. В силу упомянутой индивидуальности явления оно всегда богаче сущности, в том смысле, что обнаруживает не только сущностные черты, но и всевозможные особенности, зависящие от конкретных условий его существования. Наконец, явление есть нечто изменчивое, в то время как сущность стабильна и постоянна.
Пространство и время
Все, с чем сталкивается человек в реальности, происходит в каком-то месте и в какое-то время. Это обстоятельство является фактом, известным всякому. Однако, несмотря на неоспоримость этого факта и в западной, и в восточной философии понятия пространства и времени трактовались далеко не однозначно.
Для представителей материализма пространство и время существуют независимо от сознания человека, но не независимо и не вне материи.
Соответственно все материальные системы и процессы в них существуют и протекают во времени и пространстве.
В истории науки и философии наметились две различные трактовки пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Первая являлась основой физики Нового времени и наиболее четко была выражена Ньютоном в сочинении «Математические начала натуральной философии». Оппонентом
Ньютона по этому вопросу выступал Лейбниц, однако, его теория тогда оказалась невостребованной, и лишь в начале 20 века в связи с разработкой
Эйнштейном общей и специальной теорий относительности взгляды
Ньютона на пространство и время были пересмотрены. В рамках субстанциальной концепции пространство и время понимались как самостоятельные сущности, существующие независимо от заполняющих пространство тел и длящихся во времени событий. Иными словами, они понимались как независящие от материи условия, в которых она существует.


Реляционная концепция рассматривает пространство и время как системы отношений, образуемые взаимодействием объектов. Соответственно подразумевается, что пространственные и временные характеристики зависят от этих объектов и вне них не существуют. Эйнштейном высказался по этому поводу следующим образом: «раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время». В другом месте он пишет: «Пустое пространство, т.е. пространство без поля, не существует. Пространство-время существует не само по себе, но лишь как структурное свойство поля».
В чем же выражается зависимость свойств пространства и времени от материи? Разработанная Эйнштейном специальная и общая теория относительности отвечают на этот вопрос так.
Прежде всего, пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости их движения: пространственные характеристики уменьшаются в направлении движения тел при приближении скорости тел к скорости света, временные же процессы замедляются, то есть время замедляет свой ход в быстродвижущихся системах.
Соответственно в общей теории относительности зависимость выражена в том, что под воздействием полей тяготения происходит искривление пространства и замедление хода времени.
Таким образом, пространство и время неотделимы от материи. Однако, несмотря на это, при их познании часто отвлекаются от материального содержания и говорят об их свойствах, рассматривая их как самостоятельные формы бытия. Это допустимо. Выделяют всеобщие и специфические свойства пространства и времени. Всеобщие – это те, которые имеют место на всех известных структурных уровнях материи. Специфические же присущи лишь некоторым классам материальных систем.
Характерными свойствами пространства являются протяженность трехмерность, изотропность, однородность. Протяженность состоит в способности тел существовать одно возле другого, и, по существу, это не свойство, а сама сущность пространства (точно также как и длительность времени). Трехмерность заключается в том, что для задания координат вещи или события в пространстве необходимо указать три его координаты.
Характерными чертами времени являются длительность, одномерность, однородность, необратимость. В длительности выражается сама сущность времени – способность событий следовать одно за другим, одно после другого.
Необратимость времени выражается в том, что время течет из прошлого через настоящее в будущее, и обратное его течение, т.е. возвращение в прошлое, невозможно.
Системность
Когда говорят, что одним из атрибутов материи является системность, то в самом грубом смысле это означает, что она всегда имеет некую структуру, она каким-то образом организована. Как бы далеко не

продвигалась наука в изучении макро и микромира она везде обнаруживает новые структуры.
В 20 века в связи с ростом научных знаний и изменений представлений о материи возникла потребность в универсальной теории систем. Первая попытка была сделана австрийским биологом Л.Берталанфи. Он выдвинул программу построения такой общей теории систем, которая бы формулировала общие законы и принципы их поведения систем независимо от специального вида. Однако собственно универсальной системы он не создал, поскольку опирался на биологический материал. В дальнейшем эта программа была вопрощена в жизнь так называемой «синергетикой». Ее возникновение связано с именами двух ученых И.Пригожина и Хакена, которые трактовали задачу этой новой теории именно как понимание основных принципов функционирования всех любых материальных систем.
Основными терминами системного подхода являются понятия
«система», «элемент», «структура». Система определяется как комплекс взаимодействующих элементов или шире как целое, состоящее из связанных между собой частей. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе его рассмотрения. Критерием для вычленения элементов системы является его непосредственное участие в устройстве системы.
Очевидно, что механическая сумма элементов не даст системы.
Должно быть что-то еще. Это что-то есть структура, совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.
Выделяют несколько видов систем. Прежде всего, это суммативные и целостные системы. Первый тип – это такого рода комплексы, в которых системность выражена слабо. Составляющие ее компоненты обладают значительной автономностью, связи между ними несущественны, большей частью случайные. Это означает, что при отсутствии некоторых ее элементов система сохраняется. Наконец, свойства всей системы в целом практически равняются сумме свойств ее элементов. Примерами такого рода систем являются штабель досок и т.п. У целостных систем все обстоит наоборот.
Четко выражена зависимость существования системы от наличия каждого из элементов. В результате их внутренние связи оказываются намного прочнее и стабильней. Во всех целостных системах связь между элементами является более устойчивой и внутренне необходимой, чем связь каждого из элементов с окружающей средой. Свойства системы являются принципиально новыми по сравнению с качествами элементов. Систем такого рода очень много.
Собственно они и в большей степени отвечают самому смыслу этого слова.
Это, скажем, живые организмы, различные технические устройства, молекулы и т.д.
По разным другим основаниям выделяются другие типы систем. По формам движения материи – механические, физические, химические, биологические, социальные. По характеру связи между частями и целым – органичные и неорганичные. По характеру обмена со средой – закрытые и открытые. Закрытые системы характеризуются отсутствием обмена веществом со средой. Открытые же характеризуются всеми видами обмена