Файл: Тема Философия бытия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
со средой – веществом, энергией, информацией. К ним относятся все биологические объекты.
По характеру движения в системе
– стационарные и эволюционирующие. Системы, которые все время остаются в одном и том же состоянии или же постоянно возвращаются к одному и тому же состоянию, называется стационарной. Если же в системе совершаются необратимые качественные изменения, то это системы эволюционирующие или динамические.
В соответствии со сказанным всю Вселенную можно рассматривать как иерархию разного рода систем.
Движение
Важнейшим атрибутом материи является движение. В отличие от обыденного словоупотребления под философским понятием движения понимается изменение вообще, т.е. под ним следует понимать не только механическое перемещение, но любые взаимодействия и изменения состояний объектов, вызванные этими взаимодействиями. В общем, понятия движения и взаимодействия близки по смыслу, и в большинстве случаев они взаимозаменимы.
Мысль о подвижности мира как основной его характеристике это очень древняя мысль, и ее наличие мы фиксируем в самых разных регионах при первых попытках осмыслить реальность в целом. В Древней Греции эту мысль ярче всего выразил Гераклит. В Китае на идее постоянных перемен, понимаемых как взаимодействие начал инь и янь была построена вся гадательная практика, смысл которой в письменном виде до нас донесла т.н.
«Книга перемен». Не воспроизводя всю судьбу этого понятия на Западе, рассмотрим современные представления об этом материальном атрибуте.
Выделяют два основных типа движения: движение, при котором качество движущего предмета сохраняется, и движение, при котором его качества меняются. Первый тип – это механическое перемещение тел в пространстве, противоположным которому, как будто, выступает состояние покоя. Но дело оказывается намного сложнее. Определение тел как движущихся или покоящихся всегда увязано с определенной системой отсчета. То, что в одной системе отсчета есть покой, в другой будет движущимся. Это, во-первых. Во-вторых, даже в неподвижном объекте происходит движение составляющих его частиц и обмен ими со средой.
Таким образом, то, что воспринимается нами как покой, есть определенное повторение способов и видов движения, образующих предмет и обеспечивающих его стабильность и сохранение его свойств. Это приводит к выводу, что всякий покой относителен, а движения абсолютно.
Теперь рассмотрим второй тип движения. В нем в свою очередь выделяются две основные формы. Первая это такая, при которой изменения свойств не выходят за пределы определенного уровня организации материи, во второй форме такой переход имеет место. Примером первой могут служить изменения небесных тел, эволюция живых существ и т.п. Примером

второй – формирование атомов из элементарных частиц, переход от неживого к живому. В этих случаях имеет место усложнение материи и возникновение новых ее видов или уровней.
Помимо указанных типов движения выделяют несколько форм уже в зависимости от видов материальных систем, в которых протекают изменения. В свое время такая классификация была предложена
Ф.Энгельсом. Поскольку при этом он опирался на современный ему уровень естествознания, на сегодняшний день она уже не совсем адекватна и требует дополнения. Однако, многие положения, относящиеся к этой классификации, полностью сохранили свою справедливость и сегодня.
Им были выделены механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения. Под механическим движением он имел в виду перемещение тел в пространстве. Под физическим
– молекулярные взаимодействия, выражающиеся в тепловых, электромагнитных, гравитационных и тому подобных явлениях, составляющих предмет изучения физики. Под химической формой движения имелось в виду превращения веществ, имеющих своей основой взаимодействия атомов. Под биологической – изменения живых существ, т.е. белковых, клеточных тел. И, наконец, под социальной – изменения общественные.
Воспроизведем те общие соображения Энгельса по поводу данных форм, которые остались в силе. Прежде всего, движение это неотъемлемое свойство материи, и невозможно представить неподвижную материю.
«Движение в мировом пространстве, механическое движение небольших масс на отдельных мировых телах, молекулярные колебания в виде теплоты или в виде электрического или магнитного тока, химическое разложение и соединение, органическая жизнь – вот те формы движения, в одной из которых или в нескольких за раз находится каждый отдельный атом вещества в мире в любой данный момент».
Во-вторых, он констатирует уже упомянутую абсолютность движения и относительность покоя.
В-третьих, движение несотворимо и неуничтожимо, имеет место лишь переход одних форм движения в другие.
При этом «учение о неразрушимости движения следует понимать не только в количественном но и в качественном смысле». Это означает, что движение, будучи вечным атрибутом вечной материи, должно проявляться во всех своих видах (разумеется при соответствующих условиях). Это порождает у
Энгельса известный оптимизм в отношении перспектив существования мыслящих существ: «…мы все же уверены, что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов не может погибнуть и что поэтому с той же самой железной необходимостью с какой она некогда истребит на земле свой высший цвет – мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время».
И ряд принципов, лежащих в основании произведенной им классификации. Высшие формы движения возникают на базе низших.


Определенная форма движения всегда имеет в качестве своей основы более низкие формы, которые продолжаются, участвуют в высших и обеспечивают их существование. И в то же время необходимо отчетливо осознавать принципиальную несводимость высших форм движения к низшим, их специфику, собственно и позволяющую выделять их как относительно самостоятельные виды. В соответствии с этим недопустим перенос законов одной формы движения на другую, как то, например, законов жизни животных на общество.
С точки зрения современного материализма удобнее применять несколько иную классификацию. Речь ведется о выделении трех групп форм движения – в неживой и живой природе и в обществе. Помимо тех форм движения, которые присущи соответственно различным видам систем, имеются универсальные, всеобщие его формы, распространяющиеся на все материальные объекты.
Это пространственное перемещение, электромагнитное взаимодействие и гравитационное.
Контроль
Объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого обозначается понятием a. субстанция b. онтология c. абстракция d. интенция e. акциденция
Длительность, смену состояния выражает форма бытия материи a. время b. пространство c. движение d. качество e. количество
Протяженность и структурность всех материальных объектов обозначает категория a. пространство b. время c. материя d. сознание e. движение

3.
Развитие и его законы
Одним из особых видов движения, наиболее сложной его формой является развитие. Под ним понимается направленное, необратимое, качественное изменение материальных и идеальных систем. Смысл данного определения раскрывается так. Прежде всего, говорить о развитии нужно всегда применительно к определенной системе – материальной или духовной. Неправомочно говорить, что развивается материя как таковая.
Далее, именно наличие всех трех упомянутых признаков позволяет говорить о развитии. В случае наличия меньшего их числа мы имеем дело с иными типами изменений.
Поскольку речь идет о качественных изменения, необходимо достаточно ясно понимать, что имеется в виду. Во-первых, из развития исключается момент самого возникновения или исчезновения системы, хотя именно возникновение есть необходимое начальное условие такового. Во- вторых, развитие системы предполагает, что в его процессе сохраняется основное качество системы, ее основа. Следующий важный момент заключается в том, что в случае развития речь ведется именно о комплексе изменений, куда входят и изменения элементов, и подсистем, и структуры.
Развитие характеризуется таким важным признаком как необратимость.
Подразумевается, что развивающаяся система претерпевает не однократное, пусть и значительное преобразование, а такую связь преобразований, которая уже исключает возврат системы к начальному состоянию и придает ей не существовавшие раньше свойства. В свою очередь под направленностью подразумевается то обстоятельство, что в процессе развития всегда имеет место такая связь между изменениями, которая позволяет говорить о некой их тенденции. Хаотичные изменения на уровне подсистем не приведут к развитию системы, если, во-первых, они не будут накапливаться, во-вторых, если, перешедшие затем в форму системных изменений они не будут обладать преемственностью, связью между изменениями системы. Если же это имеет место, то в этом и выражается направленность развития.
Рассмотрением философских аспектов движения занимается диалектика. Одним из важнейших ее предметов являются законы развития.
Таковых выделяют три: закон отрицания отрицания, закон единства и борьбы противоположностей и закон перехода количественных изменений в качественные. Исторически заслуга открытия данных законов принадлежит представителям немецкой классической философии, сначала Фихте, затем
Гегелю. Однако, в их трактовке смысл данных законов отличался от материалистической, осуществленной впоследствии Марксом и Энгельсом.
Для Гегеля и Фихте собственно развивающимся образованием изначально являлось нечто идеальное: Я (самосознание) у Фихте, логическая идея у
Гегеля. Материальное же было промежуточным результатом такого развития. Маркс и Энгельс, признавая заслугу Гегеля в открытии самого механизма развития, стояли на прямо противоположной позиции

материализма, и поэтому переосмысление ими данных законов выразилось в том, что, во-первых, развивающимися по ним образованиями были признаны природа, общество и мышление, а во-вторых, в этих процессах утверждался примат материального момента.
В соответствии с этим законы развития приобретают следующий смысл. Закон отрицания отрицания заключается в том, что в процессе развития некой системы имеет место чередование фаз, из которых каждая последующая является результатом отрицания-снятия предыдущей, а в результате двойного отрицания происходит воспроизведение исходного состояния, но уже на более высоком уровне, т.е. обогащенного содержанием пройденных фаз. Окончание при таком понимании – это не возврат к началу, а синтез пройденных фаз.
Таким образом, действие данного закона наиболее наглядно, когда перед нами уже более или менее законченный процесс. В этом случае обнаруживается, что в нем развитие осуществлялось тремя циклами: исходное состояние системы, его превращение в противоположность и, наконец, превращение этой противоположности в свою противоположность.
Ключевыми категориями данного закона выступают отрицание и преемственность. Отрицание в свете данного закона – это тот компонент, без которого невозможно развитие. Уничтожение старого – это всегда и неизбежное следствие, и условие возникновения чего-то нового. Поэтому при переходе от первой стадии ко второй наблюдается разрушение установившейся структуры как препятствующей развитию системы. В то же время это глубоко двойственный процесс, потому что старое не исчезает совсем.
Закон перехода количественных изменений в качественные состоит в том, что изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигнет определенного предела, и, в свою очередь, качественные изменения создают новые возможности количественных изменений.
Закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон состоит в том, что источником развития является единство и борьба противоположностей.
Под противоположностями понимаются взаимоисключающие стороны и тенденции предметов, систем, которые, тем не менее, сопряжены в единой системе. Их взаимодействие и приводит к изменениям. Противоположности, таким образом, обнаружимы везде, где имеется развитие – в неорганической природе, в природе живой, в обществе, и, наконец, в мышлении. Примерами могут являться соответственно притяжение и отталкивание, наследственность и изменчивость, классовые противоречия.
ЗАКОН. Понятие «закон» означает необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.
Материалистическая диалектика исходит из того, что законы носят объективный характер, т.е. выражают реальные отношения вещей, складывающиеся независимо от сознания.


По разным критериям выделяют различные виды законов. Во-первых, по формам движения материи. Во-вторых, выделяются так называемые динамические и вероятно-статистические законы. Первые – это законы, управляющие поведением одного объекта и позволяющие установить однозначную связь его состояний. Вторые – это законы, управляющие большими совокупностями и в отношении поведения индивидуальных объектов позволяющие делать лишь вероятностные заключения. Это, например, законы квантовой механики.
В-третьих, законы различают по степени охвата явлений. По данному критерию они соответственно могут быть частные, общие и всеобщие.
Частные законы управляют отдельной определенной сферой объектов.
Общие управляют тоже одной, но уже достаточно обширной сферой, природой, мышлением или обществом. Примером, такого закона является закон сохранения энергии, действующий во всей природе. Наконец, всеобщие распространяют свое действие на все области.
ПРИЧИННОСТЬ. Выше уже было упомянуто, что атрибутами материи являются движение и взаимодействие. Ключевой категорией, введенной для истолкования и того, и другого является категория причинности и соответственно раскрывающие ее смысл понятия «причины» и «следствия».
Собственно говоря, категория причинности или причинного отношения означает генетическую связь между явлениями или событиями, при которой одно явление (причина) при определенных условиях порождает, вызывает другое явления (следствие). Представление об универсальном характере данного принципа входило в состав самых различных философский теорий.
Оно же лежит в основании научного подхода к реальности. Ну и, наконец, оно же в неотрефлексированной форме составляет костяк того, что называется обыденным уровнем мировоззрения. Учение о всеобщей обусловленности объективных явлений называется «детерминизм»
В то же время в западной философии были такие мыслители, которые считали неправомочным признание причинности в качестве характеристики внешнего мира. Сначала это был Юм, а вслед за ним Кант. Юм считал причинно-следственную связь ошибочной подменой отношения смежности в пространстве и времени. Кант же считал ее одной из априорных категорий нашего рассудка и в силу этого неприменимой к т.н. «вещам в себе».
Существуют более простые и более сложные случаи причинно- следственных взаимодействий. Элементарная причинная связь выступает в форме, когда мы имеем всего два звена: причину и порождаемое ей некое следствие. Такая связь характеризуется следующими свойствами. Прежде всего, это последовательность во времени – причина по времени предшествует следствию. Соответственно они не могут поменяться местами, следствие не может выступить в роли причины своей причины.
В то же время сама по себе временная ассиметрия еще не свидетельствует о наличии причинности. Основополагающим признаком выступает именно отношение порождения – причина порождает, вызывает