Файл: Политические конфликты как форма политических отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В зависимости от временных критериев:

  1. Долговременные (характеризуется долгой продолжительностью);

  2. Кратковременные (затрачивают меньше времени, чем долговременные);

  3. Единичные (происходят один раз, не длятся долго);

  4. Периодические (происходят с определёнными перерывами между друг другом).

В зависимости от степени напряжённости:

  1. Конфликт низкой интенсивности (конфликты, которые не приводят к открытому насилию или тяжким последствиям);

  2. Конфликт высокой интенсивности (конфликты, которые приводят к насилию или тяжким последствиям).

В зависимости от причин возникновения:

  1. Конфликты, связанные с распределением ресурсов;

  2. Конфликты, связанные с идеологическими различиями;

  3. Конфликты, связанные с расовыми, этническими или религиозными различиями.

В зависимости от времени возникновения:

  1. Конфликты, возникшие в прошлом и продолжающиеся в настоящем;

  2. Новые конфликты, возникшие в настоящее время.

Далее хотелось бы рассмотреть классификации, рассматриваемые учёными.

Так, Г. И. Козырев в своей работе приводит следующую классификацию политических конфликтов: Все политические конфликты делятся на международные (внешние) и внутренние. Внутренние, в свою очередь, можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. Вертикальные также делятся на два вида: статусно-ролевые и режимные (оппозиционные). По области спора (сфере жизнедеятельности) можно выделить следующие виды политических конфликтов: социально-политические, политико-экономические, этнополитические, конфессионально-политические, политико-правовые, институционально-политические, идеологические (в том числе имеющие религиозные основания) и др.

Горизонтальные политические конфликты. Борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и т.д.

Цели и причины возникновения горизонтальных конфликтов — совершенствование существующей системы власти. Например, смена неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка политического курса, увеличение или уменьшение властных полномочий различных субъектов политики и т.п.

Вертикальные политические конфликты можно разделить на два подвида: статусно-ролевые и режимные.


Статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нее, за соответствие статуса и роли и др.). Примерами таких конфликтов являются конфликты между центром и регионами в современной России, между правящей и оппозиционной элитами и т.д. Иногда они не имеют реального объекта и являются самоцелью. Такой конфликт, как правило, провоцируют политические элиты либо для того, чтобы лишний раз напомнить о себе, либо для того, чтобы отвлечь внимание общественности от насущных политических проблем, которые они не могут или не хотят решать. Например, российские политические элиты периодически поднимают вопрос о захоронении тела В.И. Ленина, тем самым отвлекают народ от реальных насущных проблем, которые требуют незамедлительного решения.

Режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.

Выделяют следующие виды политических конфликтов: конфликты ценностей, интересов, политических культур, политической идентификации. В конфликте ценностей (ценностных ориентаций) противоречия заключаются в различных представлениях о самой политической системе, политическом курсе страны и правилах политической игры. В ценностных конфликтах возможна постановка сакраментального для России вопроса «Что делать?».

В конфликте интересов борьба идет в сфере распределения и перераспределения различных ресурсов (власти, материальных благ, духовных ценностей и пр.). Здесь вопрос ставится «Как делать?».

Как и другие социальные конфликты, политические конфликты бывают локальными, общими, кратковременными, долговременными, субъективными, объективными, насильственными, мирными, конструктивными, деструктивными. Они могут происходить на уровне центра, региона, отдельного города и района4.

Е. А. Замедлина выделяет следующие три вида классификации: в зависимости от объектов, целей, последствий и направленности; по критерию длительности, уровню организации общественной жизни, количеству участвующих сторон и степени противоречий; с учётом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации.

Рассмотрим указанные классификации подробнее:



Классификация в зависимости от объектов, целей, последствий и направленности.

Если за критерий принять объект конфликта, то можно выделить следующие виды конфликтов:

1) экономические — в их основе лежит столкновение экономических интересов, когда потребности одной стороны удовлетворяются за счет потребностей другой. Чем глубже эти противоречия, тем труднее их разрешить. Именно экономические причины чаще всего лежат в основе глобальных кризисов между обществом и властью;

2) социально-политические — в их основе лежат противоречия, касающиеся политики государства в сфере властных и социальных отношений, партий и политических объединений. Они тесно связаны с межгосударственными и международными столкновениями;

3) идеологические — в их основе находятся противоречия во взглядах людей на самые разные проблемы жизни общества, государства. Они могут возникать как на макроуровне, так ив самых малых объединениях на уровне личности;

4) социально-психологические — могут проявиться как между личностями, так и между социальными группами. В их основе лежат нарушения в области взаимоотношений. Причинами возникновения могут быть психологическая несовместимость, немотивированное неприятие человека человеком, борьба за лидерство, престиж, влияние и т.д.;

5) социально-бытовые — связаны с разными представлениями групп и отдельных лиц о жизни, быте и т.д. Главный из них — дисгармония семейных отношений, семейные разногласия. Причины конфликта: бытовые неурядицы, морально-бытовая распущенность, а также серьезные идейные расхождения.

Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.

Классификация:

1) в зависимости от целей и последствий конфликты подразделяются на: а) позитивные, б) негативные, в) конструктивные, г) деструктивные;

2) по характеру потребностей, которые оказались блокированы и вызвали конфликт, конфликты бывают: а) материальные, б) статусно-ролевые, в) духовные;

3) по направленности: а) горизонтальные (между коллегами и т.д.), б) вертикальные (между начальством и подчиненными), в) смешанные (наиболее часто встречаются вертикальные и смешанные конфликты);

4) по временным параметрам: а) кратковременные, б) длительные.

Классификация по критерию длительности, уровню организации общественной жизни, количеству участвующих сторон и степени противоречий.


Если за критерий принять длительность и степень напряжения, то конфликты можно разделить на следующие типы:

1) бурные и быстротекущие — отличаются большой эмоциональностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих сторон, могут заканчиваться тяжелыми исходами и иметь трагические последствия. В основе их лежит психологическое состояние конфликтующих людей;

2) острые и длительные — возникают преимущественно в тех случаях, когда противоречия достаточно глубокие, устойчивые, непримиримые или труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции и поступки. Прогноз решения — преимущественно неопределенный;

3) слабовыраженные и вялотекущие — характерны для противоречий, носящих неострый характер, либо для столкновений, где активна лишь одна конфликтная сторона, вторая не стремится четко обнаружить свою позицию или избегает конфронтации;

4) слабовыраженные и быстротекущие — о благоприятном прогнозе можно говорить лишь в том случае, если такой конфликт имеет место в определенном эпизоде. Если за ним следует новая цепь подобных конфликтов, то прогноз может быть не только сложным, но и неблагоприятным.

Если за критерий принять уровень организации общественной жизни, то конфликты могут быть: 1) глобальные; 2) региональные; 3) межгосударственные; 4) межнациональные; 5) межклассовые или между разными слоями общества; 6) межгрупповые; 7) межпартийные; 8) межличностные политические.

Если за критерий взять количество участвующих сторон, т.е. круг участников, то конфликты бывают двух-, трех- и многосторонними.

Если за критерий принять степень силового давления, то конфликты делятся на невооруженные (таможенные войны) и вооруженные, представляющие собой разномасштабное фактическое ведение военных действий.

Если за критерий принять степень противоречий, то конфликты бывают агрессивные и компромиссные. Также могут быть конфликты по основным и не по основным вопросам5.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что для разграничения видов политических конфликтов необходимо выделять различные основания. К таким основаниям относятся следующие: по объекту конфликта; по временным факторам; по количеству участвующих; в зависимости от целей и последствий; по области спора. Классификация политических конфликтов может быть полезна для понимания характеристик и причин его возникновения, а также для разработки стратегий по его разрешению.


Вопрос 3. Способы урегулирования политических конфликтов

Для того, чтобы понять, что же такое урегулирование политических конфликтов, следует обозначить определение урегулирования конфликта в целом, которое является более обширным понятием. Урегулирование конфликта – это процесс ослабления конфликта, направленный на его разрешения. Урегулирование направлено на смягчение или перевод конфликта в сторону его разрешения. Оно может проходить как с участием некой третьей стороны, так и без таковой. Для более качественного урегулирования конфликта создаётся определённая технология, которая содержит способы, обеспечивающие разрешение конфликтов.

Урегулирование политических конфликтов – это деятельность, направленная на разрешение и ослабление конфликтов, возникающих в политической сфере жизни людей. Для урегулирования конфликтов созданы способы, направленные на их разрешение. Способы урегулирования политических конфликтов могут быть разнообразными и зависят от многих факторов, таких как характер конфликта, уровень конфликтности сторон, политические цели и др. каждый конфликт уникален и может требовать индивидуального подхода к его урегулированию. Знание различных способов урегулирования конфликтов может помочь сторонам конфликта найти наиболее эффективные пути к разрешению разногласий.

Таких способов большое количество. По мнению Г. И. Козырева, существует много способов разрешения и завершения социального и политического конфликтов.

Способы урегулирования политических конфликтов в демократической политической системе обусловлены видом конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным конфликтом, субъектами которого, как правило, являются политические институты и организации (например, исполнительная и законодательная ветви власти), то его урегулирование во многом зависит от соответствующих правовых норм и умения политических лидеров находить компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то возможны следующие варианты его разрешения:

1) обращение в конституционный суд;

2) отставка правительства;

3) роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов;

4) организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.

В политической жизни современной России уже имел место прецедент референдума о доверии (недоверии) Президенту Б.Н. Ельцину (25 апреля 1993 г.). По итогам референдума президент получил поддержку большинства избирателей. Но в силу определенных причин (важнейшей из которых является несовершенство существующего законодательства) урегулировать конфликт между исполнительной и законодательной властью тогда не удалось.