Файл: Политические конфликты как форма политических отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты. Регионы могут претендовать не только на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример неудачного разрешения подобного конфликта — война в Чечне. Успешными примерами разрешения подобных конфликтов в России является заключение договоров между центром и отдельными субъектами РФ, например Татарстаном.

Но, пожалуй, самыми сложными с точки зрения урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Их субъектами являются, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы правящего класса, с другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов, а их негативное развитие может привести общество к гражданской войне.

Для того чтобы не допустить неблагоприятное развитие радикального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, в котором должны быть выявлены:

1) основные причины возникновения конфликта;

2) истинные намерения и цели сторон;

3) силы, задействованные в конфликте, и силы, которые могут принять участие в ходе его развития;

4) стороны или участники, которым выгодно конфликтное развитие событий.

На основании полученных данных можно:

• составить прогноз развития событий;

• определить возможные варианты урегулирования конфликта;

• разработать план урегулирования и разрешения конфликта, определить тактические и стратегические задачи.

Практическая реализация плана предполагает следующую последовательность действий:

1) уменьшить (снять) эмоциональное напряжение конфликтующих (например, информацией о намерениях);

2) четко определить предмет спора и тем самым локализовать конфликт;

3) установить (оговорить) правила взаимодействия конфликтующих сторон;

4) организовать диалог между конфликтующими сторонами и информировать общественность о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;

5) отделить проблемы от субъективной заинтересованности участников конфликта и сосредоточить внимание на их разрешении.


Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовы применить силу или остановить развитие конфликта угрозой применения силы6.

Р. Т. Мухаев утверждает, что в западных странах конфликтология развивается преимущественно как практика разрешения конфликтов, и в настоящее время активно развивается сеть работающих в этой области организаций, которая включает научные центры при университетах и колледжах, центры и отделы, где разрешают и обучают разрешению трудовых споров, ведению переговоров между различными конфликтующими группами и организациями, курсы по разрешению конфликтов для менеджеров и домохозяек, студентов и школьников и др. Важно отметить, что эта сеть включает как государственные, так и неправительственные некоммерческие организации. Институционализация системы урегулирования конфликтов происходит за рубежом на протяжении всего послевоенного периода, особенно интенсивно — в 60—70-е годы, что связано с чрезвычайным динамизмом социальных и политических изменений в западном обществе, ростом конфликтов и насилия, с которыми уже не могли справиться традиционные институты государственного и общественного контроля (и подавления). Сеть организаций по урегулированию конфликтов различного уровня включает арбитражные суды, агентства по урегулированию трудовых споров, юридические ассоциации, дающие правовые консультации; независимые организации, оказывающие посреднические и консультативные услуги; примирительные комиссии, специальные комитеты, возникающие для разрешения острых конфликтов; местные ассоциации и объединения, призванные решать проблемы локального уровня; уже упомянутые научные и образовательные центры; специальные международные программы и проекты, направленные как на разрешение существующих конфликтов, так на дальнейшую разработку новых методов и технологий урегулирования и предупреждения, и т. д.

Помимо институционализированных форм разрешения конфликтов, которые применяются в странах с развитой демократией, существует около 200 методов ненасильственного протеста. К ним относятся методы убеждения, официальные заявления (например, публичные выступления, письма поддержки или протеста, подписанные общественные заявления), групповые представления (депутации, пикетирование), символические общественные акты (ношение символов, установка новых уличных знаков и названий), процессии (марши, парады), общественные собрания (собрания протеста, митинги).



К методам отказа от социального сотрудничества относятся отказ от участия в общественных событиях и работе, например прекращение социальной, спортивной деятельности, студенческие забастовки, акты гражданского неповиновения; устранение из социальной системы, например невыходы на работу и т. д. Методы отказа от экономического сотрудничества: бойкоты и забастовки, включая снижение темпов работы, работа «строго по инструкции», ограниченная и всеобщая забастовка. Методы отказа от политического сотрудничества включают отказ от поддержки властей, отказ граждан от сотрудничества (бойкот выборов), альтернатива гражданскому повиновению (сидячая забастовка, приостановка и препятствия в работе учреждений и др.).

Континуум урегулирования конфликта и подходов к его разрешению Американский исследователь К. Мур предложил схему «Континуум урегулирования конфликтов» в области трудовых споров в зависимости от увеличения степени принуждения к принятию решения, однако его подход применим к конфликтам не только в трудовой сфере.

Континуум урегулирования начинается с неформальных методов, которые включают неформальные дискуссии сторон или переговоры с участием посредников, при этом дискуссии и принятие решений проводятся конфиденциально.

Вторая группа методов - формализованная — отражает увеличение степени принуждения и включает участие третьих сторон, например арбитража или суда. От конфиденциальных решений осуществляется переход к гласным авторитарным юридическим решениям, в том числе к чрезвычайным принудительным.

К наиболее распространенным методам разрешения конфликтов относятся следующие:

1)арбитраж;

2) переговоры;

3) посредничество;

4) применение силы.

Арбитраж — способ разрешения конфликта, при котором третья сторона (арбитр) выслушивает обе стороны и выносит свое решение, которое является окончательным и обжалованию не подлежит.

Посредничество предусматривает более активное участие третьей стороны, которая выслушивает обе стороны и дает рекомендации по разрешению конфликта. Однако эти рекомендации не являются обязательными для обеих сторон.

Переговоры — это метод регулирования конфликта путем организации взаимной дискуссии.

Применение силы — это метод разрешения конфликта, при котором одна сторона способна навязать оппоненту свое решение с помощью силовых ресурсов
7.

По мнению ряда учёных существуют следующие пути разрешения политического конфликта:

  1. Выявить причины и мотивы конфликта, его объективную и субъективную составляющие;

  2. Определить реальные субъекты, имеющих свой интерес в конфликте;

  3. Выявить конфликтную установку сторон, их цели, ожидания и намерения;

  4. Оценить состояние внешних условий, в которых развивается конфликт;

  5. Определить общие правила и принципы в разрешении конфликта, т.е. осуществить институционализацию конфликта;

  6. Определить степень готовности конфликтующих сторон соблюдать принятые нормы и правила в процессе разрешения конфликта;

  7. Осуществить структурирование конфликтующих групп, т.е. выявление носителей преследуемых в конфликте интересов и определение количественных и качественных характеристик участников конфликта;

  8. Осуществить последовательное ослабление конфликта за счёт перевода его на другой уровень8.

Существуют следующие способы разрешения политических конфликтов:

  1. Компромисс, достигнутый по итогам сходства позиций и мнений всех противоборствующих сторон;

  2. Соглашение, полученное в результате навязывания такого решения;

  3. Конфликт, который длится на протяжении долгого времени, теряет свой смысл и актуальность, и по итогу разрешается самостоятельно;

  4. Соглашение, достигнутое в результате воли законодателей или с моральной стороны противоборствующих лиц или групп.

Также хотелось бы отметить, что существуют определённые методы, направленные на предупреждение и разрешение возникших противоречий между противоборствующими сторонами. Все они имеют общую цель – разрешение политических конфликтов. К таким методам можно отнести:

  • Достижение мирного соглашения между сторонами, участвующими в конфликте;

  • Изменение обстоятельств, которые являлись причинами развития конфликта;

  • Ожидание благоприятного момента для разрешения конфликта путём выдвижения необходимых требований;

  • Принятие новых нормативных правовых актов, которые являются способом для скорейшего сближения конфликтующих;

  • Выявление реальных причин возникновения конфликта, с дальнейшим наиболее верным правильным решением этого вопроса;

  • Использование сил, включая военные действия


В зависимости от ситуации и масштабов конфликта может применяться комбинация из нескольких методов и способов урегулирования политических конфликтов, например, диалога и арбитража. Важно выбирать метод или способ, который наиболее эффективен и приемлем для всех сторон конфликтной ситуации.

Таким образом, мы рассмотрели пути и способы разрешения политических конфликтов. К таким способам следует отнести: переговоры, арбитраж, посредничество, применение сил. Следует сказать, что конфликты могут быть разрешены как мирным путём, так и с применением насилия. Более гуманным является разрешение конфликта, достигнутое мирным путём, поскольку оно протекает без жертв. Но не всегда конфликты разрешаются спокойно и мирно. Для этого и существуют различные способы, пути и методы, направленные на урегулирование политических конфликтов.


Заключение

В заключение можно отметить, что политические конфликты являются неотъемлемой частью политических отношений в современном обществе. Они могут возникать на любом уровне – от местного до международного, и могут быть вызваны самыми разнообразными причинами. Однако, несмотря на свою негативную окраску, политические конфликты также могут служить движущей силой прогресса, если они решаются в конструктивном ключе. Они могут способствовать развитию демократии, выявлению и решению проблем, созданию новых политических институтов и механизмов урегулирования конфликтов. Однако, если конфликт не удаётся урегулировать мирным путём, то он может перерасти в насилие и угрожать стабильности и безопасности государства.

Также можно добавить, что политические конфликты являются многогранными явлениями, которые могут иметь множество причин и последствий. Они могут быть как внутригосударственными, так и международными, а также иметь разную степень интенсивности и формы выражения.

В работе было рассмотрено определение понятия политический конфликт, его характеристики, а также основные причины и последствия политических конфликтов. Также были рассмотрены механизмы урегулирования политических конфликтов.

Важным выводом является то, что предупреждение и разрешение политических конфликтов – это задача не только государственных структур, но и гражданского общества. Активное участие граждан в общественной жизни, поддержка демократических ценностей, а также принятие открытого диалога и уважение мнений других людей – это ключевые факторы, способствующие уменьшению рисков политических конфликтов. Существует множество методов и подходов к урегулированию политических конфликтов, таких как дипломатические переговоры, посредничество, арбитраж и др. эти методы требуют не только знаний и опыта, но и политической воли со стороны участников конфликта.