Файл: Основной задачей вступительного экзамена является выявление уровня осмысления поступающими в аспирантуру психологических закономерностей и понятий системы образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основной задачей вступительного экзамена является выявление уровня осмысления поступающими в аспирантуру психологических закономерностей и понятий системы образования; выявление уровня развития психологического мышления и сформированности знаний и умений в области общей психологии, педагогической психологии, психологии профессионального развития, обучения и акмеологии.
Содержание экзамена определяется Государственным образовательным стандартом и содержанием дисциплин психолого-педагогической подготовки. В экзаменационные билеты включен наиболее значимый материал, который охватывает все основные разделы общей психологии, педагогической психологии, психологии профессионального развития, образования и акмеологии.
В процессе обучения аспиранты готовятся к основным видам профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС подготовки 37.06.01 –
Психологические науки, уровень подготовки кадров высшей квалификации:
- научно-исследовательская деятельность в области психологических наук;
- преподавательская деятельность в области психологических наук.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры по направлению подготовки 37.06.01 – Психологические науки являются психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры по направлению подготовки 37.06.01 – Психологические науки включает решение профессиональных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям. Общая направленность деятельности связана с профессиональным образованием и психолого-педагогическим содействием профессиональному развитию.
Содержание вступительного экзамена определяется также требованиями к освоению ОПОП. В ходе экзамена по направлению 37.06.01 – Психологические науки абитуриент должен на приемлемом уровне продемонстрировать полученное в ходе предыдущих уровней профессиональной подготовки и самообразования знание, представлять и быть способным раскрыть:
2
методологию психологии, в частности предпосылки становления психологического знания, историю его развития, становления научных школ и направлений, их основные теоретико-методологические предпосылки, эмпирические исследования и содержательные выводы;
актуальные проблемы психологической науки в области психологии личности, социальной психологии, психологии труда и профессий, психологии профессионального образования, а также других областей психологии; иметь представление о степени и обоснованности актуальности данных проблем в теоретическом и эмпирическом аспектах;
психологические теории и концепции обучения и образования, исторически сложившиеся и современные формы и виды образования и профессиональной подготовки, практику этих видов и форм в мире и Российской
Федерации;
конкретные виды и формы организации профессионально- образовательного процесса в области психологии, отбора его содержания, подбора форм и видов образовательной деятельности с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей контингента, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
психологические теории и концепции развития, в том числе профессионального, их методологическую и теоретическую составляющую, эмпирические свидетельства их состоятельности;
методологические, теоретические и прикладные аспекты практической работы психолога, а также нормативные и этические требования к работе психолога в сфере образования, психолога в организации и на производстве; этические и нормативные требования к психологу-диагносту и психологу- исследователю;
методологию и теорию проведения исследовательской работы в области психологии, проблемы и перспективы развития научно-исследовательских методов в области психологии, прикладные аспекты исследований в области психологии, в том числе организационные методы и методы измерения и обработки данных психолого-педагогического исследования.
Экзаменационный билет включает три вопроса. Первый – из области общей психологии; второй – из области педагогической психологии, психологии профессионального развития, образования и акмеологии; при ответе на третий вопрос соискатель должен раскрыть направление своей исследовательской работы или содержание реферата, подготовленного по выбранной им теме.
3
1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Раздел 1. Общая психология
Тема 1. Психология как наука и как практическая деятельность
Психология как наука и как практическая деятельность. Предмет психологии и его становление. Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Психология как наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Психология как сложная система научных дисциплин, связанных с различными видами деятельности человека. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.
Структура общей психологии, ее задачи.
Тема 2. История научной психологии
Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии.
Развитие психологии в рамках философии. Концепция души в античной культуре.
Представления о душе в эпоху Средневековья. Естественнонаучные идеи о психическом в XVII веке. Развитие эмпирического направления в психологии.
Становление психологии как самостоятельной отрасли знания. Основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии.
Психологические теории и направления научной психологии в Западной Европе и
США. Психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология. Становление отечественной психологии. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических проблем на разных этапах развития психологии.
Тема 3. Методы психологии
Методология, метод, методика. Методологические принципы психологии: развитие психики, единства сознания и деятельности, детерминизма. Системный принцип в психологии. Классификация методов исследования в современной психологии. Специфические и неспецифические методы. Общенаучные методы: организации исследования, обработки данных, методы интерпретации.
Собственно психологические методы: методы эмпирического сбора данных
(наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Методы психологической диагностики. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях. Методы психологии: исследовательские, диагностические, коррекционные и психотерапевтические. Новейшие тенденции
4 в разработке методов психологических исследований. Использование психологических методов в педагогической практике. Практикум по общей психологии.
Тема 4. Психология личности
Проблема человека в психологии. Человек как предмет исследования в различных областях научного знания. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Естественная природа и социальная сущность человека как личности. Соотношение понятий: «человек», «индивид»,
«личность», «индивидуальность». Многозначность понятия «личность» в современной психологии. Основные психологические теории личности.
Зарубежные подходы к изучению личности: социогенетический, биогенетический, психогенетический. Личность: ее структура и проявления.
Системно-структурное представление о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности. Онтология и психология жизни человека. Потребности как источник активности. Виды потребностей и их классификация. Социальность человеческих потребностей. Мотивация как проявление потребностей личности. Понятие о мотивах поведения. Виды мотивов. Уровни осознания мотивов. Самооценка и уровень притязаний как факторы мотивации поступков человека.
Понятие об интересах.
Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатели уровня развития личности. Роль профессиональных интересов в деятельности педагога (юриста). Понятие о направленности. Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности.
Методы экспериментального исследования личности.
Использование педагогом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.
Тема 5. Личность в системе межличностных отношений
Личность в системе межличностных отношений. Понятие о группах. Виды групп: условные и реальные; формальные и неформальные; референтные и нейтральные. Классификация групп по уровню межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив. Межличностные отношения в группах: непосредственные и опосредованные содержанием целей совместной деятельности. Феномены межличностных отношений: восприятие человека человеком, эмоциональное тяготение, контактная сплоченность, совместимость, внутригрупповая внушаемость, конформность, идентификация, сплоченность как ценностно-ориентационное единство.
Понятие психологического климата в группе (коллективе). Сущность конфликта и его
5 структура. Классификация конфликтов. Межличностные конфликты. Причины конфликтов. Динамика конфликта. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы разрешения и предотвращения конфликтов. Методы исследования межличностных отношений в группах
(социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство, групповая сплоченность).
Тема 6. Общепсихологическая характеристика деятельности
Характеристика деятельности. Деятельность и закономерности ее формирования. Понятие о деятельности и ее целях. Психологические теории деятельности. Отличительные черты деятельности: общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность. Основные характеристики деятельности: предметность и субъектность. Действие как единица человеческой деятельности. Действие как процесс, направленный на достижение поставленной цели. Виды действий: предметные и умственные. Зависимость действия от общих особенностей деятельности. Соотношение внутренней психической и внешней практической деятельности. Преобразование деятельности в процессе ее развития.
Роль экстериоризации в форме внешних движений и речевых реакций для контроля и моделирования психических процессов. Переход внешних компонентов во внутренние, понятие интериоризации. Способы (операции) выполнения действий. Преобразования действия в операции. Относительная самостоятельность операций, их переносы из одних действий в другие.
Умственные операции. Освоение деятельности. Автоматизированные компоненты деятельности. Формирование навыков, их виды. Взаимодействия навыков. Основные виды деятельности. Специфика человеческой деятельности, ее атрибуты. Игровая деятельность и ее психологические особенности. Роль игры в развитии человека. Учение, научение, обучение. Структура учебной деятельности. Психологические особенности учебной деятельности. Деятельность и личность. Деятельность и способности. Труд и деятельность. Психологические признаки труда.
Тема 7. Общение и речевая деятельность
Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Структура общения. Стороны общения. Виды и формы общения.
Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Речь и язык. Основные функции языка. Физиологические основы и системы речи: периферические и центральные. Центры Вернике и Брока. Формы речи: внутренняя, внешняя. Виды речи: устная (диалогическая и монологическая); письменная. Внутренняя речь и ее происхождение. Взаимосвязь внутренней и внешней речи. Внутренняя речевая
6 деятельность и письменная речь. Понимание устной и письменной речи. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность. Речь и познавательная деятельность личности. Значение речи в жизни, деятельности и общении человека. Особенности речевого поведения педагога.
Тема 8. Познавательная деятельность
Ощущения. Понятие об ощущении. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологические механизмы ощущений. Виды ощущений, их классификация (А.Р. Лурия). Характеристика основных видов ощущений. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителей.
Пороги чувствительности.
Учет порогов чувствительности в педагогической практике.
Психофизиологические закономерности ощущений. Адаптация и ее виды. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия. Совершенствование ощущений в результате упражнений. Зависимость развития личности от богатства ощущений.
Компенсаторные возможности ощущений. Восприятие. Общее представление о восприятии. Связь восприятия с мышлением и опытом. Восприятие как рефлекторный процесс. Восприятие и система перцептивных действий. Виды восприятия их классификация. Восприятие пространства (формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления). Восприятие движения и времени. Иллюзии восприятия. Наблюдения и условия его эффективности.
Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и избирательность восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности. Учет закономерностей ощущений и восприятия в педагогической практике. Память. Понятие о памяти. Связь памяти с другими психическими процессами. Роль памяти в познавательной деятельности и жизни человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Условия продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая. В зависимости от характера деятельности: произвольная, непроизвольная. В зависимости от способа запоминания: механическая, смысловая. В зависимости от продолжительности хранения материала: ультракороткая, кратковременная, долговременная, оперативная. Понятия иконической и эхонической памяти. Использование мнемотехнических приемов и средств как специфический принцип организации человеческой памяти.
Использование знаний об особенностях памяти в педагогической практике.
Мышление. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Социальная природа