Файл: 1. Цели и условия функционирования фирмы. Экономические риски и их классификация. 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



План


Введение. 2

1. Цели и условия функционирования фирмы. Экономические риски и их классификация. 3

2. Производственная функция. 10

3. Выбор оптимального сочетания факторов производства. Изокванты и изокосты. 12

4. Фактор времени и дисконтирования. Приведенная (дисконтированная) стоимость. 17

Простые проценты 21

Дисконтирование по сложным процентам. 21

5. Внутренняя норма доходности. Чистый денежный поток. 21

Источники средств 24

Обыкновенные акции 24

Привилегированные акции 24

Показатели, млн руб. 24

Заключение. 25

Список использованной литературы. 26



Введение.



В сегодняшних условиях функционирования экономики исследование экономического поведения предприятий играет особую роль для практики и теории хозяйствования. Именно микроэкономические решения на уровне отдельной компании позволяют оценить и эффективность влияния государственного регулирования на макроэкономические процессы в целом. Таким образом, оценка хозяйственного поведения фирмы на определенных локальных рынках является чрезвычайно важной задачей для выработки экономической политики на региональном и национальном уровне.

В экономической теории существуют некоторые общие базовые подходы для анализа поведения предприятий, оценки принятия ими важных решений вне зависимости от таких факторов и параметров как размеры, формы собственности, положение на рынках, особенности производимых ими продуктов или услуг. Предполагается, что независимо от этих факторов все фирмы сталкиваются с проблемой ограниченности ресурсов и просто вынуждены искать наиболее эффективные решения их использования. Второе предположение в отношении деятельности предприятий связано рациональности производителей. Точно так же, как и в теории выбора потребителя, предполагается, что компании (отдельные предприниматели) действуют рационально. Предположение о рациональном поведении производителя – очень важное допущение. Оно означает, что фирмы преследуют одинаковые цели - получить максимум полезного эффекта от деятельности (например, максимальную прибыль) - поэтому не принимает экономически невыгодные для себя решения. Другими словами, конечный эффект для предприятия выражается в объеме прибыли, поэтому главная цель фирмы - максимизация прибыли.


Выбор фирмой типов и форм экономического поведения пребывает в зависимости от их финансовых и ресурсных возможностей, временного интервала, положения на определенном рынке товаров (услуг) и прочих факторов. Рассмотрим базовые проблемы предприятия и пути их решения в микроэкономике.

1. Цели и условия функционирования фирмы. Экономические риски и их классификация.



На любом этапе развития экономики основным звеном ее является предприятие (фирма).

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В свою очередь, хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества), а хозяйственные общества в форме акционерного общества (открытого или закрытого), общества с дополнительной или ограниченной ответственностью. Хозяйственное общество также может быть дочерним или зависимым обществом [4, 119].

Как и любая другая организация, предпряитие имеет собственные цели совего функционирования. Целью деятельности предприятия является удовлетворение общественных потребностей и получение максимальной прибыли. Совсем недавно единственной основной целью предприятия называлось удовлетворение общественных потребностей. Впрочем, максимизация прибыли предприятия как раз и направлена на удовлетворение общественных потребностей (собственников, акционеров, персонала предприятия, потребителей его продукции и т.п.).

В самом деле, основная цель предпринимательства - получение прибыли, но не любой ценой. Современные цивилизованные рыночные отношения приводят к осознанию необходимости разумного сочетания обеих целей. Стоит согласиться с тем, что бизнес - это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способности формировать всё большие размеры прибыли, обеспечивать высокий уровень рентабельности [5, 87]. В то же время, развитие фирм в условиях открытой экономики приводит к насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизации структурной перестройки экономики, стимулирует внедрение результатов научно-технического прогресса, приводит к всемерному повышению эффективности производства .

Приступая к созданию фирмы, любой предприниматель или группа предпринимателей должны иметь перед собой четкую и ясную идею. Эта идея должна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на свою продукцию или услуги. Намеченный выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены всеми необходимыми материальными ресурсами . Наконец, начиная новое дело, следует продумать возможность постоянного пополнения своего капитала. Все эти вопросы необходимо достаточно подробно отразить в основном документе- предпринимательском бизнес-плане.



Важным качеством любого предпринимателя современного предприятия является способность гибко реагировать на изменение ситуации. Для этого надо быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учится и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников. Надо быть готовым к конкурентной борьбе. Необходимо четко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних этапах - официальные отношения как с поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий , так и с потребителями продукции, заказчиками [7, 83]

Современные предприятия - сложная организационная структура.  

Цели деятельности фирмы могут быть экономическими и неэкономическими [4, 112]:

максимальная отдача на инвестированный капитал;

максимизация нормы и массы валовой или чистой прибыли;

максимизация чистой прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию (максимизация благосостояния акционеров);

увеличение собственной доли на рынке (определяемой как отношение объема продаж продукции данной фирмы к общему объему продаж аналогичных товаров всех предприятий, действующих на этом рынке);

отказ от неэффективных видов производства или продукции;

сохранение семейной или клановой практики управления;

сохранение численности персонала;

рост стоимости фирмы (стоимости бизнеса);

повышение эффективности работы административно-управленческого аппарата фирмы как за счет повышения уровня квалификации, так и усиления его мотивации и др.

Взаимная увязка целей осуществляется с помощью составляемого «дерева» целей.

«Дерево» целей представляет собой связанный граф, вершины которого интерпретируются как цели, а ребра или дуги — как связи между ними. Это главный инструмент увязки целей верхнего уровня с конкретными средствами их достижения на более низком уровне. «Дерево» — это связанный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи целей и подцелей [6, 128].

Представление целей начинается с верхнего уровня, дальше они последовательно разукрупняются. Основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, т. е. так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.


Одной из главных целей функционирования фирмы является экономическая цель.

Экономическая цель функционирования фирмы — создание пользующихся спросом материальных благ из ресурсов, необходимых для производства продукции [4, 89]. При этом ресурсы должны использоваться наиболее эффективно вследствие их ограниченности и достаточно высокой стоимости. Эта цель может быть реализована в соответствии с тремя моделями.

Степень достижения перечисленных выше экономических целей и будет характеризовать определенным образом эффективность производства. При этом предполагается, что продукция непременно найдет спрос на внутреннем или внешнем целевом рынке.

Стратегические цели — это основные направления деятельности фирмы, ведущие к выполнению ее миссии. На практике их может быть от двух до десяти в зависимости от размера фирмы, объема имеющихся у нее необходимых ресурсов, качества менеджмента. Эти цели могут быль глобальными (общими) и локальными (частными) [7, 122].

Если же в качестве цели ставится прибыль, то необходимо указать конкретные сроки и планируемые объемы ее получения. Нужно определить, что важнее: получить большую прибыль немедленно или в перспективе? То же самое относится и к цели, предусматривающей завоевание определенной доли целевого рынка. Известно, что чем выше доля, занимаемая фирмой на целевом товарном рынке, тем выше норма получаемой ею прибыли.

Характер работы предприятия и степень его эффективности зависит от учета внешних и внутренних условий развития предприятия.

К внешним условиям относятся рыночная система хозяйствования с присущими ей институтами, в которых функционирует предприятие. К внешним условиям относят экономические, правовые, научно-технические, социально-культурные и психологические условия. Особенно важны правовые условия, то есть та правовая среда, нормативное поле, которое регулирует деятельность предприятий. Экономические условия – определенный набор экономических параметров общего и локального плана (конкурентная среда, особенности рынка, его конъюнктура, макроэкономические переменные и прочие). Социально культурный условия – набор социально-культурных ограничений деятельности фирмы. Психологические условия – общие психологические установки общества в отношение деятельности предприятий.

Особое значение на предприятие оказывают внутренние условия, поскольку в рыночной экономике само предприятие определяет направление развития. К внутренним условиям относят конкретные внутренние параметры и характеристики, обеспечивающие работу фирмы – ресурсы, структура, система менеджмента, уровень технологии, размер предприятия и прочие.


Многообразие внешних и внутренних условий приводит к многовариативности функционирования предприятия, к неоднозначности даже получение результативных показателей. Это говорит о рисковости деятельности в рыночных условиях любой компании, любой фирмы.

Экономический риск – это вероятность (угроза) потери предприятием части доходов в результате осуществления производственной или (и) финансовой деятельности [7, 163].

Объект экономического риска – экономическая система, эффективность и условия ее функционирования, которые в будущем точно неизвестны. Субъект экономического риска – лицо (или коллектив), заинтересованное в результатах управления объектом риска и которое имеет компетенцию принятия решений относительно объекта риска.

Источник экономического риска – это факторы (явления, процессы), которые вызывают неопределенность результатов, конфликтность в функционировании предприятия.

Основные характеристики риска сводятся к тому, что [4, 147]:

  • риск присутствует всегда на всех этапах деятельности предприятий независимо от сферы их функционирования, при этом отличием может быть лишь его степень;

  • полное устранение риска невозможное в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера (в частности, отсутствие полной информации, постоянное развитие как отдельного рынка, так и экономики в целом и т.п.).

Классификация экономических рисков строится с учетом множества критериев.

Различают следующие основные виды экономических рисков в хозяйственной практике с учетом видов предпринимательской деятельности [2, 185]:

 производственный, связанный с выпуском товаров и услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности; коммерческий, связанный с процессом реализации товаров и услуг;

финансовый, возникающий в сфере отношений рыночных субъектов с банками и другими финансовыми институтами. Чем выше отношение величины заемных средств к величине собственных средств, тем больше финансовый риск. Это объясняется тем, что прекращение кредитования или ужесточение условий кредита может повлечь за собой остановку производства.

Риски могут быть классифицированы на основе учета источников опасности, зон риска, сфер влияния, распределения риска во времени, степени риска.