Файл: Основные приоритеты европейской геополитики в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вступление бывших социалистических стран в НАТО и ЕС кон­солидирует Европу на базе либеральных ценностей. В интересах России - стремиться к тому, чтобы эти страны стали связующим звеном между ней и Западной Европой.

Интегрирование России с ЕС в целостную систему ускоряют и интенсифицируют процессы глобализации. Оно будет достаточно длительным ввиду возможности расхождения краткосрочных интересов, но альтернативой такому курсу может быть маргинализация России со всеми вытекающими для обеих сторон негативными последствиями.

Для обеспечения позитивной динамики своим взаимоотношени­ям с Европой России необходимо избегать драматизации проблем, которые могут возникать не столько из несовпадения интересов, сколько из различий в ментальности, мировосприятии и поведен­ческих стереотипах, научиться оценивать эти проблемы с позиций здравого смысла. Предстоит осознать то обстоятельство, что на отношениях с «единой Европой» отрицательно сказывается тради­ционное стремление России вести дела, прежде всего с великими державами континента, вызывающее настороженность и «ревность» малых европейских государств. Поэтому выигрышной моделью развития отношений России с европейскими странами является региональное сотрудничество. Например, негативные тенденции, связанные с глобальным кризисом 2008-2010 гг. и отразившиеся на деловых контактах стран Центральной и Восточной Европы с Россией, не затронули политических отношений. Так, по выражению Н.И. Бухарина, «страны региона стали более бережно относиться к своим контактам с Россией как на высоком политическом, так и на региональном уровне».

Формирование единого с Россией экономического пространства открыло бы перед Европой перспективу укрепления своих позиций в качестве одного из крупнейших центров могущества наряду с Северной Америкой и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР), обеспечения конкурентоспособности в соперничестве с ними. Учас­тие Евросоюза в крупномасштабном обновлении социально-эконо­мической структуры России позволило бы загрузить простаивающие мощности и предотвратить стихийное перемещение промышленного капитала в Китай, Индию и Юго-Восточную Азию. Перестройка Европой части своего производства применительно к спросу в Рос­сии приблизила бы занятость и темпы экономического роста к аме­риканскому уровню.


Важнейшим препятствием для выстраивания позитивной модели экономического взаимо­действия является секьюритизация (рассмотре­ние в контексте безопасности) энергетической и инвестиционной сфер, характерная в первую очередь для ЕС и усугубившаяся за последние несколько лет. Она заключается в необоснован­ной политизации вопроса «энергозависимости» от России и в том, что в стремлении российского капитала выйти на европейский рынок усматри­ваются не столько коммерческие, сколько поли­тические и геополитические цели. Это влечет за собой попытки законодательно ограничить при­ток российского капитала, а также проводить по­литику максимального контроля над поставками энергоносителей. Подобные действия вызывают ответные шаги со стороны Москвы, подстегива­ют недоверие.

Для России, располагающей гигантскими природными ресурса­ми и имеющей самые протяженные границы с наиболее нестабиль­ными режимами, интенсивное развитие партнерских отношений с ЕС явилось бы путем к устойчивому развитию, важным факто­ром сохранения территориальной целостности и независимости. Об­щественное устройство европейских государств может служить для России ориентиром в преодолении социально-экономического не­равенства между группами населения и регионами, в создании со­циально ориентированного государства.

Важнейшим фактором обеспечения стабильности в Европе, от­вечающей интересам России и ЕС, явилось бы создание общего по­литического пространства. Для России оно служило бы благоприят­ной внешней средой, способствующей осуществлению экономической модернизации, укоренению и развитию демократии. Для ЕС стабиль­ность на востоке континента - необходимое условие развития интег­рационных процессов, адаптации новых государств-членов органи­зации. Формирование общего политического пространства фактически означало бы достижение союзнических отношений между партнера­ми, нового уровня европейской и международной безопасности.

Особое место в российской внешней политике должны занять отношения с НАТО, поскольку альянс является мощным геополи­тическим и силовым фактором, влияющим на ситуацию в сфере безопасности непосредственно у российских границ. При различи­ях в тактических и геополитических приоритетах у России и НАТО имеется значительное поле совпадения интересов в реагировании на общие угрозы и вызовы безопасности - терроризм, региональ­ные кризисы, обеспечение режима нераспространения ОМУ, при­родные и техногенные катастрофы.В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года говорится, что «определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права». Поэтому перспективы отношений между Россией и НАТО во многом будут

зависеть от учета интересов ее безопасности, соблюдения принципов международного права, налаживания взаимодействия по ключевым вопросам международной политики, трансформации аль­янса в политическую организацию, которая способствовала бы ук­реплению стабильности на Европейском континенте и в мире.

Важным направлением реализации национально-государствен­ных интересов России является налаживание принципиально новых отношений с восточноевропейскими странами - на принципах ра­венства и невмешательства во внутренние дела друг друга. Значе­ние этих отношений определяется такими факторами, как территориальная близость и традиционные исторические связи, сходство целей и отчасти методов реформирования общества, воз­можность использования накопленного опыта преобразований.

Сотрудничество на двусторонней основе между Россией и странами Евросоюза превалирует над отношениями по линии Россия — ЕС в целом: основная часть наработанного позитивно­го багажа относится именно к двусторон­ним межгосударственным связям; в отношениях Россия - ЕС и Россия - Еврокомиссия преобладает негативный опыт (болезненный вопрос вступления РФ в ВТО, проблемы транзита энергоресурсов и др.); политический и стратегический диалог развивается преимущественно на двусто­роннем уровне (Россия — Германия, Россия — Франция, Россия — Италия, Рос­сия — Испания и т.д.); торговое и инвестиционное взаимодейс­твие также носит двусторонний характер; главные внешнеэкономические проекты России также реализуются на двусторон­нем уровне. Что касается перспективных направлений экономических отношений Россия - ЕС (прежде всего, производствен­ная кооперация в высокотехнологическом и инновационном секторах), то и здесь глав­ная роль отводится проектам, реализуемым на двустороннем уровне в рамках межпра­вительственных комиссий.

Следовательно,  геополитическое и цивилизационное позициони­рование России в отношениях с основными «центрами силы» дол­жно быть гибким, осуществляться с учетом сложности и противо­речивости протекающих в мире процессов. Предстоит обеспечить свободу политического маневра, которая позволяла бы проводить сбалансированнный внешнеполитический курс, решать задачи мо­дернизации и социально-экономического реформирования страны.


Поиск оптимального баланса между отноше­ниями Россия — Евросоюз в целом и двусторон­ними отношениями Москвы с ключевыми госу­дарствами — членами Евросоюза является труд­ной задачей, выполнение которой во многом зависит от внутренней эволюции ЕС. Разнород­ность Европейского союза является для России как позитивным, так и негативным фактором. Как отмечает Ю.Хабермас, в Европе, состоящей из центра и периферии, «могли бы существовать и другие страны, которые предпочли бы до поры до времени оставаться «на краю», сохраняя возможность в любое время присоединиться к центру».

Разнородность одновременно усиливает рос­сийские позиции благодаря близости отношений между РФ и отдельными странами — членами Евросоюза, но затрудняет возможности выстра­ивания стратегического партнерства с Европей­ским союзом в целом. Преодолению сопротивления в налаживании тесного взаимодействия по линии Россия - ЕС бу­дут препятствовать: сохраняющаяся антироссийская внешне- и внутриполитическая идентичность части стран ЦВЕ и Балтии; негативные тенденции в сфере европейской безопасности; кон­курентные отношения Россия - Соединенные Штаты; «незавершенная холодная вой­на» — структура европейской безопасности, вос­производящая соперничество и недоверие.

Стратегия обретения Россией новой глобальной роли в каче­стве самостоятельного центра силы может быть эффективной лишь благодаря созданию инновационной экономики, последовательно­му укреплению демократических устоев и институтов, формирова­нию правового государства. Сейчас, как никогда в прошлом, взаи­мосвязаны движение России к демократии и перспективы ее модернизации, прорыва в постиндустриальную, информационную эру. На этой основе она может утвердить себя в качестве одной из ве­ликих держав и способствовать установлению демократического миропорядка.




Заключение


Ознакомившись в процессе написания работы «Роль геополитики в современных международных отношениях», учебными пособиями, печатными и Интернет изданиями, можно сделать следующие выводы:

1. При всем многообразии определений геополитики следует иметь в виду, что геополитика - это:

  • одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положений государства или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы;

  • научное направление, изучающее объективные связи развития государства с географическими, природно-климатическими факторами, влияние пространственных факторов на политические решения и политические отношения, а также воздействие политических ситуаций на организацию пространства и контроля над ним;

  • практика межгосударственных отношений, основанная на взаимоувязывании географического фактора, национальных интересов, политических и экономических приоритетов.


2. Появление и развитие геополитики связано с все большим освоением земной поверхности, «уплотнением» земного пространства, что делает более сложными взаимоотношения между «политикой» и «пространством». Происходящая глобализация международных отношений вызвала к жизни стремление создать геополитическую картину мира в целом, разработать стратегию международных отношений, что и способствовало развитию геополитических концепций.

3. Влияние геополитики в международных отношениях будет только возрастать. Основные функции, которые выполняет геополитика, и определяют ее роль в современных международных отношениях:

  • дает возможность получить необходимую информацию, позволяющую раскрыть сущность геополитического процесса;

  • способствует формированию осознанного отношения индивида, общества, политической элиты к жизненно важным интересам государства и граждан и понимания необходимости их защиты;

  • позволяет собирать, анализировать, систематизировать, обобщать информацию геополитического и геостратегического характера, которая необходима для выработки конкретных политических решений и рекомендаций;

  • выявляет, оценивает и прогнозирует развитие геополитических сил, интересов, аспектов и способов обеспечения национальной, региональной и международной безопасности;

  • создает механизмы реализации и защиты национальных интересов и безопасности.

4. Таким образом, геополитика в современных условиях является важнейшим направлением мировой политики и международных отношений, что и должна учитывать Россия при выработке своей стратегии в области внешней политики.

Список литературы


  1. Василенко, И.А. Геополитика современного мира: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2013. - 420 c.

  2. Губченко, А.В. Геополитическая оценка современной России в глобализирующемся мире /А.В. Губченко //Власть. — 2011. — № 3. — С. 115-118.

  3. Данилевский Н. Россия и Европа. // «Классика геополитики, XIX век». — М.: АСТ, 2013.

  4.  Дубнов А. Последний мираж несменяемости. С. 128// Россия в глобальной политике. Т.9, №2, 2011

  5. Дугин, А.Г. Геополитика России: Учебное пособие для вузов / А.Г. Дугин. - М.: Академический проект, 2014. - 523 c.

  6. Желтов, В.В. Геополитика: история и теория: Учебное пособие / В.В. Желтов, М.В. Желтов. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 445 c.