Файл: Реферат Психоанализ и его влияние на развитие теории и практики общей и специальной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 454

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»



Реферат

«Психоанализ и его влияние на развитие теории и практики общей и специальной психологии»

Обучающейся 1 курса

очной формы обучения

направление подготовки:

44.04.03 Специальное

(дефектологическое) образование

направленность (профиль):

Психолого-педагогическая реабилитация

лиц с ограниченными возможностями здоровья

Слепковой Эльвиры Олеговны

Руководитель производственной практики:

Профессор, доктор психологических наук, доцент

Волкова Ирина Павловна

Санкт-Петербург
2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………...…………………………………….…………....3-4

Глава 1. Сущность и содержание психоанализа……………......……………….…5

1.1 Психоанализ и Фрейдизм………………………………………......................5-8

1.2 Соотношение сознательного и бессознательного в учении Фрейда…...…9-10

Глава 2. Современный взгляд на идеи Зигмунда Фрейда…………...…………...11

2.1 Современный психоанализ…………………….…………………………...11-13

2.2 Методологическое значение учения З. Фрейда………………...………....14-18

Заключение………………………………………………………………………….19

Библиографический список использованной литературы ……………………20

Введение

Философия психоанализа - одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире.

Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд - врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи. Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени.


В современном этапе фрейдизм представляет собой не единую целостную систему, а множество различных научных школ и направлений, чтобы понять ситуацию в мировой психологии, соотношение в ней различных научных сил, нужно знать учение самого Фрейда, знать, как оно сложилось и приобрело столь глубокое влияние на различные подходы к психике человека.

Современный психоанализ, выросший на ниве идей Зигмунда Фрейда, представляет собой непрерывно развивающуюся систему теорий и методов, призванных раскрыть самые сокровенные стороны человеческой природы.

Актуальность данной темы состоит в том, что психоанализ играет основополагающую роль в рассмотрении различных конфликтов личности, поскольку ещё с детства человека могут преследовать разнообразные сопереживания, чувства, эмоции.

Глава 1. Сущность и содержание психоанализа

1.1 Психоанализ и фрейдизм

Зигмунд Фрейд (1856—1939), основоположник психоанализа – нового направления в психиатрии и психологии, принадлежащего к числу базовых культурных новаций XX века. Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком. [4, с. 321-322]

Психоанализ — в узком значении — разработанный Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений. Распространение идей и принципов психоанализа на комплекс гуманитарных дисциплин позволяет расширенно трактовать психоанализ как совокупность теоретических и прикладных аспектов фрейдизма и постфрейдизма. [2, с.808]

Мировоззренческие и "метапсихологические" изыскания Фрейд считал вторичными по отношению к идеям психоанализа как клинической дисциплины. Вместе с тем ими фактически провозглашалась возможность приложения психоанализа к проблематике философии, социологии, истории и так далее.

Специфическим в таких концептуальных построениях было акцентирование роли и места неосознаваемых психических процессов и явлений, конфликтности человеческой природы, репрессивного характера культуры. Основой человеческого бытия провозглашались бессознательные детерминанты. [5, с.112-115]



Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни.

Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания. Основной проблемой психоанализа являлась проблема мотивации.

Фрейдизм явился одной из первых концепций, настойчиво пытавшихся разобраться в проблеме скрытых мотивов поведения человека и роли этого фактора в клинике. Им было привлечено внимание к сложности внутреннего мира индивида, к последствиям неудовлетворенных влечений, к противоречиям между желаемым и должным. Долгое время идеи основателя психоанализа воспринимались многими как единственно способные осветить все эти жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей.

Психоаналитическое учение Фрейда ориентировано всецело на человеческое бытие: на глубинные механизмы функционирования личности, принципы развертывания жизнедеятельности индивида и мотивы его поведения в окружающем мире. [6, с.538; 1, с.253-255]

Фрейдом открыты проблемы, психические механизмы, феномены, факты, касающиеся того обширного пласта регуляции человеческого поведения, в котором представлена сложная и загадочная область бессознательной психики. До Фрейда в научных исследованиях поведения человека главное внимание уделялось либо физиологическим основам и факторам этого процесса, либо его зависимости от сознания. Сама психология, возникшая в качестве самостоятельной области знаний, отличной от философии и физиологии, понималась как наука о сознании, о тех явлениях внутреннего мира, которые индивид способен воспринять ясно и отчетливо и дать о них самоотчет. На таких самоотчетах субъекта базировалась экспериментальная психология. Предполагалось, что никто не может установить психический факт с такой достоверностью, как тот, кто его непосредственно испытывает, кто сообщает о нем, направляя внутренний «взор» на происходящее в собственном сознании. Фрейд, преодолев такое понимание психики, выдвинул в качестве центрального для всех его концепций положение о том, что наряду с сознанием имеется глубинная область неосознаваемой психической активности, не изучив которую невозможно понять природу человеческой активности. [3, с.159-160]

Психоанализ появился и сформировался в конце XIX–начале XXв. Его развитие продолжается и в наше время. Но основы психоаналитической техники, заложенные его создателем З. Фрейдом, остались, по своей сути прежними. Само понятие "психоанализ" имеет три значения:


1) Метод исследования, опирающийся в основном на выявление бессознательного значения слов, поступков и продуктов воображения (сны, фантазии, бред) данного субъекта. В основе метода лежат, прежде всего, свободные ассоциации субъекта, обеспечивающие надежность истолкования.

2) Психотерапевтический метод, опирающийся на это исследование; он пользуется контролируемым истолкованием сопротивления, переноса и влечения. Применяется для лечения психических и психосоматических нарушений.

3) Комплекс теорий о структуре, развитии и патологии психики человека, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования. [1, с.255-256]

За четыре десятилетия разработки психоанализ З.Фрейда претерпел существенную эволюцию от элементарного психотерапевтического приема до всеобщего философско-социального учения.

На раннем клиническом этапе психоанализ был по преимуществу новой психотерапией, дополненной специальными гипотезами и теориями.

В основных произведениях З.Фрейда этого периода "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901), "Три очерка по теории сек-суальности" (1905), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Отрывок из одного анализа истерии" (1905). Был сформулирован комплекс но-вых представлений об основах психотерапии, изложены идеи, методика, техника и результаты психоанализа. Развита психоаналитическая концепция неврозов, исследована связь сексуальности с психической жизнью людей, разработаны концепции неосознаваемой психической деятельности.

Выработаны представления о бессознательном психическом, установлены основные элементы структуры и механизмы функционирования психики, разра-ботаны основы глубинной психологии.

На следующем этапе психоанализ трансформировался главным образом в общее психологическое учение о человеке. В трудах З.Фрейда этого периода "Характер и анальная эротика" (1908), "Анализ фобии пятилетнего мальчика" (1909), "Леонардо да Винчи" (1910), "Положение о двух принципах психиче-ской жизни" (1911), "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и рели-гии" (1913). Развивались представления о психоанализе и его возможностях. Формулировались идеи об основных принципах, тенденциях, мотивах и уста-новках психической жизни. Развивались представления о природе и роли ком-плексов, механизмах творческой деятельности, психологические теории челове-ка, культуры, религии. На последнем этапе психоанализ обрел статус философ-ско-социального учения о человеке, культуре и обществе. В работах З.Фрейда этого периода "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Психология масс и анализ человеческого "Я" (1921), "Я и Оно" (1923), "Будущность одной иллюзии" (1927), "Цивилизация и недовольные ею" (1929), "Введение в психо-анализ. Лекции" (1933), "Почему война?" (1933). Завершалась разработка пред-ставлений о психоанализе как целостной системе и его возможностях. Развива-лись концепции о структуре личности, механизмах ее защиты и деятельности. Исследовались проблемы массовой психологии, морали, конфликта личности и культуры, проблемы и перспективы развития религии, культуры, человека и общества. Намечались направления и ориентиры развития психоаналитического учения. [5, с.118-121]


1.2 Соотношение сознательного и бессознательного
в учении Зигмунда Фрейда


В качестве центральной в своей психоаналитической концепции Фрейд выдвинул проблему бессознательного в его соотношении с сознанием. Если в философских системах прошлого признание самостоятельного статуса бессозна-тельного ограничивалось в лучшем случае попытками рассмотрения взаимоот-ношений между сознательными и бессознательными процессами, то Фрейд идет далее. Он не только рассматривает взаимоотношения между двумя сферами че-ловеческой психики, т.е. сознанием и бессознательным, но стремится раскрыть содержательные характеристики самого бессознательного психического, вы-явить те глубинные процессы, которые протекают по ту сторону сознания.

Фрейд выделяет три уровня психики: сознание, предсознание, бессозна-тельное. Любой душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания.

Предсознание как бы является мостиком между осознаваемым и неосозна-ваемым содержанием психики. Бессознательное - самая глубокая и значительная часть человеческого разума. Оно содержит в себе животные, примитивные ин-стинкты, эмоции и воспоминания, которые неприемлемы для нашей морали и нашей Я-концепции. Это могут быть неприятные или травматические события детства, агрессивные чувства к родителям, сексуальные влечения. Бессознатель-ное нелогичное, вневременное, хаотичное, аморальное. Содержания бессозна-тельного, по мнению Фрейда, во многом накладывают свой отпечаток на нашу повседневную жизнь. Многие значимые наши поступки определяются и направ-ляются бессознательными импульсами, влечениями. Они не осознаются челове-ком, когда же они начинают осознаваться — это встречает сильное сопротивле-ние и неприятие человеком. Но подавленные влечения и воспоминания прояв-ляются в замаскированной, символической форме, так же как и неосознаваемые инстинктивные влечения косвенно находят удовлетворение во снах, фантазиях, игре и работе.

Согласно Фрейду, уже в сновидениях обнаруживаются антисоциальные, противоморальные желания человека, свидетельствующие о его «дурных» наклонностях. Эти желания обретают свое самовыражение в символической форме, т.к. в сновидениях цензура сознания ослаблена, контроль человека над самим собой устранен, угрызения совести отсутствуют.

Фрейд принял традиционную установку, противопоставляющую человека и общество, а также традиционную доктрину о порочности человеческой нату-ры. По Фрейду, человек в своей основе антисоциален. Общество должно приру-чать его, позволять ему какое-то удовлетворение его биологических - и поэтому непреодолимых - потребностей; но главная задача общества состоит в очищении и ограничении основных, низменных импульсов человека. В результате такого подавления этих импульсов происходит следующее: подавленные наклонности превращаются в стремления, имеющие культурную ценность, и таким образом становятся основой культуры. Этот переход от подавленного состояния к циви-лизованному поведению Фрейд обозначил словом "сублимация". Если степень подавления сильнее способности к сублимации, то индивиды становятся невро-тиками и подавление нужно ослабить. Бессознательные влечения оказывают со-противление реальному миру, всячески противятся налагаемым извне ограниче-ниям. Тем самым создается почва для внутрипсихических конфликтов.