Файл: Реферат Психоанализ и его влияние на развитие теории и практики общей и специальной психологии.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 455
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Труды З.Фрейда оставили неоспоримо очень глубокий след в психоло-гии, психиатрии, неврологии. Им были открыты проблемы, психические меха-низмы, феномены, факты, касающиеся того обширного пласта регуляции чело-веческого поведения, в котором представлена сложная и загадочная область бессознательной психики. [3, с.160-161; 7, с.184-188]
Глава 2 Современный взгляд на идеи Зигмунда Фрейда
2.1 Современный психоанализ
По мере развития классического психоанализа и становления междуна-родного психоаналитического движения многие идеи Фрейда подверглись пере-осмыслению с точки зрения адекватного понимания проблемы человека, куль-туры и их взаимосвязей. Ряд сторонников Фрейда, первоначально разделявших его теоретические постулаты и практические рекомендации, со временем не только высказали критические замечания по поводу тех или иных психоанали-тических концепций, но и выдвинули свои учения.
В отличие от Фрейда Адлер считал, что сознание и бессознательное не яв-ляются антагонистическими частями индивида, личность характеризуется не внутренней противоречивостью, а единством, которое отражается в жизненном стиле, формирующемся в процессе преодоления пережитых в детстве трудно-стей и основывающемся на стремлении к цели. В понимании Адлера, быть чело-веком — значит обладать чувством неполноценности, которое компенсируется стремлением индивида к власти, превосходству, совершенству.
Присущее ребенку чувство неполноценности из-за физической незрелости, неуверенности в себе, несамостоятельности, подчиненного положения среди других (родители, братья, сестры и окружающие его люди) может перерасти в комплекс неполноценности, характеризующийся гиперчувствительностью к обидам, поражениям и жаждой личного превосходства.
Для того чтобы понять человека, недостаточно исходить из причинных связей. Необходимо определить цель его жизни, выступающую прежде всего в качестве достижения превосходства, привносящего в жизнедеятельность людей враждебность, воинственность, отрыв от реальности.
Сознание и бессознательное, по Карлу Густаву Юнгу, имеют не противо-положный друг другу, а компенсаторный характер. Нет оснований предпола-гать, что бессознательное следует иным законам, нежели сознание. Сновидения, способствующие изучению бессознательного, являются не искажением и маски-ровкой тайных желаний человека, а естественной реакцией саморегулирующей-ся психической системы.
Юнг исходил из того, что наряду с индивидуальным (личностным) бессо-знательным, являющимся главным объектом исследования классического пси-хоанализа, имеется коллективное бессознательное, представляющее собой ха-рактерный для всех рас и народностей общечеловеческий опыт. Коллективное бессознательное содержит в себе скрытые следы памяти прошлого человечества и является духовным наследием, возрожденным в индивидуальной структуре мозга. Если индивидуальное бессознательное состоит по большей части из ком-плексов, то коллективное бессознательное в основном представлено архетипа-ми.
Наряду с Адлером и Юнгом, отдельные идеи и концепции классического психоанализа были пересмотрены В. Райхом, О. Ранком, К. Хорни, М. Боссом, Л. Бинсвангером, М. Клайн, Э. Эриксоном, Г. Маркузе, В. Франклом, Э. Фроммом и многими другими исследователями.
По убеждению Эриха Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. Фромм попытался исправить и углубить представления Фрейда о человеке, перевести их из биологического русла в экзи-стенциальную плоскость, поскольку, в его понимании, человек - это единствен-ное животное, для которого собственное существование составляет проблему. Человеческое существо не может избежать этой проблемы, оно обязано разрешить ее.
Фромм рассматривает историю развития человека с точки зрения развертывания борьбы за его свободу. Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер, в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью, и что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.
Для развития современного психоанализа характерны постоянные споры и дискуссии, ведущиеся вокруг идейного наследия Фрейда. В процессе многочис-ленных споров и дискуссий психоаналитики так или иначе выходят на уровень философских размышлений о месте и значении психоанализа в современной культуре. Более того, психоаналитические идеи и концепции в прямой или опо-средованной форме стали оказывать все большее влияние на различные направ-ления философской мысли XX столетия,
включая феноменологию, экзистенциа-лизм, философскую антропологию, герменевтику, структурализм, персонализм, аналитическую философию.
На основе объединения и модификации идей классического психоанализа и ведущих философских школ появились такие направления, как экзистенци-альный психоанализ (Л. Бинсвангер, М. Босс, Ж.-П. Сартр), психоаналитическая герменевтика (П. Рикёр, Ю. Хабермас, А. Лоренцер), структурный психоанализ (Ж. Лакан) и др.
2.2 Методологическое значение учения З. Фрейда
Фрейд выступил в начале XX в. с новым нетрадиционным видением че-ловека и культуры, которое получило название психоанализа.
Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие психоанализа стало столь распространенным и широко используемым в медицинской, психологиче-ской, культурологической и философской литературе XX столетия, что превра-тилось в многозначное и неопределенное.
Первоначально данное понятие, введенное Фрейдом в 1896 г. в опублико-ванной статье об этиологии неврозов, означало определенный терапевтический прием. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятель-ности человека. И наконец, превратилось в расхожее понятие, применимое едва ли не ко всем сферам жизнедеятельности человека, общества и культуры.
Неопределенность в трактовке понятия психоанализа отчасти вызвана не-адекватной интерпретацией со стороны многих исследователей идей и концеп-ций, в свое время выдвинутых Фрейдом. Однако не только этим объясняется многосмысленность данного понятия. В работах самого Фрейда содержатся многочисленные определения психоанализа. Они не только дополняют друг друга, но подчас вступают в противоречие между собой, что затрудняет адек-ватное понимание психоанализа как такового.
Таким образом, диапазон трактовок психоанализа у самого Фрейда до-вольно обширный. Если за исходное определение взять какую-то одну трактов-ку, то из-за этого ускользает почва для адекватного понимания психоанализа. Поэтому нет ничего удивительного в том, что до сих пор среди различных ис-следователей ведутся дискуссии по поводу того, что представляет собой психо-анализ.
Является ли психоанализ наукой, способной к объективному изучению и объяснению бессознательных влечений и желаний человека? Представляет ли он собой искусство истолкования сновидений, текстов художественных произведе-ний, явлений культуры? Или же психоанализ - это один из методов лечения, ис-пользуемых в психотерапии?
Ответы на эти вопросы зависят от того, под каким углом зрения рассмат-ривается психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре. Так, вопрос о научном статусе психоанализа остается проблематичным, несмотря на все усилия опытным путем подтвердить или опровергнуть различные психоанали-тические идеи и концепции. Одни исследователи (главным образом сторонники классического психоанализа) считают, что психоанализ является такой же есте-ственной наукой, как, скажем, химия или физика. Другие заявляют о том, что психоанализ не отвечает требованиям науки (К. Поппер) и представляет собой не что иное, как миф (Л. Витгенштейн), интеллектуальное заблуждение наде-ленного воображением человека, каким был Фрейд. Для некоторых философов (П. Рикёр, Ю. Хабермас) психоанализ - это прежде всего герменевтика.
При определении, рассмотрении и оценке психоанализа как философского направления не следует упускать из вида рекомендации, данные Фрейдом. По его словам, психоанализ возник как терапия. Однако Фрейд рекомендовал ис-пользовать психоанализ не только и не столько в качестве терапии, сколько из-за содержащихся в нем разъяснений и связей. Тех разъяснений, которые психо-анализ дает о том, что касается человека прежде всего, а именно его сущности. Тех связей, которые он вскрывает в самых различных областях жизнедеятельно-сти человека.
Согласно Фрейду, терапевтическая точка зрения, на которую имеет право психоанализ, не является ни единственной, ни самой важной. По его собствен-ному признанию, он тайно лелеял надежду окольным путем медицины достичь первоначальной цели - философии. Неслучайно некоторые исследователи счи-тают, что психоанализ может рассматриваться как философская система, заме-няющая собой все предшествующие направления в философии (например, Р. Файн).
В противоположность философским учениям, авторы которых обраща-лись главным образом к изучению внешнего мира, "великого" мироздания, Фрейд смещает акцент исследования на "малый" мир, на человека. Он не столь-ко отворачивается от онтологической проблематики, сколько переносит ее в глубины человеческого существа. Онтологию как учение о внешнем мире, раз-виваемое в рамках традиционной философии, он выносит за скобки психоанали-тического исследования, которое стремится прорваться сквозь внешние природ-ные и культурные напластования к внутренним, психическим структурам и про-цессам, возникающим в недрах человеческого бытия.
Психоаналитическая философия ориентирована на изучение человека не со стороны или, точнее, извне, а изнутри, с позиций выявления внутренних де-терминант развертывания человеческой деятельности. Вынесение внешнего ми-ра за скобки психоаналитического исследования осуществляется не посредством принципиального поворота к нему спиной, а лишь учетом его психологической значимости для человека. Специфика психоаналитической философии состоит в том, что во внимание принимается психологическое значение внешнего мира.
Следует отметить еще одну особенность психоаналитической философии. Основным объектом исследования для Фрейда становится специфическая форма реальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та сфера психиче-ского, в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые для че-ловеческой жизнедеятельности процессы и изменения. Это психическое являет-ся для Фрейда не меньшей реальностью, чем объективно существующий мир. Изучение психически-реального, выявление закономерностей человеческой психики, раскрытие внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся в глубинах человеческого бытия, - все это становится крайне важным для психоаналитиче-ского исследования.
Обращаясь к рассмотрению психической реальности, Фрейд переосмыс-ливает традиционные представления о тождестве человеческой психики и созна-ния. Клинический опыт, понимание психологии человеческой деятельности, идеи о бессознательном, высказанные рядом философов (И. Кант, Э. фон Гарт-ман, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) и воспринятые Фрейдом, - подвели его к приня-тию гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого протекает особая жизнь, недостаточно изученная, но реально значимая и заметно отличающаяся от сферы сознания.
В философских системах прошлого человек рассматривался, как правило, в качестве сознательного существа. Фрейд же исходит из того, что допущение бессознательного необходимо и закономерно, так как жизненный опыт свиде-тельствует о существовании таких психических процессов, которые не могут быть названы сознательными. Согласно Фрейду, более целесообразно исходить из допущения бессознательного психического как некой реальности, с которой необходимо считаться и которую следует изучать.
В противоположность философским концепциям, авторы которых упова-ли на безграничную власть сознания над человеческими страстями и апеллиро-вали к разуму как непогрешимому источнику могущества людей, Фрейд показал зависимость Я от бессознательных влечений человека и от требований культуры с ее нравственными предписаниями и социальными запретами. Он как бы нанес решительный психологический удар по мании величия человеческого Я, той по-следней цитадели, которая еще осталась не сокрушенной под напором космоло-гического открытия Коперника (Земля не является центром Вселенной) и биоло-гического открытия Дарвина (человек происходит от обезьяны и, следователь-но, представляет собой лишь ступеньку в эволюции животного мира).