Файл: Духовно нравственное воспитание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов имени М.И. Талыкова»

Международные Рождественские чтения

«Глобальные вызовы современности духовный выбор человека»

(муниципальный этап)

Доклад

на тему:

«Духовно – нравственное воспитание»

Докладчик:

Бочарова Анна Левонтиевна

учитель географии (1к.к)

Г. Верхняя Пышма 2022г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Понятия духовность и нравственность…...…………………………………….…….…….3-4
2. «Педагогика со свечой» В. М. Улитина……………………………………………………4-6
3. Сущность духовно-нравственного воспитания …….……………………….……………6-9
Заключение……………………………………………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………………………..……....10

Введение

Наряду с множеством видов воспитания, такими как физическое, трудовое, эстетическое, умственное, патриотическое, пожалуй, самым тонким и трудоемким, является воспитание духовно-нравственное. Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи, у детей формируются вне супружеские, антиродительские и антисемейные установки.

На сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Понятия духовность и нравственность


Мы часто с легкостью употребляем слова духовный, душевный, нравственный, моральный не слишком задумываясь над содержанием каждого из них и даже часто подменяя одно понятие другим, рассматривая их как синонимы. Однако хоть эти понятия и тесно связаны, каждое из них имеет свою специфику, отличается от другого, характеризуется своим вектором.

Духовность — это самое ценное измерение бытия (внутреннего и внешнего в их единстве), его соотнесенность с абсолютными ценностями: вечностью, творчеством, свободой. Прежде всего определимся с понятием «ценность». Ценностью может быть любой предмет или объект, имеющий жизненно важное значение для субъекта, группы, коллектива, возрастного слоя, этноса.

Ценности можно разделить на духовные, религиозные, материальные, эстетические, этические и гуманистические. Какие же ценности нужно воспитывать в детстве? Духовными ценностями являются следующие: Бог, бескорыстие, вера, верность, добро, долг, достоинство, дружба, жизнь, забота, искусство, любовь, милосердие, независимость, общение, Писание, порядочность, предки, прощение, религия, ритуалы, Родина, родители, дети, самореализация, свобода, семья, смирение, справедливость, терпение, творчество, честь, церковь, человек, человечность, честность.

Нравственность же — это практическая сторона морали, в полной мере выражающаяся в поведении людей. Это способность творить добро не по внешнему принуждению, а благодаря внутреннему сознанию и доброй воле. Казалось бы, к этому стремятся педагоги, родители. Но результат далеко не всегда бывает удовлетворительным. Почему?

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, но ценности личности, впервые начинают формироваться, в первую очередь в семье. Процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях называется социализацией, а каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации, называются агентами социализации. Первым коллективом, где происходит развитие ребенка и закладываются основы будущей личности, первичным агентом социализации является его семья, далее следуют агенты вторичной социализации, такие как церковь, детский сад, школа, высшие учебные заведения, армия, рабочий коллектив. В момент



первичной социализации, родители осуществляют процесс опеки и ухода за ребенком, приобщают его к социальной жизни, поведение родителей является наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Некоторые родители не хотят, иные не могут в силу педагогической безграмотности, другие не придают должного значения процессу семейного воспитания. Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом.

Далее значительный объем информации о мире, материальных и духовных ценностях, нормах и правилах поведения в обществе передают педагоги в образовательных учреждениях. Местом общения становится школа, где дети испытывают дружбу, первую влюбленность и вражду. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению личности ученика, через урочную деятельность (содержание учебных предметов носит воспитательный характер), внеурочную деятельность (кружки, секции, клубы и другие формы дополнительного образования), внешкольную деятельность (внешкольные мероприятия такие как экскурсии, благотворительность, экологические акции),семейное воспитание, изучение культурологических основ традиционных российских религий.

«Педагогика со свечой» В. М. Улитина

Христианская педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Книга поэта и православного педагога Вячеслава Михайловича Улитина «Педагогика чистого сердца» - плод живого педагогического опыта. В статьях и эссе, которые вошли в данную книгу автор просто и доступно говорит о сложнейших богословских понятиях, вопросах духовно-нравственного воспитания ребенка. В. М. Улитин в статье «Педагогика со свечой» говорит, «что воспитание духовно-нравственное надо начинать с самих педагогов. Чтобы понять и освоить сокровенную педагогику, необходимо выдавить из себя материалистическую закваску, которая в большей или меньшей степени во всех нас заложена. Ведь это ее порождение - метод нажима, диктата, окрика, бича плохих оценок. Это она ставит непреодолимую преграду между учителем и учеником. Сделать душу живой, сострадательной, открытой миру - одна из главных целей духовно-нравственного воспитания. Важно заглянуть в душу каждого ребенка, зажечь в ней свечу нравственной личности, не поддаться соблазну массового потока, характерного для нынешней школы».


В своей книге В. М. Улитин рассказывает о том, как его пригласили в школу преподавать Священную историю. Преподавание Священной истории начиналось с младшего звена. Было три первых экспериментальных класса. Причем пришлось заручиться письменным согласием родителей. Согласились не все. Многие родители озабочены лишь тем, чтобы в школе не мучили их чад придирками, не ставили плохих отметок.

Начинать это дело было нелегко. У автора не было ни методических разработок, ни подходящих учебников, ни просто людей сочувствующих, сопереживающих. Но каждый урок он старался сделать праздничным, запоминающимся, потому что это была встреча с Истиной.

 Перед автором встал вопрос: как провозглашаемые им постулаты совместимы с жизнью? Однажды на уроке он спросил, что такое СОВЕСТЬ. В классе воцарилась тишина. Как оказалась - ничего. Учитель нарисовал рядом колокол и сказал: «Ребята, это ВЕСТЬ от Бога. Колокол, который нас всех предупреждает, правильно мы поступаем или нет. Вот почему надо прислушиваться к своему сердцу, и вы услышите этот чистый колокольчик- голос совести». И после этого урока ребята начали сверять свою жизнь с совестью. Не сразу, но постепенно дети освоили подлинное понимание добра и зла.

Например, если кто- то кого-то несправедливо обидел- толкнул. Раньше дети отвечали, что «надо ответить тем же, толкнуть еще сильнее, чтоб запомнилось и впредь неповадно было». И получалось зло в квадрате - тебя толкнули, и ты толкнул. А если он толкнул, а ты удержался и просто отошел в сторону, то зло осталось в одиночестве. А если ты еще, уклонившись от зла сотворил благо, то ты одержал победу, стер зло окончательно.

На опыте автор убеждался, что у детей почти утрачено чувство семьи и тем более рода. То, что знали наши предки – бабушки и прабабушки, воспитанные в церковноприходских школах, - безнадежно забыто. Понятие дома как малой церкви дети открыли впервые. Нередки семьи, где родители и дети почти не разговаривают друг с другом. Вот откуда берется в детях недетская холодность, замкнутость, отчужденность. И задача педагога - попытаться раскрыть душу маленького человека.

Так же автор говорит об исповедании. Исповеданием своих поступков человек учится анализировать их, видеть свои ошибки и исправлять их в дальнейшем. Именно на этом построено подлинное становление личности. Свои методы воспитания В. Улитин назвал «сокровенной педагогикой». Он говорил, что «нужна тихая сокровенная педагогика, воспитание со свечой. Медленное, внимательное вглядывание в таинственную душу ребенка. В самые сокрытые ее глубины». Улитин говорит, что «школа нуждается в человеке, который знает мир и в то же время глубоко опытен в нравственных понятиях. Подход к детям нужен непременно духовный, но через ощущение жизни, через ощущение всех тревог мира, боли его».


Мир в наши трудные дни особенно резко разделен на добро и зло, свет и тьму. Борьба идет не на жизнь, а на смерть. Арена ее – человеческая душа. На уроке учитель и учащиеся совместно пришли к выводу, что «если мы совершаем плохое – пятно тьмы увеличивается, а контур света суживается. И наоборот». Иоанн Кронштадский нередко приходил домой босиком, полураздетым – слишком много обездоленных видел он на своем пути. Он говорил, что кончина мира произойдет тогда, когда иссякнет любовь, а зло умножится и настолько завладеет людьми, что не станет смысла продолжать жизнь на земле. Так они пришли к выводу, что нужно следить за своими поступками, анализировать их, по возможности, уклоняться от зла и творить добро. Этот урок запомнится навсегда, потому что главный учитель – сама жизнь.

Автор говорит о том, что без созидания духовно- нравственной основы человека не может быть ни хорошего, врача, ни хорошего инженера, ни настоящего педагога. Воспитание духовно- нравственное надо начинать с самих педагогов.

В этом эксперименте В. Улитин нашел минусы. Он совершенно был убежден, что дело, начатое директором этой школы, угадано верно. Но прежде всего, нужно было удобрить почву, а потом уже бросать семена. Рамки огромной школы (учительский коллектив состоял из 150 человек) не позволяли создать необходимую атмосферу. Не говоря уже о любви – хотя бы доброжелательности, взаимного доверия. «Жатвы много, а делателей мало, и необходимо было на первом же этапе набрать делателей или хотя бы избавиться от явных противников». По мере продвижения данного эксперимента завучи, скрывая истинные чувства перед директором, перед автором совершенно открыто высказывались, что ждут не дождутся, когда провалится этот никому не нужный эксперимент. Внешняя практика доказывала справедливость этих слов. Дети по-прежнему собирались подальше от строгих очей педагогов в своих «исповедальнях» - туалетах. Там, покуривая, обсуждали свои проблемы. Так большинство дел, удачные мероприятия в школе не вызывали сочувствия завучей. Нельзя было произносить слово – Бог. И это на уроках священной истории. С ребятами было куда проще общаться, чем с педагогами. В. Улитин ссылается на известного православного педагога С. Куломзину, которая тоже отмечала, что «дети ее понимают, а с коллегами контакта не выходит».

Чтобы душа ребенка росла, нужен подвиг, т.е. движение. И не куда попало, а к истине. Так, в школе начали появляться зачатки такого движения. Они посылали подарки в Чечню нашим солдатам, собирали пожертвования на восстановление Рождественско - Богородицкого храма, ходили в Дом ребенка. И дети с огромной радостью творили это добро.