ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сделать душу живой, сострадательной, открытой миру – одна из главных целей духовно – нравственного воспитания. Важно заглянуть в душу каждого ребенка, зажечь в ней свечу нравственной личности, не поддаться соблазну массового потока, характерного для нынешней школы.
Пришло время, когда дети созрели для того, чтобы предлагать тему урока. Темы они брали из самой жизни. Шло кровопролитие в Югославии, и беды братского народа остро отозвались в душах воспитанников. Чем же они могли помочь в этой трагедии? Только молитвой, слагавшегося из живого сострадания.
Духовное взросление учеников не осталось незамеченным педагогами. Некоторые из них стали открыто помогать автору. Настоящая русская история вошла в школу, пробуждая в детях так долго искомый патриотизм. Вместе с преподавателем литературы был поставлен спектакль об Александре Невском. С учителем истории – сцены из жития святого храмостроителя земли Андрея Боголюбского. Дети с радостью надевали на себя одежды русских воинов и грозно размахивали деревянными мечами. Ребята могли прийти в Успенский кафедральный собор, чтобы посмотреть и приложиться к мощам любимых князей. Была организована поездка в Троице-Сергиеву Лавру.
Пятилетний эксперимент подошел к концу, и настало время подводить итоги. Среди преподавателей была распространена анкета, в которой они должны были дать оценку деятельности участников эксперимента. Большинство признали необходимость такой работы в школе. Дети экспериментальных классов отличались от других. Они более живые, отзывчивые, с ними легче разговаривать на отвлеченные темы. Они умнее и взрослее своих сверстников. Они умеют размышлять о главном, о духовном. Однако были высказывания и опасения, что в наше жесткое время таким детям будет трудно выжить. Но автор возражает и отвечает словами Евангелия: «Сила в немощи совершается». И действительно, тому подтверждением сама жизнь. В страшное время сталинских репрессий, ломались, казалось бы, сильные (простые люди из рабочих крестьян), а вот люди с «голубой» кровью, напротив, выживали. Пример тому Анастасия Цветаева, маленькая хрупкая женщина, и русский философ Алексей Лосев, и поэт Николай Заболоцкий. Многие из ГУЛАГа к тому же внесли свой посильный духовный вклад в культурное наследие Отечества. Известный поэт Даниил Андреев в застенках владимирской тюрьмы написал религиозно-философский трактат «Роза Мира», а Лев Гумилев свой знаменитый труд об этногенезе. А ведь всему основой было их глубокое православное воспитание.
Необходимость духовно-нравственного воспитания в школах признали даже самые ярые атеисты. В школах и даже в вузах, колледжах стали вводить уроки православного образования. Однако автор отмечает, что эти уроки будут проводиться формально, потому что за дело берутся люди, не дающие себе отчета, насколько это глубокое дело.
Сущность духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание рассматривается как процесс и как деятельность.
Духовно-нравственное воспитание – процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, которое должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система традиционных ценностей складывалась на протяжении многих столетий и вбирала в себя опыт поколений под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.
Духовно-нравственное воспитание – целенаправленная, организованная, систематическая деятельность, направленная на формирование у человека высших ценностей, нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработку навыков и умений, мировоззрения, убеждений, нравственного поведения, иерархии мотивов, волевого компонента.
Одним из важнейших условий духовно-нравственного воспитания является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, невозможно без глубокого познания духовного богатства своего народа, приобщения к его истории и культуре. Особенностью этнокультуры является то, что в условиях меняющегося мира она не подвергается трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость.
Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека:
-
нравственных чувств – совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма; -
нравственного облика – терпения, милосердия, кротости, незлобивости; -
нравственной позиции – способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненного испытания; -
нравственного поведения – готовности служению людям, Родине, Отечеству; -
веры, связывающей человека с Высшим миром, который дает возможность нашему духу проявлять себя в земном мире.
Цель духовно-нравственного воспитания – социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачами духовно-нравственного воспитания являются:
1) в сфере личностного развития человека:
-
развитие готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению; -
воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности; -
формирование потребности самообразования, самовоспитания, постоянного совершенствования, способности к реализации творческого потенциала в различных сферах деятельности; -
укрепление нравственности, основанной на национальных базисных ценностях, культурно-духовных традициях, общечеловеческих нормах поведения, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; -
формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, нравственном и безнравственном; -
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; -
развитие готовности и способности выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; -
развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; -
воспитание трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей; -
воспитание гуманистического отношения к людям – осознание ценности других людей, человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать; -
развитие свободолюбия как способности к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями; -
создание условий для сохранения и укрепления физического здоровья – пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, воспитание негативного отношения ко всему, что наносит вред физическому здоровью человека; -
укрепление веры в Россию, Бога (путь к Храму у каждого свой), чувства личной ответственности за Отечество, его историю, настоящее и будущее;
2) в сфере общественных отношений:
-
осознание себя гражданином России на основе национальных нравственных ценностей, Конституции РФ, иных федеральных и региональных нормативных правовых документов; -
развитие чувств патриотизма (любовь к Родине, Отечеству, своему народу, уважение других государств и народов), гражданской солидарности, готовности служению Отечеству, способности противостоять внешним и внутренним вызовам; -
воспитание верности культурно-духовным традициям и их развитию – уважение истории Отечества, любовь и сохранение русского языка как важнейшей основы сплоченности народа, знание литературы, жанров искусства, обычаев, обрядов, ритуалов, фольклора народа (народностей); -
поддержание межэтнического, межрелигиозного, межконфессионального мира, согласия как с народами и народностями, проживающими на территории Российской Федерации, так и за ее пределами; -
осознание ценности семьи и брака (союз мужчин и женщин) как важнейших институтов государства, его первоосновы, понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, преемственность поколений; -
осознание жизни человека как важнейшей ценности, воспитание бережного к ней отношения, необходимости продолжения рода; -
законопослушность, поддержка правопорядка;
3) в сфере государственных отношений:
-
укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; -
повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и институтов гражданского общества; -
содействие эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны, способствующей ее политическому, социально-экономическому развитию, укреплению национальной безопасности, суверенитета, идентичности России (разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу, основу которых составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба).
Принципы духовно-нравственного воспитания:
-
нравственный пример (родителей, педагога, воспитателей) – моральные нормы, основанные на национальных базисных ценностях, которыми руководствуются в семейной, личной, профессиональной деятельности, отношение к своим обязанностям, труду, людям; -
социально-педагогическое партнерство – выстраивание системы партнерских отношений субъектов организации духовно-нравственного воспитания (семья, институты гражданского общества, государство, социально ориентированный бизнес и др.); -
индивидуально-личностное развитие – способность к самосовершенствованию, саморазвитию, творчеству, усвоению знаний, умений, навыков, необходимых для социальной интеграции; -
интегративность программ духовно-нравственного воспитания во все виды деятельности человека; -
социальная востребованность духовно-нравственного воспитания; -
уважение к Отечественной истории, русскому языку, культурно-духовным традициям народов и народностей, проживающих на территории Российской Федерации; -
информационная защищенность, что приобретает особое значение в связи с информационной глобализацией.
Направления духовно-нравственного воспитания:
-
воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека; -
воспитание бережного отношения к культурно- духовным традициям государства; -
воспитание нравственных чувств, этического сознания; -
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; -
формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни; -
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде (экологическое воспитание); -
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Заключение
Таким образом, педагог в процессе воспитания личности должен прививать ребенку основополагающие принципы нравственности, воспитывать в них доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Взаимодействие с подростками в процессе социализации должно: основываться на принципах духовно-нравственного воспитания агентами первичной и вторичной социализации совместно (такая работа будет успешной при условии, что будет проводится как со стороны педагогического коллектива, так и в родительской среде, и только тогда совместными усилиями будет достигнут необходимый результат.
В настоящее время самым главным источником проблем в социализации подростков является замена нравственных ценностей и трудность адаптации к условиям современной жизни без веры к стремлению найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения. А также неправильное воспитание или ошибочный стиль семейного воспитания, наличие семейной разобщённости. Нерадостны будут плоды такого воспитания, когда семейные ценности подвергаются крушению и молодежь делается своенравной, дерзкой, гордой, расточительной, беспечной, в семьях происходит нарушение порядка, царит непослушание, дети спорят о правах с родителями и выходят из естественных условий своей жизни.