Файл: Экономический факультет Кафедра теоретической экономики курсовая работа рынок сущность, функции, условия возникновения и развития.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 512
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
посредническая, -
регулирующая, -
санирующая, -
информационная, -
ценообразующая.
Посредническая функция. Рынок соединяется в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная технологическая и экономическая взаимосвязь между конкретными участниками общественного производства. Современное производство основано на разделении труда, поэтому абсолютное большинство продуктов создается не для собственного, а для «чужого» потребителя. Именно рынок служит посредником, благодаря которому продукт поступает от производителя к потребителю.
Регулирующая функция - самая важная функция, связанная с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Он немыслим без конкуренции. Важную роль в рыночном конкурировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к сокращению. Неблагоприятное соотношение товара на рынке, отражающее несоответствие его общественным потребностям, вынуждает производителя переориентировать ресурсы на создание другого товара, потребность в котором не удовлетворена. Таким образом, рынок способствует перераспределению ресурсов производства, стремясь приблизить ассортимент товаров к структуре общественных потребностей.
Ценообразующая функция. Цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство, формируется на рынке в результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги. В экономике существуют затратный и рыночный механизмы ценообразования. Суть первого подхода состоит в том, что величина цены товара становится в зависимость от издержек производства и обращения. Рынок признает только общественно необходимые затраты труда на производство данной продукции, только их согласен оплатить покупатель.
Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, процентной ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Санирующая функция. Рыночный механизм – неблагоприятная система, подчас даже жестокая, которой присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к экономически слабым производителям. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным предприятиям.
Так, рынок играет большую роль в жизни общества. С его помощью покупатели и продавцы товара или услуг вступают в контакт друг с другом, для того чтобы купить или продать этот товар (услугу). Рынок обладает определенными функциями, которые позволяют ему успешно существовать. Перечисленные выше функции отражают роль рынка в достижении конкретных экономических целей общества[23, с. 32].
1.3 Классификация рынков
Выбор рынка основан на различных аспектах его структурирования. Классификация рынков осуществляется, принимая во внимание широкий круг признаков.
В зависимости от соотношения спроса и предложения различают рынок продавца и рынок покупателя.
Когда спрос значительно превосходит предложение, возникает рынок продавца. При этом для продавца сбыт не представляет особых трудностей. В условиях избыточного спроса товары все равно будут реализованы. Ему неразумно заниматься какими-либо маркетинговыми мероприятиями, так как это приведет лишь к дополнительным затратам.
На рынке покупателя совершенно другая ситуация. Он возможен, если предложение превышает спрос. В данном случае уже не продавец, а покупатель диктует свои условия.
Для рынка покупателя характерна конкуренция. Это заставляет продавца прилагать значительные усилия для реализации своих товаров. На рынке покупателя необходимость изучения поведения потребителей и спроса приобретает первостепенное значение.
С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) можно выделить следующие рынки:
-
местный (локальный), -
региональный (внутри страны), -
национальный, -
региональный по группе стран (например, Западной Европы, Латинской Америки, Северной Америки, стран СНГ, Балтии и т д.), -
мировой.
Проблема территориального охвата рынка решается предприятием в зависимости от особенностей предполагаемого товара и финансового состояния. Наличие соответствующей инфраструктуры имеет также большое значение. Переход с одного уровня рынка на другой является формой диверсификации и обычно осуществляется в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Принципиально важное значение имеет классификация рынков с точки зрения организационной структуры. Она определяется различными условиями торговли и характером взаимоотношений между продавцами и покупателями, что обусловливает деление рынков на закрытые и открытые.
Открытый рынок — сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых покупателей и продавцов неограничен. Отсутствие некоммерческих связей между покупателями и продавцами предопределяет относительную независимость отношений между ними. Обычно заключаются краткосрочные коммерческие сделки. Для открытого рынка характерны резкие и частые колебания цен.
Закрытый рынок — это рынок, на котором покупатели и продавцы связаны некоммерческими отношениями, финансовым контролем, юридической и административной зависимостью, соглашениями о специализации и кооперировании, договорными отношениями (например, торгово-экономическими, кредитными договорами), не имеющими ярко выраженного коммерческого характера. На таком рынке держатся относительно устойчивые цены, преобладают различные меры и формы регулирования.
Рынки также различаются по характеру конечного использования товара. По этому признаку выделяют:
-
рынок потребительских товаров, -
рынок товаров производственного назначения, -
рынок услуг.
Все они далее могут классифицироваться по ряду признаков. Так, рынок потребительских товаров дифференцируется по их конкретным типам (например, продовольственных и непродовольственных), товарным группам (например, обуви, одежды, электробытовых товаров и др.), товарным подгруппам (например, рынок кожаной, резиновой, валяной обуви) и т.д.
Специфика рынка потребительских товаров заключается в том, что они ориентированы на множество индивидуальных потребителей. Поэтому маркетинговые исследования направлены на изучение их вкусов, запросов, поведения и предпочтений.
Характерной особенностью рынка товаров производственного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.д.) является его тесная связь с производственным процессом. Целевой (или вторичный) спрос на них возникает как следствие спроса на потребительские товары и подчиняется фактору экономической целесообразности.
Количество потребителей товаров производственного назначения ограничено. Они, как правило, совершают крупные закупки, нередко влияя на производство продукции (адаптируя ее к своим запросам), процедуру доставки, комплекс дополнительных услуг. Поэтому особое значение в маркетинговых исследованиях подобных рынков придается изучению взаимосвязей потенциальных производителей товаров и покупателей.
Рынок услуг, являющийся одним из самых перспективных, охватывает широкий спектр видов деятельности (страхование, транспорт, кредитование туризм, образование и т. д.). Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг — это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы.
В зависимости от потребностей определяющих спрос на соответствующие товары, рынки могут быть оптовым и розничным.
Розничный (потребительский) рынок — это рынок покупателей, приобретающих товары для личного (домашнего, семейного) использования. Он неоднороден: здесь действуют различные по доходам, социальному положению, уровню потребления, возрасту, культурным обычаям, национальности и т.п. группы населения.
Соответственно у каждой из этих групп свои запросы, требования к товарам (их цене, качеству и т.п.). Реакция на появление определенного товара, рекламу. Поэтому предприятие должно определить целесообразность работы с каждой группой потребителей рынка, которую оно собирается обслуживать.
Оптовыйрынок (рынок предприятия) представляет собой рынок организаций, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства, перераспределения или перепродажи. Он характеризуется сравнительно небольшим числом действующих субъектов, значительной ориентацией на потребительский рынок и преобладанием крупных закупок.
В рыночной системе выделяют также следующие виды рынков:
-
Рынки факторов производства. В их состав входят рынки орудий труда, недвижимости, сырья и материалов, полезных ископаемых, энергетических ресурсов. -
Рынки товаров и услуг. В данную категорию включают рынки услуг, потребительского назначения, зданий непроизводственного назначения, жилья. -
Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), ценных бумаг, кредитные, валютно- денежные рынки. -
Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения (миграцию) трудовых ресурсов (рабочей силы). -
Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли - продажи выступают инновации, информационные услуги, изобретения, произведения литературы и искусства [10, с. 31].
Таким образом, рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономки. Существует огромное количество различных видов рынков, но определенные признаки позволяют сгруппировать их в отдельные группы: по пространственным характеристикам, по организационной структуре, по характеру конечного использования товара.
2 Механизмы функционирования рынка
-
Основные законы функционирования рынка
Рынок - это механизм или инструмент, функционирующий на пространстве, где взаимодействуют друг с другом продавцы и покупатели различных товаров и услуг. В свою очередь сами рынки отличаются друг от друга не только спецификой товаров и услуг реализуемых на них, но и степенью свободы в выборе нужных товаров для потребителей.
Главная задача при рассмотрении особенностей функционирования рынка сводится к выявлению основных законов, определяющих формирование цен на товары и услуги под воздействием спроса и предложения. Рассмотрим эти законы:
1 Закон спроса
Спрос формируется потребителями, которые определяют объем и структуру покупаемых товаров по определенной цене в течение некоторого времени. Из этого становится ясно, что сам спрос складывается под воздействием множества факторов.
Отличительной характеристикой свойств спроса является тесная взаимосвязь между объемом и ценой спроса. При повышении цены спрос, как правило, снижается и, наоборот, при снижении цены спрос увеличивается при прочих равных условиях. Эта взаимосвязь определяется как проявление закона спроса. Этот закон порождается следующими причинами и условиями:
1Для потребителей цена является некоторым барьером, за рамками которого они не смогут купить запланированное количество товаров. Низкая цена стимулирует потребителей совершать покупки, высокая - сдерживает.
2 Существует эффект дохода и реального его использования. Он характеризуется выгодой для потребителя, когда высокая цена на один товар может быть компенсирована покупкой другого товара, способного заменить первый товар, но по более низкой цене. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.
Кроме цены существуют другие факторы, которые влияют на величину спроса. К ним относятся:
-
изменение вкусов покупателей, -
изменения числа покупателей, -
изменение дохода, -
изменение цен на сопряженные товары.
Если действие закона спроса имеет количественную определенность, то он имеет практическое значение для продавцов и покупателей, поскольку это влияет на обмен производства и величину возможных расходов потребителей. Закон спроса находит свое зеркальное отражение в законе предложения.