Файл: Конструирования урока тема урока Приближенное значение. Округление чисел Планируемые образовательные результаты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Тема урока

Приближенное значение. Округление чисел

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формулировать правила округления натуральных чисел и десятичных дробей, моделировать ситуации с новым понятием

«приближенное значение числа».

Отрабатывать навыки округления натуральных чисел и десятичных дробей до заданного разряда, развивать вычислительные навыки.

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Регулятивные: совместно с учителем управлять познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий.

Познавательные: передавать содержание в сжатом или развернутом виде.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы, слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, быть готовым вести диалог.

Объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, давать позитивную самооценку результата учебной деятельности, понимать причины успеха учебной деятельности, проявлять познавательный интерес к изучению предмета.

Решаемые учебные проблемы




Основные понятия, изучаемые на уроке

Приближенные значения числа с недостатком и с избытком, округление числа.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация

Образовательные интернет-ресурсы





ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА




Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

  1. ЭТАП Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа:

1)включить учащихся в учебную деятельность;

2) определить содержательные рамки урока;

-Здравствуйте, умницы и умники, я рада вас видеть.

-Что нового вы узнали на прошлых уроках?

-Сегодня на уроке мы продолжим работать с десятичными дробями.

-Вы хотели бы узнать что- либо новое о десятичных дробях?

-С чего мы начинаем работу на уроке?

- Почему именно с этого мы начинаем работу?


- Приветствие учащихся.

- Познакомились с понятием «десятичная дробь», алгоритмом записи десятичной дроби, научились переводить обыкновенную дробь в десятичную и обратно.
- Да.

- С повторения изученного материала.

- Вспоминаем, что нам уже известно и с помощью этого узнаем новое.

  1. ЭТАП Актуализация знаний

Цель этапа:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: правила округления чисел, алгоритма округления чисел;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде алгоритма.

4) зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности, демонстрирующие на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: правила округления чисел, алгоритма округления чисел.

- Прочитайте числа и назовите все разряды слева направо:

32,7; 6,27; 0,247; 0,29

- Прочитайте числа и скажите, что означает цифра 5 в записи числа 15; 152; 51 4; 25555; 0,050507

- Емеля нашел равные числа, но допустил ошибки. Помогите Емели их исправить.

а) 15,75 = 15,750; б) 4,5 = 45,0;  в) 8,50 = 8,5;

г) 870 = 8700; д) 75,0 = 75; е) 5,9500 = 5,95;

ж) 0,6 = 0,600.

- Прочитайте отрывки из текстов и будьте готовы ответьте на вопросы.

Текст №1

Полярный радиус Земли составляет 6357 км, а экваториальный – 6378 км. Однако, обычно говорят, что радиус Земли равен 6400 км.

Текст №2

Когда мы включаем выключатель, вся комната сразу же озаряется светом. Кажется, что свету совсем не надо времени, чтобы добраться до стен. Делались многочисленные попытки определить скорость света. В 17 веке считали, что скорость света равна 300 000 км/с, в 19 веке – 313 000 км/с. А современные исследования показали, что скорость света равна 299 792 458 м/с. Однако, если вы спросите у образованного человека какова скорость света, он ответит, что она приближенно равна 300 000 км/ч

Текст №3

Представим себе, что длина пути между двумя железнодорожными станциями равна 7980 км. В таком случае обычно говорят, например, так:   «Расстояние между станциями около восьми тысяч километров». Если же длина пути – 7032 км, то говорят, что расстояние равно примерно семи тысячам километров.

- Какие слова вам показались новыми?

- Что интересного в полученном ряде чисел?

- Что значит «круглое число»?

- Когда по - вашему происходит замена точного значения величины близким к нему круглым числом?

- Как вы считаете, какой будет тема нашего урока?

- Тема фиксируется на доске и в тетрадях учащихся.

- Читая газеты и журналы, слушая новости или просто общаясь со своими знакомыми мы сталкиваемся с такие фразы «В городе N проживает около 1 миллиона человек» или «Моя зарплата приблизительно 10 тысяч рублей» и тому подобное. Но мы понимаем, что в городе N скорее всего проживает чуть больше или меньше указанного числа жителей, да и зарплата знакомого не ровно 10 тысяч. То есть в этих случаях озвучиваются приближенные значения чисел. В математике это называют округлением чисел.

В далеком прошлом использовали приближенные значения чисел для экономии места при громоздких вычислениях, ведь при расчетах на бумаге или при помощи примитивных вычислительных устройств учет лишних знаков после запятой в десятичных дробях мог серьезно увеличить объем работы. Современное общество при расчетах использует высокотехнические устройства, которые за считанные секунды проводят самые сложные вычисления. Но, округление чисел продолжают использовать тогда, когда точные значения не важны, как в наших примерах выше.

-Что теперь мы с вами будем делать?

Дети выполняют устно задания.


- Примерно, приближенно, около…

- Все числа круглые.

- Оканчивается нулем или нулями.

- Ответы учащихся…
- Приближенные значения. Округление чисел.


- Попробуем выполнить задание.

  1. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа:

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

-Округлите до десятых числа:

1. 57,32

2. 2,78

3. 5,35

-Вы можете выполнить данное задание.

- Сформулируйте цель своей деятельности.

- Нет.

- Понять смысл нового слова «округлить», научиться округлять числа, узнать, где мы можем применить эти знания.

  1. ЭТАП целеполагания

Построения проекта выхода из затруднения.

Цель этапа:

организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устанавливающего причину выявленного затруднения;

- Перед вами лежат линейки. Что в них особенного.

- С помощью этих линеек измерьте стороны ваших фигур.

- Почему мы не можем точно измерить размер фигур?

- Запишите в виде двойного неравенства, между какими целыми значениями лежит ваше значение?

- Делаем прикидку, выполняем приближение с недостатком, с избытком.

-Возьмите свои обычные линейки и еще раз произведите измерение.

-Какие значение величин вы получили?

- К какому из чисел неравенства ваши значения находятся ближе?
- Какой вывод можно сделать?

- А как поступить, если значение равно 5?

- Единичный отрезок равен 1 см.
- Линейки не имеют миллиметровых делений.

Три человека записывают свое значение у доски.


Те же ученики записывают свои значения.

- К избыточному значению, к недостаточному значению, находятся по середине.

- Ели величина имеет значение после целых 1,2,3,4 то мы округляем ее с недостатком, если значение 6,7,8,9 то с избытком.


  1. ЭТАП "Открытие" нового знании (Изучение новой темы) Реализация построенного проекта.

Цель этапа:

Организовать построение выхода из затруднения.

-Выполните предложенные действия (округлите до десятых)

1. 57,32͌ 57,3

2. 2,78 ͌ 2,8

3. 5,35 ͌ 5,4

-Сформулируйте алгоритм, которым вы только что воспользовались при округлении числа.

После ответов учащихся на доску вывешивается алгоритм.

Алгоритм:

  1. Подчеркиваем разряд, до которого необходимо округлить число. Разряды следующие за ним заменяем нулями.

  2. Смотрим на цифру низшего разряда.

  3. Если первая из отбрасываемых цифр меньше 5, то последняя сохраняемая цифра остается без изменения.

  4. Если первая из отбрасываемых цифр больше или равна 5, то

последняя сохраняемая цифра увеличивается на 1

-Обязательно ли оставлять нули в записи дробной части?

-Почему? (это не изменяет десятичную дробь)




  1. Динамическая пауза

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».




6. ЭТАП Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа:

зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

-Что сейчас вы будете делать?

- Работа по учебнику, фронтальная

№ 1272 (устно)

№1274(с комментированием с места)

- Тренироваться в округлении десятичных дробей.

7. ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

-Какую цель вы ставили перед собой на уроке?

-Вы достигли поставленной цели?

Что помогало выполнять задание?

-Проанализируйте свою работу на уроке, заполнив карточку.

Карточка для этапа рефлексии

Синквейн

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, состоящая из 4 слов и несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).





8. ЭТАП Домашнее задание.

Выучить правила п. 33

Выполнить № 1297

На «3» № 1297

На «4» № 1301

На «5» Составить задачу на правила округления и решить ее.



Самоанализ урока

  1. Цель

1) сформировать представление о приближенном значении, способность к округлению чисел;

2)повторить и закрепить: понятие прикидки, десятичную запись числа.

  1. Задачи

  • образовательные (формирование познавательных УУД): научить в процессе реальной ситуации использовать определение следующих понятий «округление чисел, приближенное значение, приближение с избытком и недостатком»;

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группе сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;

  • развивающие (формирование регулятивных УУД): умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  1. Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

  2. Методы

  3. Тип урока – ОНЗ (открытие нового знания)

  4. Длительность урока 40 минут

  5. Анализ урока

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА

Дата: 20.02.2016 г.

Учитель: А.А. Меркулова

Школа: МКОУ СШ № 3 г. Котельниково

Класс: 5 «а»

Предмет: математика

Автор учебника: Виленкин Н.Я.

Тема урока: Приближенное значение. Округление чисел.

  1. Основные цели урока.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умения на основе анализа, преобразовывать предыдущий способ действий (алгоритм округления чисел.)

Образовательная цель: сформировать умение округлять десятичные дроби до указанного разряда числа, повторить и закрепить: понятие прикидки, десятичную запись числа.

В процессе урока были реализованы поставленные цели: введен алгоритм округления десятичных дробей; алгоритм отработан в ходе фронтальной работы с проговариванием во внешней речи; осуществлен контроль за усвоением нового материала через самостоятельную работу.

2, Организация урока.

Тип урока: урок открытия новых знаний в технологии деятельностного метода.



Структура урока: полностью соответствует заявленной технологии.

- мотивация к учебной деятельности;

- актуализация и пробное учебное действие;

- выявление места и причины затруднения;

- целеполагание и построение проекта выхода из затруднения;

- реализация построенного проекта;

- первичное закрепление с комментированием во внешней речи;

- самостоятельная работа с самопроверкой;

- рефлексия учебной деятельности.

В процессе урока структура и логическое построение урока, в соответствии с технологией деятельностного метода не были нарушены. Урок закончился после звонка.

Соответствие построения урока содержанию и поставленной цели: урок с самого первого момента был направлен на достижение поставленной цели; урок был направлен на получение нового знания на основе ранее изученного, самостоятельное составление алгоритма округления чисел.

3. Мотивация изучения данной темы:

В урок я включила сказочных героев, хорошо известных детям, которые побуждали их к действиям.

Для мотивации учащихся и пробного учебного действия (Слайд № 1, 2) – это предложение старика Хоттабыча участвовать в путешествии первая задача в которую были включены все действия с десятичными дробями, уже изученные учащимися, в том числе повторение решения задач «на(в) больше(меньше)». Задания в дальнейшем, были построены таким образом, чтобы ребята, помогая сказочным героям, постепенно продвигались е новому знанию и смогли научиться применять его.

4. Соотнесение урока требованиям ФГОС.

В соответствии с новыми образовательными стандартами, реализуемыми с начала этого учебного года в 5 «а» классе урок поводился по технологии деятельностного метода. С учетом стандарта второго поколения в результат урока было запланировано развитие личностных, метапредметных и предметных УУД.

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию; активную самооценку; необходимость приобретения новых знаний.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;

- контролировать свои действия в процессе выполнения;

- обнаруживать и исправлять ошибки;

- оценивать свои достижения.

Познавательные:

- применение алгоритма округления чисел,

- использовать приобретённые способы действия на практике,


- овладение умением видеть проблему и желанием ее решить,

Коммуникативные:

- представление результата деятельности;

- умение вести диалог с оппонентом;

- пользоваться речью для объяснения действий.

Предметные УУД:

- умение, используя алгоритм, комментировать свои действия, используя математические термины,

- применение знаний в различных ситуациях.

Урок был привязан к презентации; дети вели записи в тетради и на доске, как в процессе создания проекта , так и при отработке полученного продукта на практике.

5. Содержание урока.

С учетом возрастных особенностей 5 класса урок проходил с достаточной степенью научности (обязательное запоминание математически грамотного правила), но и в более удобной детям форме (составлена правила, для быстрого его запоминания).

Урок содержал последний новый материал, изучаемый в теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей». На уроке был отработан обязательный для изучения материал, в соответствии с программой.

Теоритические знания полученные на уроке (правило округления чисел), были отработаны в проговаривании во внешней речи с демонстрации на досках и экране презентации, а также при самостоятельной работе, с самопроверкой.

Урок начался с повторения ранее изученных правил, постепенно перешел в стадию изучения нового материала, который был непосредственно связан с изученными ранее материалом. Следующим этапом возникло затруднение: как же округлить десятичную дробь до заданного разряда. При выходе из затруднения возникло правило. Правило было повторено по учебнику, проговорено во внешней речи. Первичное закрепление, продолжилось самостоятельной работой со взаимопроверкой .Закончился урок рефлексией.

6. Методика проведения урока.

В уроке я использовала следующие методы обучения:

  • В продуктивной технологии:

- работа с книгой (корректировка выведенного правила с предложенным учебником);

- упражнения (использовались для отработки алгоритма решения);

  • В технологии сотрудничества:

- обсуждение (проведен сравнительный анализ решений примеров, приведший к созданию проекта выхода из затруднения);

- метод проблемного обучения (создана проблема: найти общее правило подходящее для всех чисел);

- обучающий контроль (проведена самостоятельная работа с самопроверкой)

  • Методы познания:


- наблюдение (наблюдение за результатами при решении номеров в пробном учебном действии);

- опыт (при решении заданий и проговаривании правила округления десятичных дробей);

- сравнение (сравнение результатов вычислений; сравнение полученного учениками правила с правилом учебника и внесение корректив)

Соотношение заданий репродуктивного характера (вспомнить правило) к заданиям поискового характера(сравни результаты вычислений; объясни как; оцени свою работу) – примерно 50% на 50%.

Урок я построила таким образом, чтобы я являлась для детей не транслятором знаний, а организатором и координатором их деятельности. Но не весь класс справлялся с ролью «добытчиков» новых знаний. Самостоятельная работа учащихся заняла по объему и по времени примерно треть урока.

В ходе урока, в соответствии с технологией деятельностного метода обучения, форма общения с ребятами была в основном в форме диалога, подводящего детей к цели.

Формы работы: фронтальная, при пробном учебном действии, поиске причины затруднения и построении проекта выхода из затруднения;

Индивидуальная (выбрана по причине разных способностей и свойств личностей обучающихся), при самостоятельной работе.

Дифференциация обучения была лишь в предложенном домашнем задании.

Средства обучения:

- использование презентации при проведении урока;

- традиционные (учебник, правило и набор упражнений) и доска.

Я отвела место для работы учащихся в использованной презентации на уроке, т.к. презентация транслировалась на интерактивной доске. Учащиеся работать на такой доске умеют и любят.

В конце урока была проведена рефлексия полученных знаний, опыта, умений. Ребята также дали себе адекватную оценку за работу на уроке.

7. Результаты урока. Урок проведен в соответствии с планом. На уроке я провела все запланированные этапы, с соблюдением временных рамок. Цели поставленные в начале урока, полностью достигнуты. Ребята довольны уроком и результатами полученными на уроке.

В выводе должна отметить, что технология деятельностного метода, применима к ребятам с хорошими и средними способностями. Но дети со слабыми способностями, по прежнему ждут от учителя готовых знаний, и не могут применять тот опыт который был достигнут на уроках. Объясняется это просто: дети только первый год обучаются в данной технологии, ранее они обучались традиционно: учитель – объясняет, ученик – повторяет. Я думаю должно пройти немало времени, чтобы все дети смогли воспринимать новую форму обучения.