Файл: Пути совершенствования социальнокультурной деятельности в музейных учреждениях. Разработка проекта Дети в музее.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Пути совершенствования социально-культурной деятельности в музейных учреждениях. Разработка проекта «Дети в музее».
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности в музейных учреждениях.
1.1. Понятие социально-культурной деятельности.
1.2. Роль музеев в социально-культурной сфере.
1.3. Основные принципы организации социально-культурной деятельности в музеях.
Глава 2. Анализ современного состояния социально-культурной деятельности в музеях.
2.1. Оценка эффективности существующих программ и мероприятий.
2.2 Анализ потребностей посетителей музеев.
Глава 3. Пути совершенствования социально-культурной деятельности в музеях.
3.1 Разработка проекта «Дети в музее».
Заключение
Список литературы
Ведение
В современном обществе социально-культурная деятельность играет важную роль в формировании культурной среды и повышении качества жизни людей. Музеи являются одними из наиболее значимых культурных учреждений, которые способствуют сохранению и популяризации культурного наследия. Однако, в условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации, музеи сталкиваются с рядом проблем, связанных с организацией и проведением социально-культурной деятельности.
В современном обществе музеи играют важную роль в сохранении и передаче культурного наследия. Однако, для того чтобы музеи могли успешно выполнять свои функции, необходимо развивать социально-культурную деятельность в этих учреждениях. Одним из путей совершенствования этой деятельности является проект "Дети в музее".
Цель данной дипломной работы – исследование путей совершенствования социально-культурной деятельности в музейных учреждениях. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать современное состояние социально-культурной деятельности в музеях;
- выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются музеи при организации и проведении социально-культурной деятельности;
- определить пути совершенствования социально-культурной деятельности в музеях.
Объект исследования: Социально – культурная деятельность музея.
Предмет исследования: Процесс социально-культурной деятельности музея в целом, пути её совершенствования, особенности функционирования и развития музея в условиях современной культуры, а также применение новых методов и технологий социально-культурной деятельности в музеях.
Гипотеза: Совершенствование социально-культурной деятельности музеев необходимо осуществлять таким образом, чтобы общественность была вовлечена в деятельность музеев, включала музей в информационное пространство, совершенствовала материальную базу музея в целях повышения рентабельность деятельности.
В работе будут использованы различные методы исследования, включая анализ научной литературы, опросы и интервью с сотрудниками музеев, а также наблюдения за проводимыми мероприятиями.
Результаты данной работы могут быть полезны для сотрудников музеев, а также для всех, кто интересуется развитием социально-культурной деятельности в учреждениях культуры.
При написании работы была использована специальная научная литература, статьи в научных журналах и различные Интернет-ресурсы.
Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности в музейных учреждениях.
1.1. Понятие социально-культурной деятельности.
В течение многих лет культурно-просветительная работа, так она раньше называлась, являлась составной частью идеологической деятельности государства, и все, что было связано с деятельностью социально-культурных организаций, было полностью подчинено идеологии партии и правительства. В связи с этим и все основные понятия, трактуемые в культурно-просветительной работе, были подчинены государству и его идеологии. Так, например, ведущим принципами являлись – принцип партийности и идейности, связь с жизнью и практикой коммунистического строительства общества. В настоящее время основные понятия значительно изменились, и сегодня мы говорим о принципах приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе усвоения духовных и нравственных ценностей; принципе гуманизации содержания учреждений социально-культурной сферы и т.д.
Теория социально-культурной деятельности черпает свой категориальный аппарат из различных гуманитарных дисциплин, таких как философия, социология культуры, психология культуры, педагогика, этика и другие. Ее методологические основания и категориальный аппарат должны быть определены. Л.А. Беляева и М.А. Беляева отмечают, что одной из важных проблем при создании теории СКД является многообразие методологических подходов и парадигм к ее анализу. Это требует методологического синтеза в понимании сущности СКД, так как она предстает перед исследователями разными гранями. В их статье рассматриваются различные подходы к изучению социально-культурной деятельности (социологический, культурологический, педагогический, технологический, экономический), анализируются определения СКД [7, с. 13-15].
Эволюция социально-культурной деятельности – это не только следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества на современном этапе. Так, в разные исторические периоды феномен СКД трактовался по-разному: «внешкольное образование» – до 1920 – годов; политико-просветительная работа – с 1920 по 1970; культурно-просветительная работа – с 1970 по 1990; культурно досуговая работа – до середины 1990-х; и, наконец, социально-культурная деятельность – с середины 1990-х. Осмысление данного понятия возможно лишь на стыке таких фундаментальных наук как философия, социология, культурология, педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и др. Культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социально-культурная деятельность социально ориентированная работа человека по выявлению, сохранению, расширению, освоению и трансляции культурных ценностей, накопленных определенным обществом, этносом, личностью, распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека (Я. Д. Григорович) [6].
Социально-культурная деятельность – определенная система идей и представлений, отражающая цели и функции государственной политики в области культуры и досуга, определяющая, методы и средства их реализации в условиях современного общества. Следующие категории тесно связаны с этим понятием:
Свободное время – часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел.
Досуг – это свободное время, организованное в какие-либо виды. Понятие досуга неразрывно связано с понятием свободного времени, т.е. времени, свободного от работы и других обязательных занятий и дел, используемого полностью по своему усмотрению. И в этом смысле понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями. Качественная категория. Культурно-досуговая деятельность – область социально-культурной активности, проявляемой в сфере свободного времени.
Отдых – обусловленный социальными условиями психофизиологический процесс, снимающий утомление, восстанавливающий и развивающий физические, психические и интеллектуальные силы. Категория психофизиологическая.
Инкультурация – процесс освоения индивидом культурного опыта и включение его в личностную структуру. Освоение культурных ценностей, знаний и значений составляет содержание данного процесса.[3]
Сегодня социально-культурная деятельность рассматривается как область культурологического знания и социально-культурной практики. Эта область стала самостоятельным объектом исследования благодаря повышенному вниманию общества к культуре и ее значимости для устойчивого развития общества, а также ведущей роли культуры в формировании человеческого капитала.
Социально-культурная деятельность связана с формированием культурной среды, которая становится ключевым понятием современного гуманитарного знания. Динамизм и изменения культурной среды, а также потребность в инновациях и модернизации, требуют обобщения практик социально-культурной деятельности. Теория социально-культурной деятельности принадлежит к прикладным областям культурологического знания, которая занимается изучением и формированием принципов и технологий целенаправленного управления культурными процессами. Тема социально-культурной деятельности имеет большое значение в современном обществе, так как культура играет важную роль в развитии и стабильности общества.
Социально-культурная деятельность направлена на создание и формирование культурной среды, которая влияет на развитие личности и общества в целом. В рамках социально-культурной деятельности проводятся различные мероприятия, которые способствуют сохранению и развитию культурного наследия, а также формированию новых культурных ценностей.
Образовательный аспект социокультурной деятельности предполагает регулирование процессов социализации и индивидуализации личности, то есть в воспитании и социальном развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-просветительских задач:
− целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;
− стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально
, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;
− создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
1.2. Роль музеев в социально-культурной сфере.
Сегодня многие рассматривают музей как информационный центр, культурный очаг, средоточие научной и художественной жизни, как место встречи разных возрастных, социальных, профессиональных или этнических групп, для каждой из которых посещение музея имеет свой специфический смысл. Музей выходит за рамки своих стен и пытается распространить свое влияние за пределы отведенной ему территории, доказывая свою важность. Процесс изменения социальной роли музея, перестройки форм и методов работы, направленных на повышение эффективности взаимодействия музея с обществом, очевиден.
Федеральный закон от 25.06.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет главные функции музеев: хранение музейных предметов и коллекций, выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, изучение музейных предметов и музейных коллекций, публикация музейных предметов и музейных коллекций, осуществление просветительской и образовательной деятельности [26].
В этом значении вполне оправданной является образовательная и просветительная деятельность. Однако работа с тем, кому предназначены музейные ценности испытала существенные трансформации в постсоветский период. Если музейная деятельность ранее определялась той ролью, которую музей вносит в социализацию и воспитание общества, в следование идеологическим и образовательным целям государственной политики, то в современном российском обществе сформировалась значительная прослойка так называемых дистанцированных зрителей.
С точки зрения рыночных отношений повышение уровня организации музейного дела, которое призвано внести свою лепту в решении задач гармоничного развития личности и общества, невозможно без совершенствования приемов и методов музейного менеджмента, создания эффективных организационных структур, повышения профессионализма рядовых сотрудников и менеджеров, занятых в данной сфере.
Социокультурное пространство современного города - это динамично меняющаяся среда, которая, помимо прочего, запускает тенденции, связанные с переоценкой моральных ценностей и необходимость поиска новых идей, обновления форм передачи культурного капитала между поколениями. Эта ситуация подводит нас к проблеме изменения механизма функционирования культуры в современных условиях[19].