Файл: А. С. Пушкин Опрятней модного паркета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока по литературному чтению

УМК «Школа России» (3 класс, Ч. 1)

Тема: А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»

Класс: 3

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «Опрятней модного паркета», воспитывать квалифицированного читателя.

Задачи:

1. Образовательные:

  • формировать навык чтения;

  • формировать навык осознанной работы с текстом;

  • формировать умение чувствовать и понимать настроение лирического стихотворения;

  • формировать навык анализировать прочитанное.

2. Развивающие:

  • учить работать с информацией;

  • учить анализировать, обобщать и моделировать;

  • учить вести диалог;

  • учить формулировать и высказывать свои мысли;

  • учить воссоздавать словесные картины.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению и книгам.


Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте успехов сегодня на уроке.

Присаживайтесь.

II. Проверка домашнего задания

Осуществляется по ранее пройденному материалу.

III. Подготовка к чтению произведения

- Отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица.

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом.

Всё покрылось серебром. (Зима)

- Молодцы, ребята. Какие слова помогли вам догадаться, что речь идет именно об этом времени года?

- А теперь мы с вами попробуем прочувствовать настроение зимней поры. И помогут нам в этом прекрасные произведения поэтов и художников.

- Давайте познакомимся с картиной русского художника Бориса Кустодиева. Внимательно рассмотрите ее. (показ картины Б. Кустодиев «Зима» 1916)

- Понравилась вам эта картина? Что именно вам в ней нравится?

- А какая зима здесь запечатлена?

- Какие краски используют художник?

- А какое настроение у этой картины? Почему вы так считаете?

- Любите ли вы зиму? Что вам особенно нравится?

- Какие вы любите зимние забавы? (Лепить снеговика, играть в снежки,
кататься на санках, коньках, лыжах.)

- А сейчас я вам предлагаю послушать композицию Г.Свиридова «Зимний вальс».

- Опишите картины, которые вам представились. Может кому-то представились какие-то зимние забавы?

- Как вы думаете, а сто лет тому назад дети зимой играли в такие же игры или другие? (Ответы детей.)

– Будем проверять!

– Сегодня у нас необычная встреча с творчеством А. Пушкина. Его сказки, стихи – это готовые сценарии для кино и мультфильмов. Вы можете возразить, что Пушкин жил в XIX веке, когда не было даже электричества. Какое же поэт имеет к этому отношение?

Представьте себе, в ХХ веке, спустя много лет после смерти А. Пушкина, режиссеры обнаружили, что его произведения – идеальные сценарии кинокартин. Давайте сегодня в этом убедимся.

- Какие особенности стихотворений А.С.Пушкина о природе? (передаёт красоту родной природы, свои чувства и настроения; очень легко учатся). 

- Сегодня мы продолжим изучать произведения великого русского поэта.

- Откройте учебник на с.87. А почему нет названия стихотворения? (это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).

- А из какого произведения этот отрывок?

- Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет. Огромный труд вложил Пушкин в его создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.

- Давайте же определим название этого отрывка по первой строчке. «Опрятней модного паркета».

- А теперь зная название стихотворения и имя автора предположите о чём будет данное произведение? Также обратите внимание на иллюстрацию, которая расположена рядом со стихотворением.

- Давайте прочитаем данное стихотворение и проверим, верны ли наши с вами предположения.

IV. Первое чтение

- Сейчас я выразительно прочитаю стихотворение «Опрятней модного паркета». Ваша задача – не отвлекаться и понять, какое настроение хотел передать автор. Представляйте себе те картины, которые услышите. А теперь слушайте.



V. Проверка первичных впечатлений

- Вот мы и познакомились со стихотворением А.С. Пушкина «Опрятней модного паркета». Подтвердилось ли наше предположение?

- Подумайте и скажите, понравилось ли вам это стихотворение?

- А как вы думаете, какое настроение хотел передать автор в своем произведении? Получилось ли это у него?

- Какую картину вы представляли, слушая это стихотворение? (Речка замерзла, мальчики катаются на коньках, гусь упал на скользком льду, идет снег.)

- Если бы вам нужно было бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы использовали бы?

- Если бы вам надо было бы написать музыку к этому стихотворению, то какую музыку выбрали бы?

- А подходит ли сюда композиция, которую мы слушали вначале урока?

VI. Повторное чтение

- Теперь, прежде чем вы самостоятельно прочитаете это произведение, поработаем со сложными словами из текста.

Модный - соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.

Паркет - вид деревянного напольного покрытия.

А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.

Блистает – блестит, ярко светится, сверкает.

Звучно – звучный, издаёт громкие, чистые звуки.

По лону вод – по открытой воде.

Брег – берег.

- Теперь самостоятельно про себя прочитайте это стихотворение.

VII. Анализ содержания прочитанного

- Что хотел донести до нас А.С. Пушкин своим стихотворением? (Радость, что наступила зима. • Восхищение красотой природы.)

– Каким вы представляете себе поэта? (Он со стороны наблюдал картину, у него было светлое настроение, добрая, мягкая улыбка озаряла его лицо, он радовался чистоте и звучности зимнего пейзажа.)
- Прочитайте первые 2 строчки. Чей образ вырисовывается в этих первых двух строчках? (Образ речки.)

- С чем поэт сравнивает гладь реки? (С модным паркетом.)

- Что значит «опрятный паркет»?(Опрятный – аккуратный, чистый, до блеска начищенный морозом.)

- «Чистота» ледяной реки, созданная природой, оказалась естественней и лучше рукотворной. Модный паркет проигрывает рядом с творением природы
, и чтобы это подчеркнуть, Пушкин подбирает очень точный глагол. Найдите его (блистает).

- Что знает «блистать»? (переливаться необыкновенным светом; пример: блистать в нарядном платье, блистать умом).

• Как вы думаете, отличаются ли слова «блистает» и «блестит» по смыслу? (Блистает — значит, выделяется своим особенным качеством, она до блеска начищена морозом.)

• О ком или о чем можно сказать: блистает? (Человек блистает умом, остроумием; дамы блистают своими нарядами.)

• Какой прием автор использовал, чтобы подчеркнуть особенности речки? (Сравнение: речка, как паркет.)

• Почему поэт сравнивает поверхность речки именно с модным паркетом? (Модным дорогим паркетом устилали пол в бальных залах, где проходили праздники; он складывается в рисунок.)

-А откуда рисунки на льду?

- Прочитайте следующую картину. Может, она подскажет, откуда рисунки на льду? (Это узоры от коньков.)

- Почему поэт называет мальчишек «радостный народ»? Какой образ создается? ((Мальчишки рады снегу и морозу.)Оживленные голоса, ощущение движения.)

- Они не просто рады, а уже побежали опробовать лёд, и картина зимнего дня наполнилась звуками. Кто услышал их? (Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд).

- Проведем эксперимент. Заменим слово «звучно» на слово «громко». Прочитайте, что получилось. Осталась ли та же наполненность звуками? Какой прием использовал здесь автор? (Звукопись.)

- Какие слова передают ощущение звуков? (Звучно, режет.)

- Какой вывод мы можем сделать? (В стихотворении каждое слово важно, его нельзя заменить другим, иначе меняется полнота ощущений.)

- О чём мог думать лирический герой, глядя на мальчишек? Как вы думаете, был ли А.С. Пушкин счастлив в этот момент? (Он умеет радоваться за других людей. Счастливым его сделала любовь к людям, родине, к жизни.)

- Ай, да Александр Сергеевич! Всего четыре строчки, а мы уже почувствовали радость, восхищение, мы улыбнулись вместе с ним, и нахлынули добрые воспоминания. Как много поведал нам поэт! Какую фантазию разбудил!

  • А я нашла сценку, которая показалась мне смешной. А вы сумеете ее отыскать? Прочитайте ее внимательно.

  • Что вы поняли? (Гусь обманулся, подумав, что это вода.)

  • Какое настроение добавляет к общему ощущению эта кар­тина? (Комическое.)

  • На чем держится этот комический эффект? (Гусь тяжелый и поэтому кажется, что он ступает по льду особенно важно; и отсюда комический эффект его падения.)

  • Какие слова помогают представить самого гуся и то, что с ним случилось?

  • Прочитайте последние 2 строчки. Что вы поняли? Почему снег мелькает? (Пер­вый снег сухой и легкий, поэтому каждая снежинка, как звез­дочка.)

  • Можно ли эту картину назвать праздничной? Как поэт со­здает ощущение праздника? (Чистота белого снега, радост­ное настроение мальчишек, звуки, которые издают их коньки, комическая ситуация с гусем — все это создает праздничный настрой.)

  • Ребята, как вы считаете, какой человек может оценить красоту снега, зимней природы? (наблюдательный, искренний, любящий свой край, русскую зиму). Пушкин – русский человек, и зима для него привычна и желанна. И хочется даже воскликнуть вместе с ним: «Ах, как красиво! Как хорошо!».



VIII. Творческое воссоздание прочитанного

  • Перечитайте стихотворение и найдите рифмы. (Паркета — одета; народ — лед; тяжелый — вод: лед — веселый; снег — берег.)

  • Как вы думаете, есть ли здесь нарушение порядка рифмую­щихся строчек?

  • Почему именно в третьей картине нарушен общий строй стиха? (Гусь здесь — случайный персонаж, этим нарушается общая картина зимы, поэтому автор поменял рифмы.)

  • Прочитайте стихотворение, останавливаясь в конце каждой стоки.

  • А теперь прочитайте, делая паузы там, где стоят знаки пре­пинания.

  • В чем разница? (В восьмой строчке слово «веселый» относит­ся к гусю, а во втором варианте слово «веселый» относится к снегу.)

  • Какой вариант лучше выражает смысл стихотворения?

  • Расставьте паузы. Помните, что запятая — короткая пауза; точка и точка с запятой — длинная пауза.

- Теперь прочитайте стихотворение до конца так, как мы научились.

- Помните, ребята, что когда вы читаете про себя, то вы читаете для себя. А когда вы читаете вслух, то вы читаете для окружающих.

- Каким должно быть ваше чтение? (Выразительным) Постарайтесь силой своего голоса передать настроение и чувства поэта.

- Кто желает выразительно прочитать нам это стихотворение у доски?

IХ. Итог урока, рефлексия

- Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока.

- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

- Кто является его автором?

- Что вы узнали о поэте?

- О чем идет речь в этом стихотворении? Какое у него настроение?

- Что же нам хотел сказать автор?

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. А теперь самостоятельно оцените свою деятельность на уроке с помощью дерева желаний:

  • листочек – на уроке мне было трудно;

  • цветочек– немного затруднялся на уроке, но все понятно;

  • яблочко – на уроке было легко, я все понял и могу помочь другим.

Х. Домашнее задание

С. 87, выучить наизусть.

По желанию: нарисовать иллюстрацию