ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока по литературному чтению
УМК «Школа России» (3 класс, Ч. 1)
Тема: А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»
Класс: 3
Предмет: Литературное чтение
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «Опрятней модного паркета», воспитывать квалифицированного читателя.
Задачи:
1. Образовательные:
-
формировать навык чтения; -
формировать навык осознанной работы с текстом; -
формировать умение чувствовать и понимать настроение лирического стихотворения; -
формировать навык анализировать прочитанное.
2. Развивающие:
-
учить работать с информацией; -
учить анализировать, обобщать и моделировать; -
учить вести диалог; -
учить формулировать и высказывать свои мысли; -
учить воссоздавать словесные картины.
3. Воспитательные:
-
воспитывать интерес к чтению и книгам.
Ход урока:
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте успехов сегодня на уроке.
Присаживайтесь.
II. Проверка домашнего задания
Осуществляется по ранее пройденному материалу.
III. Подготовка к чтению произведения
- Отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица.
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом.
Всё покрылось серебром. (Зима)
- Молодцы, ребята. Какие слова помогли вам догадаться, что речь идет именно об этом времени года?
- А теперь мы с вами попробуем прочувствовать настроение зимней поры. И помогут нам в этом прекрасные произведения поэтов и художников.
- Давайте познакомимся с картиной русского художника Бориса Кустодиева. Внимательно рассмотрите ее. (показ картины Б. Кустодиев «Зима» 1916)
- Понравилась вам эта картина? Что именно вам в ней нравится?
- А какая зима здесь запечатлена?
- Какие краски используют художник?
- А какое настроение у этой картины? Почему вы так считаете?
- Любите ли вы зиму? Что вам особенно нравится?
- Какие вы любите зимние забавы? (Лепить снеговика, играть в снежки,
кататься на санках, коньках, лыжах.)
- А сейчас я вам предлагаю послушать композицию Г.Свиридова «Зимний вальс».
- Опишите картины, которые вам представились. Может кому-то представились какие-то зимние забавы?
- Как вы думаете, а сто лет тому назад дети зимой играли в такие же игры или другие? (Ответы детей.)
– Будем проверять!
– Сегодня у нас необычная встреча с творчеством А. Пушкина. Его сказки, стихи – это готовые сценарии для кино и мультфильмов. Вы можете возразить, что Пушкин жил в XIX веке, когда не было даже электричества. Какое же поэт имеет к этому отношение?
Представьте себе, в ХХ веке, спустя много лет после смерти А. Пушкина, режиссеры обнаружили, что его произведения – идеальные сценарии кинокартин. Давайте сегодня в этом убедимся.
- Какие особенности стихотворений А.С.Пушкина о природе? (передаёт красоту родной природы, свои чувства и настроения; очень легко учатся).
- Сегодня мы продолжим изучать произведения великого русского поэта.
- Откройте учебник на с.87. А почему нет названия стихотворения? (это не самост. произв., а отрывок, поэтому он определяется по первым строчкам).
- А из какого произведения этот отрывок?
- Верно, его вы будете полностью изучать в старших классах. Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет. Огромный труд вложил Пушкин в его создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.
- Давайте же определим название этого отрывка по первой строчке. «Опрятней модного паркета».
- А теперь зная название стихотворения и имя автора предположите о чём будет данное произведение? Также обратите внимание на иллюстрацию, которая расположена рядом со стихотворением.
- Давайте прочитаем данное стихотворение и проверим, верны ли наши с вами предположения.
IV. Первое чтение
- Сейчас я выразительно прочитаю стихотворение «Опрятней модного паркета». Ваша задача – не отвлекаться и понять, какое настроение хотел передать автор. Представляйте себе те картины, которые услышите. А теперь слушайте.
V. Проверка первичных впечатлений
- Вот мы и познакомились со стихотворением А.С. Пушкина «Опрятней модного паркета». Подтвердилось ли наше предположение?
- Подумайте и скажите, понравилось ли вам это стихотворение?
- А как вы думаете, какое настроение хотел передать автор в своем произведении? Получилось ли это у него?
- Какую картину вы представляли, слушая это стихотворение? (Речка замерзла, мальчики катаются на коньках, гусь упал на скользком льду, идет снег.)
- Если бы вам нужно было бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы использовали бы?
- Если бы вам надо было бы написать музыку к этому стихотворению, то какую музыку выбрали бы?
- А подходит ли сюда композиция, которую мы слушали вначале урока?
VI. Повторное чтение
- Теперь, прежде чем вы самостоятельно прочитаете это произведение, поработаем со сложными словами из текста.
Модный - соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.
Паркет - вид деревянного напольного покрытия.
А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.
Блистает – блестит, ярко светится, сверкает.
Звучно – звучный, издаёт громкие, чистые звуки.
По лону вод – по открытой воде.
Брег – берег.
- Теперь самостоятельно про себя прочитайте это стихотворение.
VII. Анализ содержания прочитанного
- Что хотел донести до нас А.С. Пушкин своим стихотворением? (Радость, что наступила зима. • Восхищение красотой природы.)
– Каким вы представляете себе поэта? (Он со стороны наблюдал картину, у него было светлое настроение, добрая, мягкая улыбка озаряла его лицо, он радовался чистоте и звучности зимнего пейзажа.)
- Прочитайте первые 2 строчки. Чей образ вырисовывается в этих первых двух строчках? (Образ речки.)
- С чем поэт сравнивает гладь реки? (С модным паркетом.)
- Что значит «опрятный паркет»?(Опрятный – аккуратный, чистый, до блеска начищенный морозом.)
- «Чистота» ледяной реки, созданная природой, оказалась естественней и лучше рукотворной. Модный паркет проигрывает рядом с творением природы
, и чтобы это подчеркнуть, Пушкин подбирает очень точный глагол. Найдите его (блистает).
- Что знает «блистать»? (переливаться необыкновенным светом; пример: блистать в нарядном платье, блистать умом).
• Как вы думаете, отличаются ли слова «блистает» и «блестит» по смыслу? (Блистает — значит, выделяется своим особенным качеством, она до блеска начищена морозом.)
• О ком или о чем можно сказать: блистает? (Человек блистает умом, остроумием; дамы блистают своими нарядами.)
• Какой прием автор использовал, чтобы подчеркнуть особенности речки? (Сравнение: речка, как паркет.)
• Почему поэт сравнивает поверхность речки именно с модным паркетом? (Модным дорогим паркетом устилали пол в бальных залах, где проходили праздники; он складывается в рисунок.)
-А откуда рисунки на льду?
- Прочитайте следующую картину. Может, она подскажет, откуда рисунки на льду? (Это узоры от коньков.)
- Почему поэт называет мальчишек «радостный народ»? Какой образ создается? ((Мальчишки рады снегу и морозу.)Оживленные голоса, ощущение движения.)
- Они не просто рады, а уже побежали опробовать лёд, и картина зимнего дня наполнилась звуками. Кто услышал их? (Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд).
- Проведем эксперимент. Заменим слово «звучно» на слово «громко». Прочитайте, что получилось. Осталась ли та же наполненность звуками? Какой прием использовал здесь автор? (Звукопись.)
- Какие слова передают ощущение звуков? (Звучно, режет.)
- Какой вывод мы можем сделать? (В стихотворении каждое слово важно, его нельзя заменить другим, иначе меняется полнота ощущений.)
- О чём мог думать лирический герой, глядя на мальчишек? Как вы думаете, был ли А.С. Пушкин счастлив в этот момент? (Он умеет радоваться за других людей. Счастливым его сделала любовь к людям, родине, к жизни.)
- Ай, да Александр Сергеевич! Всего четыре строчки, а мы уже почувствовали радость, восхищение, мы улыбнулись вместе с ним, и нахлынули добрые воспоминания. Как много поведал нам поэт! Какую фантазию разбудил!
-
А я нашла сценку, которая показалась мне смешной. А вы сумеете ее отыскать? Прочитайте ее внимательно. -
Что вы поняли? (Гусь обманулся, подумав, что это вода.) -
Какое настроение добавляет к общему ощущению эта картина? (Комическое.) -
На чем держится этот комический эффект? (Гусь тяжелый и поэтому кажется, что он ступает по льду особенно важно; и отсюда комический эффект его падения.) -
Какие слова помогают представить самого гуся и то, что с ним случилось? -
Прочитайте последние 2 строчки. Что вы поняли? Почему снег мелькает? (Первый снег сухой и легкий, поэтому каждая снежинка, как звездочка.) -
Можно ли эту картину назвать праздничной? Как поэт создает ощущение праздника? (Чистота белого снега, радостное настроение мальчишек, звуки, которые издают их коньки, комическая ситуация с гусем — все это создает праздничный настрой.) -
Ребята, как вы считаете, какой человек может оценить красоту снега, зимней природы? (наблюдательный, искренний, любящий свой край, русскую зиму). Пушкин – русский человек, и зима для него привычна и желанна. И хочется даже воскликнуть вместе с ним: «Ах, как красиво! Как хорошо!».
VIII. Творческое воссоздание прочитанного
-
Перечитайте стихотворение и найдите рифмы. (Паркета — одета; народ — лед; тяжелый — вод: лед — веселый; снег — берег.) -
Как вы думаете, есть ли здесь нарушение порядка рифмующихся строчек? -
Почему именно в третьей картине нарушен общий строй стиха? (Гусь здесь — случайный персонаж, этим нарушается общая картина зимы, поэтому автор поменял рифмы.) -
Прочитайте стихотворение, останавливаясь в конце каждой стоки. -
А теперь прочитайте, делая паузы там, где стоят знаки препинания. -
В чем разница? (В восьмой строчке слово «веселый» относится к гусю, а во втором варианте слово «веселый» относится к снегу.) -
Какой вариант лучше выражает смысл стихотворения? -
Расставьте паузы. Помните, что запятая — короткая пауза; точка и точка с запятой — длинная пауза.
- Теперь прочитайте стихотворение до конца так, как мы научились.
- Помните, ребята, что когда вы читаете про себя, то вы читаете для себя. А когда вы читаете вслух, то вы читаете для окружающих.
- Каким должно быть ваше чтение? (Выразительным) Постарайтесь силой своего голоса передать настроение и чувства поэта.
- Кто желает выразительно прочитать нам это стихотворение у доски?
IХ. Итог урока, рефлексия
- Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока.
- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?
- Кто является его автором?
- Что вы узнали о поэте?
- О чем идет речь в этом стихотворении? Какое у него настроение?
- Что же нам хотел сказать автор?
- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. А теперь самостоятельно оцените свою деятельность на уроке с помощью дерева желаний:
-
листочек – на уроке мне было трудно; -
цветочек– немного затруднялся на уроке, но все понятно; -
яблочко – на уроке было легко, я все понял и могу помочь другим.
Х. Домашнее задание
С. 87, выучить наизусть.
По желанию: нарисовать иллюстрацию