Файл: Тема Физиологические основы здоровья и работоспособности Концепции современного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 8. Физиологические основы здоровья и
работоспособности
Концепции
современного
естествознания
Цели изучения темы:
- ознакомление с физиологическими основами здоровья и работоспособности;
- ознакомление с факторами, влияющими на работоспособность человека.
Задачи изучения темы:

изучение физиологических факторов основ здоровья;

изучение вопросов работоспособности человека;

изучение и анализ фзиологии человека.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:

основные факторы основ здоровья человека;

основные характеристики параметров работоспособности человека;

связь физиологических основ здоровья на работоспособность человека.
Уметь:

выделять факторы здоровья человека;

анализировать характеристики работоспособности человека;

выделять ключевые особенности физиологических основ здоровья на работоспособность человека.
Владеть:

средствами выделения факторов здоровья человека;

методами анализа характеристик работоспособности человека;

методиками выделения ключевых особенностей физиологических основ здоровья на работоспособность человека.
Учебные вопросы темы:
1. Физиология как наука.
2. Биологические ритмы.
3. Виды эмоций, их влияние на физиологические функции человека.
4. Стадии творческого процесса.

5. Взаимосвязь между здоровьем, эмоциями и творческими способностям.
Вопрос 1. Физиология как наука
В переводе с греческого физиология – это учение о природе. Но сегодня её понимают по-другому.
Физиология человека – это раздел биологии, изучающий процессы жизнедеятельности живых организмов, которые населяют планету, их физиологические системы, органы, ткани, клетки, субклеточные структуры и взаимосвязь с внешними факторами.
Физиология как наука появилась относительно давно. Тем, как функционируют живые системы, первым заинтересовался Гиппократ. Сегодня механизмы и особенности организма изучаются учеными с помощью различных методов.
Главной целью исследований в области физиологии является определение механизма существования живого и его саморегуляция.
Говоря о предмете, объекте и задачах физиологии – науке о человеке – подразумеваем теоретические основы науки.
Объектом изучения физиологии выступают живые организмы.
Предметом изучения выступают структурные компоненты организма.
Задачи, которые помогают понять, что изучает наука физиология:

исследование особенностей работы и функций клеток, органов, тканей, систем органов и организма в целом.

определение и изучение реакций, которые возникают у организма в результате влияния факторов внутренней и окружающей среды.
Есть как минимум шесть методов, с помощью которых физиология
изучает живые организмы:
1. Экстирпация – из живого организма удаляют орган, а затем наблюдают за реакцией организма на это удаление.
2. Фистульный метод – исследование секреторной функции организма; в полость органов вводятся специальные пластмассовые или металлические трубки, а затем определяют изменения, касающиеся химической природы веществ.
3. Метод катетеризации – органы и сосуды через тонкие трубочки вводят специальные лекарства. Эти лекарства становятся причиной изменений функционирования систем организма. Благодаря этому методу изучают, как работает сердце, отдельные железы внешней и внутренней секреции, кровеносные сосуды.
4. Денервация – с его помощью изучают, как связаны нервы с рабочими органами: с этой целью используются определенные раздражители.
5. Метод регистрации. Структура и функции внутренних органов ученые изучают при помощи компьютерной томографии, ультразвуковых волн и ядерно- магнитного резонанса. Механическая активность органов регистрируется при помощи механическо-электрических преобразователей. Полученные в результате данные об органах поступают на пишущие электрические устройства и регистрируются в памяти компьютера, фотопленки или на бумажном носителе.
После этого их анализируют специалисты.
6. Эксперимент.
Является основным методом, используемым в физиологии. Он основан на нескольких опытах.
Опыты эксперимента:

острый опыт или живосечение – этот вид опыта проводят на животных, ходе него хирургическое вмешательство осуществляется под наркозом – оно дает

возможность исследовать функции конкретного открытого или закрытого органа; такой опыт может длиться несколько минут или несколько часов;

хронический опыт – включает два этапа, на первом, подготовительном этапе, осуществляется оперативное вмешательство; второй – исследовательский: наблюдение за раной после заживления, опыт может продолжаться до нескольких лет;

подострый опыт – среди ученых он не пользуется большой популярностью, длится от недели до нескольких месяцев;

электрокардиография (ЭКГ) и электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – это неинвазивные варианты опыта, проводимые непосредственно на самом человеке, никак не влияют на человеческое здоровье;

клинические эксперименты – с помощью наблюдения изучают функции органов в случае их поражения и патологии в местах регуляции.
Физиология, как часть биологии, состоит из следующих разделов:

общая физиология – занимается изучением закономерностей структур и функций организма;

частная физиология – занимается изучением функций и работы клеток, органов и физиологических систем. Частная физиология включает подразделы: физиологию мышечной ткани, сердца, опорно-двигательного аппарата;

эволюционная физиология – изучение эволюционных процессов, затрагивающих изменения структуры организма;

сравнительная физиология – изучаются возрастные и патологические особенности организма. В нее входят возрастная физиология, клиническая физиология, авиационная и космическая физиология, физиология труда и спорта;

физиология центральной нервной системы;

физиология высшей нервной системы.
Вопрос 2. Биологические ритмы
Биологические ритмы – циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов, их количественные и качественные изменения, происходящие на всех уровнях жизни.
Биологические ритмы по частоте повторения цикла делятся на три
группы:

ритмы высокой частоты с периодом, не превышающим получасовой интервал (ритмы сокращения мышц, дыхания, биохимических реакций);

ритмы средней частоты с периодом от получаса до суток (смена сна и бодрствования, активности и покоя, колебания артериального давления и температуры тела);

ритмы низкой частоты (изменение метаболизма живых организмов в течение года) связаны с сезонными явлениями: изменением температурного, светового и режима влажности.
По факторам биологические ритмы подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние биоритмы связанные с расположением Земли в космическом пространстве. Они имеют разную периодичность – от доли секунды до определенного количества лет.
Солнечно-суточный.
Суточные вращения Земли вокруг своей оси и изменение дважды в сутки освещенности, вызывает колебания температуры, влажности и других абиотических факторов. Суточный цикл присущ большинству физиологических

процессов (размножение одноклеточных, колебания температуры тела, интенсивность метаболизма). У растений солнечный свет определяет периодичность процессов фотосинтеза, испарения воды растениями, время раскрытия и закрытия цветков. У животных биологические ритмы выражены преимущественно в чередовании периода активности и покоя. В зависимости от типа суточной активности животных делят на дневных (большинство) и ночных
(совы, ежи, летучие мыши, большинство грызунов). Неактивные днем и активные ночью – большинство животных пустынь.
При постоянных условиях солнечно-суточный ритм превращается в
циркадный ритм. Такой ритм образуется у организмов, выращенных в неизменных условиях после кратковременного изменения условий. Это доказывает врожденную склонность организмов к такому ритму. Например, циркадный ритм возникает у дрозофил (Drosophila), выращенных в темноте, после одной вспышки света в течение 0,5 мс.
У животных найдены нейрогуморальные центры, координирующие суточную ритмику физиологических процессов. Выделяют монофазный и
полифазный суточные ритмы. В процессе индивидуального развития многих животных и человека происходит переход от многофазного к однофазному ритму.
Например, у новорожденных характерно довольно частое чередование сна и активности в течение суток. Важнейший для человека именно суточный ритм – чередование сна и бодрствования. Суточные биоритмы контролируются
«биологическими часами» – приспособительным механизмом, обеспечивающим способность живых организмов ориентироваться во времени. Изучение биоритмов дает возможность человеку организовывать благоприятный режим труда и отдыха.
Лунно-суточный
Изменение в течение лунных суток (24 часа 50 минут) двух приливов и отливов. Важный цикл для жителей литорали. Во время отливов жители литорали закрывают свои раковины, прячутся в почву, меняют цвет тела, планктон совершает вертикальные движения в толще воды. Приточный ритм прослеживается в тесной связи с солнечно-суточным. Вместе с звездно-суточным
(23 часов 54 минуты), имеет большое влияние на навигацию животных (птиц, насекомых).
Лунно-месячный
Циклическая смена интенсивности притяжения Луны в течение 29 суток
9:00, что хорошо прослеживается на побережьях в зоне литорали. В определенные фазы Луны размножаются тихоокеанские многощетинковые черви пололи (Eunice viridis). Во время высоких приливов рыбы атерины-грунион (Leuresthes tenuis) откладывают и закапывают в песок икру на побережье Калифорнии (США), мальки с которой выходят в следующий высокого прилива. С этим циклом достаточно тесно связаны циклы онтогенеза водных насекомых, водорослей.
Менструальный цикл женщин коррелирует с лунно-месячным циклом. Это было замечено еще в древности, поэтому образ ночного светила приобрел сакральное значение в культурах большинства народов мира.
Годовой
Цикл колебания численности и активности животных и растений в течение года. В основном регулируется изменениями длины светового дня, температуры и влажности воздуха. Сезонные вращения Земли вокруг Солнца, что приводит годовые циклы изменения климатических условий, в первую очередь температуры.
Осенью у растений формируются зимующие почки, деревенеют побеги на деревьях и кустарниках, происходит отток питательных веществ из листьев в другие органы, листья затем опадают; уменьшается количество насекомых; перелетные птицы улетают в теплые края. Зимой наступает зимний покой у растений; у холоднокровных животных зимуют взрослые организмы (комары,

мухи, некоторые жуки), куколки (Капустница), яйца (непарный шелкопряд). У холоднокровных животных снижается содержание воды в организме, обмен веществ и использования кислорода, большое содержание питательных веществ в тканях (жиров и углеводов), повышается концентрация глицерина в тканях растений, который предотвращал замерзания клеточного сока. В теплокровных животных осенняя линька птиц и млекопитающих улучшает теплоизоляцию; перелетные и кочуя птицы мигрируют; летучие мыши и некоторые грызуны впадают в спячку или в зимний сон (медведи и барсуки).
Многолетние
Многолетние ритмы связаны с циклическими колебаниями планетарных факторов – непериодические изменения солнечной активности в течение нескольких лет. Выражаются в интенсивности размножения и колебания численности отдельных видов – массовые размножения перелетной саранчи, бабочек, мышевидных грызунов.
Внутренние биоритмы (ритм дыхания, сердцебиения, пищеварения, выделения) относительно самостоятельные биологические циклы живых организмов.
Существует две точки зрения на причины биологических ритмов:
1. Наличие «биологических часов» – пособность организмов реагировать на течение времени в результате периодических биохимических и других процессов, происходящих в каждой клетке организма. Внешние факторы служат спусковым крючком для внутреннего механизма, они способны влиять на время начала фазы определенного ритма. При постоянных условиях внешней среды ритмичность полностью спонтанная. Примером может служить несовпадение циркадианного ритма и колебаний внешних геофизических факторов.
2. Циклические
изменения напряженности внешних геофизических
факторов (геомагнитное поле, температурные колебания, суточное вращение
Земли, приливно-отливные движения Луны). Живой организм только воспринимает циклы внешней среды. Изменения освещения, температуры, влажности могут корректировать биологические часы. При постоянных неестественных условиях может возникнуть регулярное сдвиги биологических ритмов.
В 1960-е годы Мишель Сифр, французский спелеолог и «спелеонавт» проводил серию исследований биоритмов, находясь в глубокой пещере в одиночестве и без возможности определения времени и даты. В результате его исследований было открыто, что человеческий организм самостоятельно способен поддерживать близкий к 24 часам биологический цикл. Также был открыт двухсуточный цикл, когда в течение 22 суток средняя продолжительность физиологической суток Сифра составила около 48 часов.
Согласно теории «трех главных человеческих биоритмов», каждый человек сочетает в себе набор различных биоритмов: физический, эмоциональный и интеллектуальный. Все биоритмы стартуют одновременно в момент рождения и сразу же начинают расти, потом уменьшаются, затем вновь растут, периодически возвращаясь к исходному значению. Все изменения происходят для всех биоритмов периодически, но не синхронно. Обычно, полный цикл физического биоритма повторяется каждые 23 дня, эмоционального – через 28 дней, а интеллектуальный биоритм имеет период в 33 дня.
Академические исследования отрицают теорию «трех биоритмов».
Многочисленные экспериментальные проверки 1970-80-х годов полностью опровергли «теорию» как неспособную. В наше время эта теория научным обществом не признается и рассматривается как псевдонаука.


Сторонниками теории биоритмы рассматриваются как фундаментальное свойство органического мира, обеспечивающее способность организмов к адаптации и выживанию в циклически меняющихся условиях внешней среды. В организме человека отчетливо выделяются колебания, имеющие периоды на уровне или близкие по продолжительности суткам, недели, месяцу, сезону или году.
Вопрос 3. Виды эмоций, их влияние на физиологические функции
человека
Эмоции и чувства – процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.
Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком:

веселье – грусть;

радость – печаль;

счастье – горе.
В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).
Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки.
Различают эмоции:

стенические – характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

астенические – сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).
Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их
интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску.
Индикаторами эмоционального состояния могут служить
психофизиологические изменения:

сдвиги частоты пульса;

дыхания;

температуры тела;

кожно-гальваническая реакция.
Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон.
Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций – неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное – неприятное), в мышлении – как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес).
Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.