Файл: Тема Физиологические основы здоровья и работоспособности Концепции современного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14. Юмор в отношении к жизни в целом и к себе самому, но не к чьим-либо невзгодам или чьей-либо ущербности.
15. Неизменность поведения в угоду окружению.
Такие люди в большей степени, чем остальные, склонны считать себя представителями человечества в целом, чем представителями только своей страны.
Сознание – объект внимания многих наук, как естественных, так и гуманитарных. Органом сознания является мозг и интерес к нему очень велик.
Вопросы сознания неразрывно связаны с проблемой существования мира и проблемами познания человеком самого себя.
Традиционно сознание определяется как высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, сущность которой состоит:

в отражении объективных свойств предметов внешнего мира;

в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов;

в правильном регулировании и саморегулировании взаимоотношений человека с общественной и природной действительностью.
Сознание – это совместное знание, общее, то, что может быть передано другим людям. Язык служит нормой выражения мысли и средством общения людей. Мысль никогда не равна прямому значению слова, но она и невозможна без слов.
Высшая нервная деятельность включает в себя три уровня:

сознание;

подсознание;

творческую интуицию.
Подсознание – это «автопилот», который помогает «летчикам» управлять
«самолетом», когда он выведен на правильный курс и поднят в воздух. Оно включает в себя психические процессы, которые возникли под влиянием сложных поведенческих программ, доведены до автоматизма и стали навыками.
Сверхсознание, или творческая интуиция, понимается как первоначальный этап творчества, который не контролируется ни сознанием, ни волей. Эта деятельность обеспечивает личности выдвижение, обоснование гипотез, поисков.
Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в результате совместного действия множества клеток головного мозга, который является организмом сознания.
Основные действующие элементы нервной системы – нервные клетки, нейроны. Головной мозг человека состоит из 40-50 млрд нейронов, каждый из которых имеет до 10 тыс. соединений со своими соседями. Эти соединения осуществляют передачу и переработку информации.
Поверхность головного мозга – серое вещество – кора головного мозга, состоит из тел нервных клеток и имеет глубину 2-6 мм. Головной мозг человека имеет мозговые извилины, благодаря которым поверхность мозга оказывается примерно в три раза больше, чем поверхность мозга без извилин.
Мозг человека имеет три функциональных блока:

блок, обеспечивающий тонус – нормальную жизнедеятельность;

блок, обеспечивающий прием, переработку и хранение информации, являющийся главным аппаратом познавательных процессов;

блок, программирующий поведение человека, его регуляцию и контроль за всеми поступками и действиями.
Эти три блока работают в неразрывном единстве.


В задачи мозга входит обеспечение сложных процессов, регулирующих взаимодействие человека с окружающей средой:
1. Гомеостаз – поддержание необходимого для жизнедеятельности человека внутреннего состояния организма: дыхания, кровообращения, терморегуляции, пищеварения, сна, бодрствования.
2. Эмоции – через которые проявляются тревога, боль, стресс, болезни, удовольствие, радость – все положительные и отрицательные реакции человека.
3. Обучение памяти, связанное с реакцией запечатления (отражения), которые формируют внимание человека, его волю, оказывают воздействие на его интересы и потребности.
Все названные составляющие сознания характеризуют интеллект личности.
Интеллект – в переводе с латинского (intellectus) означает познание, понимание, рассудок. Это способность мыслить и рационально познавать действительность.
Интеллект зависит от:

генетических особенностей;

избранной человеком направленности в своей жизнедеятельности.
Интеллект развивается в процессе самоэксплуатации – чем больше человек использует разум и мышление, тем больше его развивает.
Появление на Земле интеллекта столь же естественный и закономерный этап ее развития, как и возникновение жизни на ней. Животные ведут себя разумно, как свидетельствуют данные этологии. Однако человеческий интеллект качественно отличается от «разума» животных, так как человек способен мыслить абстрактно, образовывать общие понятия, отрываться в мышлении от реальности. Но главное состоит в его способности к рефлексии, умении видеть себя со стороны, а, следовательно, изучать не только окружающий мир, но и самого себя. Интеллект принято противопоставлять таким свойствам человека, как воля, чувства, интуиция.
Мышление человека, обладающего интеллектом, – это высшая форма мышления, это отражение и анализ реальной действительности. Это уже не только физиологический, но и социально-исторический феномен.
Становление интеллекта можно рассмотреть с позиций теории самоорганизации. Обратные связи типа рефлексов обеспечивают простейшие функциональные зависимости между «входом» и «выходом» системы, между стимулом и реакцией организма, причиной и эффектом, который она порождает.
Интеллект позволяет приобрести необходимые знания, с чьей помощью можно предсказывать развитие событий, в зависимости от действий, предпринятых человеком.
Путь совершенствования системы управления живого существа пролегал, по-видимому, параллельно развитию структуры обратных связей и их постепенному совершенствованию, превращению обычных рефлексов в гораздо более сложный нерефлекторный тип.
Иными словами, совершенствовались не только рецепторы, но и способы анализа и оценки полученной информации. Это дает возможность получать представления об изменениях в обстановке, которые могут произойти в зависимости от того, как живое существо будет реагировать на информацию, поступающую из внешнего мира.
Такием образом, под интеллектом понимается способность мышления предвидеть события, результаты собственных действий, анализировать и оценивать свое состояние и окружающую среду, а также принимать решения, сообразуясь со всеми представлениями об окружающем мире. Это и означает
действовать сознательно.


Нейрофизиологи экспериментально доказали, что у человека ежесуточно отмирает примерно 100 тыс. нейронов, которые не используются в осуществлении тех или иных физических процессов. Процесс отмирания не оказывает никакого воздействия на общее состояние сознания. По мнению ученых, человек имеет доступ лишь к 4 % своих нейронов. Остальные клетки, не использованные для мышления или хранения информации, обеспечивают надежность работы мозга, многократно дублируя наиболее значимые для человека и его жизнедеятельности реакции его взаимодействия с окружающим миром.
Мозг хранит много информации. Но доступ к ней – очень непростое дело. В мозгу постоянно осуществляются процессы отбора необходимой и значимой информации. Эмоции и чувства способствуют или препятствуют запоминанию.
Это происходит потому, что мозг мыслит не сам по себе, а мыслит человек при помощи мозга.
Исследуя мозг, ученые обнаружили, что у подавляющего большинства людей левое полушарие отвечает за язык, речь и контролирует их. Правое же полушарие ответственно за образное мышление, восприятие пространственных отношений. При этом у каждого человека доминирует либо одно, либо другое полушарие. Именно поэтому одни склонны к точным наукам – абстрактному мышлению, а другие – к образному мышлению (к гуманитарные науки, искусство).
Большинство людей с развитым правым полушарием мозга проявляют художественные наклонности, обладают талантами в спорте.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое эмоция? Какие типы эмоций можно выделить?
2. Как эмоции влияют на работоспособность человека?
3. Как биологические ритмы влияют на здоровье человека?
4. Дайте определение понятия интеллект.
5. Из каих трех функциональных блоков состоит мозг человка?