Файл: Тема Физиологические основы здоровья и работоспособности Концепции современного.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чтобы понять роль эмоций психической организации человека нужно рассмотреть ее главные функции и связь с другими психическими процессами.
Функции эмоций:
Экспрессивная – лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга.
Отражательно-оценочная. Эмоция – есть деятельность, оценивающая поступающую в мозг информацию о внешнем и внутреннем мире, которую ощущение и восприятие кодируют в форме его субъективных образов. Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (его качества и величины) и вероятности (возможности) его удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического ранее приобретенного опыта.
Побуждающая – полное отстранение эмоций от функций побуждения в значительной мере обессмысливает производимую ими функцию оценки.
Следообразование – указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся или неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний. Но сам по себе след не имел бы смысла, если не было бы возможности использовать его в будущем, происходит фиксация следа в памяти.
Предвосхищающая эвристическая – подчеркивает значительную роль в актуализации закрепленного опыта, поскольку актуализация следов опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе.
Синтезирующая – воспринимается не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодия, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело, потому что эмоциональный тон ощущений, воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам.
Эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения разнообразных действующих раздражений.
Организующая (дезорганизационная). Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.
Компенсаторная (замещающая). Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов, дальнейшее извлечение этих сигналов из памяти. Примером компенсаторной функции может служить подражательное поведение характерное для эмоционально возбужденной популяции.
Переключающая. Эта функция обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности.
Оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на не осознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция.
Функция (аварийного) разрешения ситуаций – возникает в экстренной, критической ситуации, когда уровень адреналина в крови, повышается. Например, чувство страха.
Функция активации и мобилизации организма. Эмоции, которые обеспечиваются успехом какой-нибудь задачи, приводят организм в возбужденное состояние. Иногда слабая тревога играет роль мобилизирующего фактора, проявляясь беспокойством за исход дела, она усиливает чувства ответственности.
Взаимодействие всех функций необходимо, так как отсутствие какой-либо влияет на развитие личности. В комплексе они взаимосвязаны и отражают эмоции.
Эмоции выполняют функции обработки первичной информации о мире, в результате которой человек оказывается способным формировать свое мнение о нем: эмоциям принадлежит роль в определении ценности предметов и явлений.
В процессе развития психологической науки неоднократно предпринимались попытки классификации эмоций. Одна из первых попыток принадлежит Декарту, который выделял шесть чувств: радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть.
Декарт полагал, что эти чувства являются базовыми, их сочетание порождает все многообразие человеческих эмоций.
Американский исследователь Изард выделяет 10 базовых эмоций:
1. Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение – это чувство захваченности, любопытства.
2. Радость – положительная эмоция, связанная с возможностью удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
3. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.
4. Страдание (горе) – наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным.
Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Тяжелая форма страдания – горе, связанное с безвозвратной утратой.
5. Гнев – сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей.
6. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми
(физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
7. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с объектом чувств. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
8. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
9. Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Вина – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.
Попытки классифицировать эмоции, опираясь на конкретные основания, принадлежат другим исследователям.
Вильгельм Вундт выделил триаду направления чувств, разделяя:
удовольствие и неудовольствие;
напряжение и разрешение;
возбуждение и спокойствие.
В ней отражены знак эмоции, уровень ее стеничности и динамическая характеристика: от напряжения к разрядке. Исходя из этой триады можно охарактеризовать любую эмоцию.
Представляет интерес классификация эмоций, разработанная П. В.
Симоновым. В ней также учтены три основные переменные. Это, во-первых, величина потребности, во-вторых, информационная характеристика среды и, в- третьих, характер взаимодействия с объектом.
Существуют и другие подходы к классификации эмоций человека. Однако ни одна из классификаций не является окончательной, неизменной, завершенной.
Вопрос 4. Стадии творческого процесса
В современных теориях творческого процесса обычно выделяются
четыре стадии:
1. Подготовка. Исследование материала, работа сознания, поиск ответов, обдумывание задач и загрузка их в бессознательное.
2. Инкубация. Период недумания, расслабления, отвлечения, когда бессознательное само совершает работу по решению задач, введенных в него сознанием. Часто это происходит во сне или во время отдыха. Период инкубации может продолжаться от нескольких часов или дней до многих месяцев и лет.
3. Озарение. Неожиданная вспышка, когда бессознательное выдает сознанию итог своей «инкубационной» работы – решение исходной проблемы. Эта вспышка – «Эврика!» – часто происходит в случайное время и в случайном месте.
4. Проверка. Среди множества образов и идей, выданных бессознательным в момент озарения, производится уже сознательный отбор, подкрепленный профессиональными навыками, творческая идея подвергается дальнейшей переработке и оформлению, подкрепляется рациональными аргументами.
Из четырех стадий творческого процесса две – рутинные, рабочие: подготовительная и завершающая.
Внутри процесса следует выделить наиболее интенсивную его составляющую: творческий акт, охватывающий две средние стадии: погружение в
бессознательное (инкубация) и выход из него (озарение).
Между ними есть еще одна стадия – пауза, которая следует за инкубацией и предшествует озарению.
Инкубация – это длительная, неопределенная во времени бессознательная стадия, которая может продолжаться часы, недели или годы.
Озарение – мгновенная вспышка, происходящая уже в сознании и предоставляющая результат творческого акта. Это новая матрица со встроенной в нее креатемой. Однако прежде чем новое явит себя сознанию, происходит то, что остается ему недоступно, взрывная трансформация системы, некий «щелчок»,
переключение от «старого» к «новому». Этот момент, креация, не может быть частью длительного инкубационного бессознательного процесса – не может быть частью озарения, происходящего уже в сознании. Это скрытое нечто, темный двойник «эврики», не принадлежит ни бессознательному, ни сознанию, но представляет собой пороговый, дискретный переход между ними – предсознание.
Современные когнитивные исследования позволяют вычленить этот
«вневременной» момент и приписать ему некоторое временное значение.
Выделяются следующие
«микротемпоральные»
интервалы
познавательной деятельности, отделяющие ее от момента воспринимаемого события:
1. От нуля до 200 миллисекунд (одна пятая секунды) – ощущение и восприятие на материальном уровне, через органы чувств.
2. От 200 до 400 миллисекунд – бессознательное познание (nonconscious cognition), прохождение сигналов через клетки головного мозга.
3. От 500 миллисекунд – сознательное познание.
Сознание включается лишь спустя полсекунды после подачи материального сигнала. Самое интересное, таинственное и, вероятно, творчески значимое происходит именно во втором интервале, между получением этого сигнала, физиологической регистрацией, и его дальнейшей переработкой в сознании.
В течение 200 миллисекунд, между первой и третьей фазами, акт мышления, совершается до сознания. В этом промежутке, между чувственным восприятием и сознанием, размещается та пауза, которая позже освещается сознанием и воспринимается как «ослепительная вспышка».
Расширенная схема творческого процесса включает пять стадий, из которых три срединные (2-4) образуют творческий акт, а центральная, третья – творческую паузу, в которой и происходит переключение матриц.
1. Подготовка: исследовательская, трудовая, рациональная.
2. Инкубация: бессознательная, неопределенная по длительности.
3. Пауза, предозарение: предсознательное, «травма рождения».
4. Озарение: мгновенное осознание, «эврика».
5. Проверка: завершающая, рефлексивная, оформительная.
Эта пауза или «предозарение», выступает как слепое пятно в сознании.
Рефлексия не может поймать тот момент, когда происходит переключение матрицы, не может ничем заполнить этот пробел внутри. Между старой и новой матрицей, какими они предстают в сознании, лежит разрыв.
Новая идея может вынашиваться годами: накапливается материал, проводятся разработки, уточняются аргументы, но сама пауза атемпоральна и арефлексивна. Это трещина во времени и в сознании, элементарная единица ничто,
«меонема».
Данная схема разработана английским психологом Грэмом Уоллесом в книге «Искусство мысли» (1926 год).
Она воспроизводит те стадии творческого процесса, которые были впервые выделены великим математиком А. Пуанкаре в его докладе «Математическое
творчество» (1908 год): «То, что вас удивит прежде всего, это видимость
внезапного озарения, – явный результат длительной неосознанной работы. Эти
внезапные вдохновения происходят лишь после нескольких дней сознательных
усилий, которые казались абсолютно бесплодными, когда предполагаешь, что не
сделано ничего хорошего и когда кажется, что выбран совершенно ошибочный
путь. Эти усилия, однако, не являются бесполезными, как можно подумать; они
пустили в ход бессознательную машину, без них она не пришла бы в действие и
ничего бы не произвела. Необходимость второго периода сознательной работы
после озарения ещё более понятна. Нужно использовать результаты этого
Современные когнитивные исследования позволяют вычленить этот
«вневременной» момент и приписать ему некоторое временное значение.
Выделяются следующие
«микротемпоральные»
интервалы
познавательной деятельности, отделяющие ее от момента воспринимаемого события:
1. От нуля до 200 миллисекунд (одна пятая секунды) – ощущение и восприятие на материальном уровне, через органы чувств.
2. От 200 до 400 миллисекунд – бессознательное познание (nonconscious cognition), прохождение сигналов через клетки головного мозга.
3. От 500 миллисекунд – сознательное познание.
Сознание включается лишь спустя полсекунды после подачи материального сигнала. Самое интересное, таинственное и, вероятно, творчески значимое происходит именно во втором интервале, между получением этого сигнала, физиологической регистрацией, и его дальнейшей переработкой в сознании.
В течение 200 миллисекунд, между первой и третьей фазами, акт мышления, совершается до сознания. В этом промежутке, между чувственным восприятием и сознанием, размещается та пауза, которая позже освещается сознанием и воспринимается как «ослепительная вспышка».
Расширенная схема творческого процесса включает пять стадий, из которых три срединные (2-4) образуют творческий акт, а центральная, третья – творческую паузу, в которой и происходит переключение матриц.
1. Подготовка: исследовательская, трудовая, рациональная.
2. Инкубация: бессознательная, неопределенная по длительности.
3. Пауза, предозарение: предсознательное, «травма рождения».
4. Озарение: мгновенное осознание, «эврика».
5. Проверка: завершающая, рефлексивная, оформительная.
Эта пауза или «предозарение», выступает как слепое пятно в сознании.
Рефлексия не может поймать тот момент, когда происходит переключение матрицы, не может ничем заполнить этот пробел внутри. Между старой и новой матрицей, какими они предстают в сознании, лежит разрыв.
Новая идея может вынашиваться годами: накапливается материал, проводятся разработки, уточняются аргументы, но сама пауза атемпоральна и арефлексивна. Это трещина во времени и в сознании, элементарная единица ничто,
«меонема».
Данная схема разработана английским психологом Грэмом Уоллесом в книге «Искусство мысли» (1926 год).
Она воспроизводит те стадии творческого процесса, которые были впервые выделены великим математиком А. Пуанкаре в его докладе «Математическое
творчество» (1908 год): «То, что вас удивит прежде всего, это видимость
внезапного озарения, – явный результат длительной неосознанной работы. Эти
внезапные вдохновения происходят лишь после нескольких дней сознательных
усилий, которые казались абсолютно бесплодными, когда предполагаешь, что не
сделано ничего хорошего и когда кажется, что выбран совершенно ошибочный
путь. Эти усилия, однако, не являются бесполезными, как можно подумать; они
пустили в ход бессознательную машину, без них она не пришла бы в действие и
ничего бы не произвела. Необходимость второго периода сознательной работы
после озарения ещё более понятна. Нужно использовать результаты этого
озарения, вывести из них непосредственные следствия, привести в порядок,
отредактировать доказательство».
Вопрос 5. Взаимосвязь между здоровьем, эмоциями и творческими
способностям
Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность – все это взаимосвязанные факторы. Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавая себя работе.
Психологами отмечено, что чем хуже здоровье человека, тем хуже его настроение, а, следовательно, имеют место нежелание работать, понижение производительности труда. Поэтому между людьми возникают конфликты, недопонимание. Таким образом, все – и здоровье и творчество – зависит от самого человека.
Одной из главных задач на пути создания новой психологической культуры, позволяющей людям научиться управлять собой и своим духовным миром, является достижение и творческой самореализациии индивидуальности
личности.
Вгуманистической психологии творческая самореализация личностирассматривается как неповторимое, единичное проявление вырванного из мира человека. Такие люди обладают большим творческим потенциалом и практически реализуют его.
К сожалению, личности, названные самоактуализирующимися, составляют всего лишь около 1% населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих свою человеческую сущность людей. Поэтому они так сильно отличаются от большинства.
Известный американский ученый А. Маслоу провел обширное исследование самоактуализирующихся личностей.
Общие черты самоактуализирующихся личностей:
1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных, потребностей, предрассудков, стереотипов.
2. Постоянный интерес к неизведанному.
3. Принятие себя и других такими, какие они есть.
4. Отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
5. Простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции, церемониалы, но относятся к ним с должным юмором.
6. Деловая направленность – люди заняты не собой, а своей миссией. Они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и рассматривают ее под углом зрения вечности, а не сиюминутного текущего момента.
7. Автономия и независимость от окружения.
8. Психологическая устойчивость в ситуациях разочарования или недостижения какой-либо значащей для них цели, помогающая им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне.
9. Свежесть восприятия. Нахождение каждый раз нового в уже известном.
10. Дружба с другими самоактуализирующимися личностями. Это подразумевает узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие.
11. Отсутствие проявления враждебности в межличностных отношениях.
Устойчивые внутренние моральные нормы. Нравственное поведение, чувство добра и зла. Ориентация на цели, средства всегда подчинены целям;
12. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
13. Творческий подход к деятельности независимо от вида деятельности.