Файл: Государственное учреждение луганской народной республики.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКОЕ ОБЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
ИМЕНИ ПАВЛА БОРИСОВИЧА ЛУСПЕКАЕВА»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Выполнил:
ученик 11-А класса
Налимов Сергей Вадимович
Проверила:
учитель физической культуры
Бушля В.А.
Луганск, 2023г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3
Глава 1.Теоритические основы понятия здоровья и составляющие здорового образа жизни……………………………………………...................................4
1.1. Проблемы здоровья в условиях общества риска..........................4
1.2. Современный взгляд на проблему здоровья подрастающего поколения и ее актуальность.................................................................6
1.3. Понятие здоровья и составляющие здорового образа жизни...............................................................................................................8
Глава 2. Проблемы здоровья подрастающего поколения и профилактика его сохранения......................................................................................................12
Заключение…………………………………………………………………..15
Список Литературы………………………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
Проблема укрепления здоровья молодого поколения становится приоритетным направлением работы с молодежью и входит в число приоритетных задач социального и экономического развития нашей страны, что обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки, а также необходимость научных исследований и выработку методических и организационно-педагогических подходов к сбережению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни. Задачи сохранения, укрепления и развития здоровья подрастающего поколения и молодежи, воспитания ценностей здорового образа жизни и сознательного отношения к нему нашли свое отражение в следующих нормативных документах: Закон РФ «Об образовании», «Конвенции охраны здоровья населения РФ», Закон «Об охране окружающей среды», «Конвенции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» и другие.
Современный человек знает о здоровье достаточно много, как и о том, что надо делать для его поддержания и достижения. Однако для того, чтобы эти накопленные человечеством знания начали давать результат, необходимо накапливать знания и анализировать данную ситуацию.
Цель проекта: формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, понимания изначальности и необходимости здоровья, обучение способам его сохранения и укрепления.
Задачи проекта
1.воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью.
2.определить, что входит в понятие здоровый образ жизни.
3.сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся.
Актуальность моего проекта
Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни и зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% – экологическими; на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. Особую актуальность это приобретает в подростковой и молодежной среде – потенциально наиболее активной части населения. Каждому школьнику необходимо быть не только теоретически подготовленным в области рационального питания, и в области спорта, в области борьбы с вредными привычками, но и на практике следовать правилам здорового образа жизни, то есть «Иметь привычку здорового образа жизни».
Почему я выбрал тему ЗОЖ?
По моему мнению, вести здоровый образ жизни это отлично! Ведь не зря говорят: «Будь не красен, да здоров», « Баня здоровит, разговор веселит», « Береги платье снову, а здоровье смолоду», « В здоровом теле здоровый дух - редкая удача». Я удивляюсь при виде подростков своих лет с бутылкой пива в руках или с сигаретой в зубах. Они думают,что это круто, модно или стильно. Или, когда им задаешь вопрос: «Зачем ты куришь?» Они отвечают: «Не курить это хорошо, но умирать здоровым не хочется». Я думаю, многоие со мной согласятся, это смешно и глупо.
Глава 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЯ И СОСТАВЛЯЮЩЕГО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1Основные принципы здорового образа жизни.
1.Рациональное питание. Питание - процесс потребления и утилизации пищи для роста, восстановления и жизнедеятельности организма. Человеческий организм нуждается более чем в 40 незаменимых питательных элементах, которыми он сам себя обеспечить не в состоянии и поэтому должен получать их извне. Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Такое питание должно соответствовать возрасту, и должно быт четырех-пяти разовым питанием, сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу и полностью обеспечивать энергетические затраты организма. Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.
2.Физическая активность – это количество движений, которые человек выполняет в течение дня, недели, месяца. Двигательная деятельность является биологической потребностью живых организмов, не менее важной, чем потребность в пище, воде, сне. Ограничение или отсутствие двигательной деятельности отрицательно сказывается на развитии молодых и функционировании зрелых организмов; развиваются различного рода заболевания, активизируются и ускоряются процессы старения. Еще Аристотель отмечал, что ничто так не истощает и не разрушает организм, как физическое бездействие. Поэтому оптимальная двигательная активность является одним из важнейших факторов, составляющих основу здорового образа жизни. Рядом исследований установлено, что для активной жизнедеятельности и поддержания постоянно высокой работоспособности человеку необходимо затрачивать на активные движения, на физическую культуру хотя бы один час в день. Правильное формирование здорового образа жизни у школьников с ограниченными возможностями здоровья невозможно без воспитания у детей понимания необходимости для здоровья занятий спортом. Физические упражнения очень важны для школьников, так как умеренные нагрузки позволяют расти организму, способствуют правильному обмену веществ в организме. Кроме того, регулярные физические нагрузки дисциплинируют и способствуют соблюдению распорядка дня. Занятия каким-либо видом спорта дают молодому растущему организму стимул для правильного развития и ограждают детей от вредных привычек
3.Соблюдение гигиенических норм. В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены.
4.Рациональный режим дня. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и любых других видов деятельности в течение суток. Его значение состоит в предельной минимизации энергозатрат и в повышении работоспособности организма, что способствует укреплению здоровья. Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма. Для выбора оптимального режима дня, необходимо составить распорядок занятий таким образом, чтобы максимально эффективно чередовать работу и отдых.
Нахождение правильного распределения времени на эти занятия способствуют сохранению физического и психического равновесия ребенка.
5.Отказ от вредных привычек. Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.
Доказано, что люди, работающие в ночные смены, в пять раз чаще подвержены развитию таких болезней как гипертония, язва желудка и т.п. Чтобы компенсировать бессонную ночь, нужно потом две ночи подряд хорошо высыпаться.
1.2. Современный взгляд на проблему здоровья подрастающего поколения и ее актуальность.
Многие эксперты, изучая молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, нередко расходятся во мнениях, о том, как именно можно определить ту группу лиц, которых принято называть молодежью. Согласно определению молодежью понимается «обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В социологическом понимании это - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. По поводу возрастных границ молодежи . нет общего мнения. В отсутствие единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в том числе и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница определяется между 14-20, а верхняя — между 25-29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп, как например, молодых ученых - до 33-35 лет.
Современная молодежь характеризуется небрежностью в отношении к своему здоровью. Во многом это определено отсутствием в течение длительного периода времени социальной политики государства в пропаганде здорового образа жизни. Здоровье складывается из нескольких составляющих. Например, ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, где под физическим здоровьем понимается способность выполнять каждодневную работу, включая заботу о себе; психическим - состояние, определяемое в гармонии с самим собой, а социальное – отражает
позитивное отношение человека с другими людьми, готовность оказать помощь и способность принять ее.
Многие учащиеся различных учебных заведений не только не умеют или не желают принимать меры по укреплению здоровья, но и часто его самостоятельно подрывают и тем самым ухудшают. В докладе Н.М. Римашевской «Проблемы здоровья населения и демографический кризис в России» приводятся следующие данные о здоровье подростков:
- 32% детей здоровы,
- 16% - имеют хронические болезни,
- 52% - имеют функциональные расстройства.
Как показывают опросы, большинство подростков уже имеют вредные привычки, они пробовали или курят сигареты, употребляют алкогольные напитки и наркотические средства.
Данные отражают весьма негативные показатели:
- 40% юношей и 30% девушек регулярно употребляют алкоголь,
- около 10% подростков пробовали наркотики,
- 32,8 подростка из каждых 100 000 кончают жизнь самоубийством.
Наряду с этим социальная значимость здоровья подростков обусловлена тем, что они представляют собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв общества. Поэтому, их здоровье – это потенциал нации и страны в целом.
Состояние здоровья российских подростков существенно хуже, чем у их сверстников в других странах. Об этом свидетельствуют данные самооценки здоровья 15-летних подростков. Так, считают себя здоровыми: в Швейцарии 93%, в Швеции — 72%, во Франции — 55%, в Германии — 40%, в России — 28% подростков.
Существуют причины, которые предопределяют нисходящую динамику здоровья молодежи.
Во-первых, это, по словам Н.М.Римашевской, влияние «социальной воронки», т.е больные рожают больных.
Во-вторых, на протяжении жизненного цикла интенсивность падения здоровья у детей выше средней, а проблемы заболеваемости перемещаются из групп престарелых в группу детей и молодежи.
В-третьих, здоровье каждого последующего поколения ниже предшествующего: здоровье детей хуже здоровья родителей, здоровье внуков еще меньше, чем состояние наших детей (с каждым годом новорожденные имеют меньший потенциал здоровья: в 1990г. – родились больными 14,7%, а в 2006г. – 38,9%;).
В-четвертых, социальные условия препятствуют реализации биологических резервов человека. Развитие индивида должно продолжаться до 35-летнего возраста, тогда как в конце 70-х годов «пик» здоровья отмечался в 25 лет, к концу 80-х он снизился до 16 лет, а в конце 90-х - человек оставался с тем потенциалом, с которым он приходил в этот мир.