Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право студент группы 8282 Шупик Владимир Олегович.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУВЕРЕНИТЕТА
1.1 Понятие суверенитета: история и современность
1.2 Нормативно-правовое закрепление суверенитета Российской Федерации
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 Совершенствование механизма обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт экономики, управления и права
__________________________________________________________________
Кафедра государственно-правовых дисциплин
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО
Курсовая работа по дисциплине «Конституционное право»
Выполнил:
студент группы № 8282
Шупик Владимир Олегович
____________________________
«____» ______________ 20___г.
Проверил:
Доцент кафедры
государственно-
правовых дисциплин,
кандидат юридических наук
Ильин Игорь Михайлович
___________________________
«____» _____________ 20___г.
Великий Новгород
2019
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУВЕРЕНИТЕТА 6
1.1 Понятие суверенитета: история и современность 6
1.2 Нормативно-правовое закрепление суверенитета Российской Федерации 10
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1 Общая характеристика конституционно-правовой защиты государственного суверенитета Российской Федерации 14
2.2 Совершенствование механизма обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации 18
Заключение 21
Список использованных источников 23
Введение
Прежде всего, стоит отметить, что в течение многих десятилетий международно-правовые и государственно-правовые аспекты понятия суверенитета были в центре внимания представителей правовой науки. И на сегодняшний день, несмотря на сравнительную разработанность, существует потребность в рассмотрении различных сторон проблемы суверенитета через призму произошедших в обществе и государстве изменений и в связи с современными представлениями о государственном устройстве и государственном правлении.
Кроме того, современные тенденции военно-политической и социально-экономической обстановки в мире находят выражение в формировании комплекса вызовов и угроз для международной безопасности, стабильного и независимого развития многих стран. В качестве объекта прямых и косвенных посягательств нередко выступают суверенитет и конституционный строй государств.
Также, известно, что Россия за всю свою многовековую историю не раз находилась на грани потери своей государственности, что заставляет задуматься о создании эффективных политико-правовых механизмов защиты суверенитета и территориальной целостности. Существенную роль в этом вопросе сыграла принятая в 1993 году Конституции РФ, которая предусмотрела определённые гарантии по обеспечению принципов суверенитета и территориальной целостности и заложила фундамент для иных правовых актов в этой области.
Таким образом, проблема суверенитета является одной из наиболее насущных и актуальных. Вокруг этой проблемы всегда не утихали споры.
Вопросы суверенитета затрагивалась в трудах таких авторов как: А.Т. Карасев, И.А. Конуров, А.С. Морозова, С.И. Носов и других исследователей.
Вместе с тем остается определенный ряд вопросов, которые являются нерешенными, либо вызывают дискуссии, что, несомненно, подтверждает актуальность темы.
Объектом данной работы являются отношения, связанные с исследованием вопросов суверенитета Российской Федерации.
Предметом настоящей курсовой работы являются научные исследования по проблемам определения суверенитета, конституционно-правовое законодательство РФ и общепризнанные нормы и принципы права в сфере обеспечения суверенитета.
Цель курсовой работы: комплексное исследование Российской Федерации в качестве суверенного государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать понятие суверенитета в различные периоды времени;
- рассмотреть нормативно-правовое закрепление суверенитета Российской Федерации;
- привести общую характеристику конституционно-правовой защиты государственного суверенитета Российской Федерации;
- проанализировать вопросы совершенствования механизма обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации.
В качестве методологической основы воспринята и применена теория познания. Использованы общенаучные, частно-научные и специальные методы исследования: сравнительно-правовой, логико-юридический, формально-логический и другие.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических выводов в научно-исследовательской деятельности, при чтении учебных курсов по праву, проблемных и специальных курсов, а также при подготовке учебной литературы.
Структура исследования соответствует поставленной цели и задачам. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУВЕРЕНИТЕТА
1.1 Понятие суверенитета: история и современность
В первую очередь, заметим, что суверенитет как неотъемлемое свойство государства не нашел однозначного толкования в юридической науке, однако для понимания сущности государства суверенитет имеет чуть ли не самое большое значение. Большинство ученых понимают суверенитет как верховенство государственной власти во внутренних делах и независимости в международных отношениях.
Понятие суверенитета возникло в Средние века, и было связано с именем французского политика и ученого Жана Бодена. В трактате «Шесть книг о государстве» (1576 г.) он дал классическое определение суверенитета как неограниченной и незыблемой власти монарха в государстве. По мнению Ж. Бодена, правитель, став сувереном, отождествляется с государством. [11, c. 49] Он полагал, что суверенитет государства возможен только при единой и устойчивой верховной власти. Ж. Боден первым высказал идею о том, что сувереном может быть один человек, совокупность граждан, коллегия и даже целая нация. Кроме того, Ж. Боден считал, что суверенитет должен быть единым и неделимым. Мысли Ж. Бодена не нашли отражения в реальной политической жизни, так как доминирующей идеей того времени был принцип верховенства папы римского в международных делах, который возвышался над всеми правителями и государствами.
Позднее, после окончания Тридцатилетней войны и подписания Вестфальского мирного договора (1648 г.), возникла новая система межгосударственных отношений, признавшая в качестве одного из основных «принцип национального суверенитета». [12, c. 130] Идея национального суверенитета предполагала наличие у государств ряда признаков:
- наличие территории;
- наличие постоянно проживающего населения;
- законное управление народом;
- признание со стороны других государств.
Многие принципы Вестфальской системы международных отношений, в том числе и принципы равенства государства, соблюдения договоров, государственного суверенитета, сохранили свою актуальность и в наши дни.
Дискуссионным оставались вопросы об источнике суверенитета. Английский политический мыслитель XVII века Томас Гоббс, был сторонником «общественного договора» по которому люди договариваются делегировать свои полномочия суверену-монарху, в обмен на безопасность и ряд других естественных прав. Вместе с тем, Гоббс отмечал, что власть суверена не абсолютна, она ограничена пределами государства, конституцией и законами. [6, c. 58] Жан-Жак Руссо разработал доктрину народного суверенитета, суть которой заключалась в том, что суверен - это представитель народа. Народ является сувереном, заключившим общественный договор с конкретным правителем. Подобная конструкция подразумевает, что правитель выступает в качестве слуги-народа и не является сувереном в полном смысле этого слова.
Доктрина народного суверенитета была заложена в тексте Всеобщей декларации прав человека 1948 г., где было отмечено, что воля народа должна быть в основе любой власти. [19, c. 101] Немецкий философ Георг Гегель подвергал критике концепцию Ж.Ж. Руссо. Он выступал за целостность государства и суверенитет, но не соглашался с противопоставлением суверенитета народа и правителя. Г. Гегель считал, что народ без своего монарха есть не что иное, как бесформенная масса.
Понятие государственного суверенитета получило развитие в трудах немецкого юриста Георга Еллинека. Он придерживался позиции, что суверенитет изначально был политическим термином и лишь спустя время, превратился в правовое понятие. Г. Еллинек через изучение истории суверенитета пришел к выводу, что суверенная власть - это власть, не имеющая над собой высшего гегемона. Г. Еллинек в своих трудах подчеркивал, что государственный суверенитет проявляется в том, что внутри страны все организовывается на собственных законах.
Последующее развитие идеи суверенитета получило в трудах советских ученых. Юристы-международники Н.А. Ушаков и И.Д. Левин склонялись к следующему определению: «суверенитет-это характеристика государства, выражающаяся в верховенстве на своей территории и независимости в международных делах». [16, c. 271]
И.Д. Левин в своих трудах выделял ряд признаков, которыми должно обладать суверенное государство:
- наличие единой системы высших органов власти, осуществляющих все необходимые функции государства;
- концентрация в руках государства (органов) властных инструментов принуждения;
- независимость государственной власти от внешнего влияния и вмешательства.
Трактовка суверенитета И.Д. Левиным представляется наиболее предпочтительным для использования в работе, поскольку оно в полной мере отражает политическую независимость государства.
В научной среде не утихают споры о различиях между понятиями национальный, народный и государственный суверенитет. Профессор С.А. Авакьян, придерживается точки зрения, что государственный суверенитет производен от народного и национального суверенитета, так как служит тому, чтобы никакие внутренние и внешние силы не препятствовали выражению воли народа в выборе своего пути развития. [5, c. 26]
Для понимания значимости принципа народного суверенитета представляет интерес взгляд Кононова А.Л. на определение судьи Конституционного Суда Российской Федерации [20] : « Независимость (суверенитет) не входит в число тех государственно (конституционно) защищаемых целей, благодаря которым возможно сокращение основных прав и свобод человека и гражданина. Абсолютно спорна и опасна угрозой ограничения прав и свобод идентификация независимости с конституционным строем РФ или политической безопасностью. Кроме того, остается неопределенным, какую конкретно теорию независимости Конституционный Суд РФ в контексте рассматриваемой проблематики лишения избирательных прав имеет в виду.
Если определить «независимость» как исключительную и полную юрисдикцию независимости публичной власти над населением государства, то хотя бы в этом одностороннем его истолковании трудно сказать о каком-нибудь ограничении независимости, т.к. речь идет о гражданах РФ, которые сохраняют в свою очередь весь объем своих обязательств в силу закона перед Российской Федерацией.
Под определением «суверенитет» можно подразумевать не поддающуюся и некую абстрактность понятия народного волеизъявления, которая в свою очередь должна выражаться через представительные органы государственной власти, нелепо тем более удерживать избираемость данных органов власти во имя этого, следовательно, сам суверенитет ограничивать ради самого народного суверенитета.
Если подразумевать классическое понятие «государственный суверенитет» со времен Вестфальских договоренностей как всевластия государства или полного его своеволия и независимости и во внешней и внутренней политике, то и такое понимание стало анахронизмом в современных условиях с подчинением законодательства конституционным принципам, общепризнанным принципам и нормам международного права, с созданием международной юрисдикции и признанием приоритета международных договоров над национальным законодательством, по крайней мере в сфере прав и свобод человека и гражданина. Это касается и сферы политических свобод, в которой государство отнюдь не обладает полной свободой усмотрения и своеволия».
Принцип народного суверенитета, его главенствующей позиции в разрешении особо важных задач политической и общественной жизни лежит
в основе демократического социума.
Большинство ученых сходятся во мнении, что сохранение суверенитета зависит от развитости государства в политической, экономической и социальной областях. [18, c. 17] В результате, в XXI веке в научной среде начали все чаще звучать такие термины, как политический, дипломатический, военный, экономический и информационный суверенитет.
Под экономическим суверенитетом многими ученными подразумевается независимость государства в выработке экономической повестки дня, защита национальной экономики от влияния со стороны международных актов и осуществлении самостоятельной внешнеэкономической политики. Информационный суверенитет – это возможность государства самостоятельно вырабатывать свою собственную информационную политику и обеспечивать информационную безопасность граждан страны, компаний и органов власти. [13, c. 74] Нет сомнений, что экономический и информационный суверенитет будет приобретать ключевое значение в вопросах обеспечения независимости и безопасности государства на протяжении ближайших десятилетий.