Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право студент группы 8282 Шупик Владимир Олегович.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУВЕРЕНИТЕТА
1.1 Понятие суверенитета: история и современность
1.2 Нормативно-правовое закрепление суверенитета Российской Федерации
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 Совершенствование механизма обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации
Проводимая в Российской Федерации федеративная реформа имеет целью укрепление основ конституционного строя государства, его экономический подъем. Одним из направлений данной реформы является совершенствование действующего законодательства и практики его применения в сфере обеспечения государственного суверенитета.
Современный этап реформирования государственного устройства Российской Федерации характеризуется активным формированием законодательства, регулирующего отдельные аспекты разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти разных уровней, поиском новой модели взаимоотношений центра и регионов. [8, c. 36] Вместе с тем он является лишь промежуточной стадией общего процесса, который должен завершиться появлением окончательных базовых основ отечественного федерализма. Очевидно, что для выхода на качественно иной уровень экономического развития как Федерации, так и ее субъектов в будущем неизбежно встанет вопрос об их значительном сокращении (в 2–3 раза). Уже сейчас во властных структурах дискутируется вопрос о возможном слиянии различных субъектов Федерации в разных частях страны (например, объединение Тюменской, Омской и Новосибирской областей). [10, c. 65] Это повлечет за собой комплекс проблем, связанных с согласованием условий укрупнения территорий (политические, территориальные, экономические, правовые, национальные, гуманитарные и иные аспекты) и общих параметров упомянутой модели взаимоотношений между центром и регионами.
Одним из направлений совершенствования федеративных отношений при этом будет усиление гарантий единства Российской Федерации. Потребность в подобных действиях возникнет благодаря увеличению экономического потенциала новых территорий и, соответственно, росту их политического влияния. Они станут самодостаточными и способными по-иному вести диалог с федеральными властями, в том числе отстаивать свои интересы радикальными способами. Негативный эффект в некоторых ситуациях может усугубиться, если они объединятся для достижения общей цели. [15, c. 17]
В данном случае, представляется верным, вспомнить, что нестабильная общественно-политическая ситуация, сложившаяся в стране в 90-х годах, привела к децентрализации, а в некоторых случаях к фрагментации власти. Так называемый парад суверенитетов субъектов Федерации спровоцировал острый конституционный кризис, который привел к фактическому выходу многих регионов из правового поля и утрате федеральными органами власти влияния на ситуацию. При этом кризисные процессы проявлялись в разных формах. [17, c. 147]
К примеру, в Конституции Республики Тыва было закреплено право на сецессию. Свердловская область 27 октября 1993 г. приняла собственную конституцию и в одностороннем порядке провозгласила себя Уральской Республикой. На референдуме 21 марта 1992 г. в Республике Татарстан был вынесен вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?», в результате чего была принята новая Конституция Республики Татарстан, в соответствии с которой она была объявлена суверенным государством. Позже негативные последствия данных событий проявились в 1993 г. во время проведения референдума по вопросу о принятии Конституции РФ. Население республик Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Мордовия, Тыва, Чувашия и десяти областей проголосовало против нового Основного закона, а в Татарстане и Чечне референдум вообще не состоялся. [9, c. 116] Только ценой значительных усилий федеральных властей удалось устранить многочисленные сепаратистские настроения и избежать распада России на отдельные части.
Необходимо провести ревизию некоторых положений Основного закона в целях осуществления их определенной корректировки, в первую очередь ст. 5, в которой в трех из четырех частей говорится о равноправии субъектов Федерации, однако в ч. 2 содержится норма с противоположным смыслом. Согласно ей республика, в отличие от остальных субъектов Федерации, является государством и имеет свою конституцию. Это негативное наследие прошлого сегодня не укладывается в логику единства государства и противоречит другим основам конституционного строя. [17, c. 159]
Также должно претерпеть изменение содержание ч. 3 ст. 11 Основного закона. Из нее необходимо исключить упоминание о федеративном договоре, так как, во-первых, он утратил свою актуальность, во-вторых, при определенном развитии событий он может быть отменен или заменен на другое соглашение. Кроме того, следует исключить (либо изменить его смысл) положение об иных договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, поскольку контекст, в котором оно применялось в 90-е годы прошлого века (заключение двусторонних соглашений между Федерацией и субъектами Федерации), на текущий момент является неприемлемым.
Таким образом, идея о территориальном единстве не может отрицаться ни одним субъектом Российской Федерации, включая национальные.
Заключение
Решив поставленные нами в начале задачи и достигнув цели данной работы, представляется возможным сделать ряд выводов.
Понятие суверенитета возникло в Средние века, и было связано с именем французского политика и ученого Жана Бодена, который дал классическое определение суверенитета как неограниченной и незыблемой власти монарха в государстве. После Вестфальского мирного договора (1648 г.), в межгосударственных отношениях был зафиксирован «принцип национального суверенитета». Идея национального суверенитета предполагала наличие у государств ряда признаков, в том числе территории с постоянно проживающим на нем населением, законного управления народом, признания со стороны других государств. Немецкий юрист Георг Еллинек, занимавшийся разработкой понятия суверенитета, полагал, что государственный суверенитет проявляется в том, что внутри страны всё организовывается на собственных законах.
Советский государствовед И.Д. Левин выделил ряд признаков, которыми должно обладать суверенное государство: наличие единой системы высших органов власти, концентрация в руках государства властных инструментов принуждения и независимость государственной власти от внешнего вмешательства и влияния. Важнейшим свойством суверенитета выявлено «территориальное верховенство», которое дает право государству в рамках своих полномочий, осуществлять власть на своей территории.
Государственный суверенитет в конституционно-правовом смысле - верховенство и независимость государственной власти внутри страны и за ее пределами, которые проявляются в способности государства самостоятельно решать любые внутри- и внешнеполитические задачи, обеспечивать реализацию своих властных полномочий в отношении всех субъектов права в пределах территориальной юрисдикции. Чем шире спектр применяемых государством полномочий по реализации своих внутренних и внешних функций, тем больше оснований вести речь о глубоком наполнении реального содержания государственного суверенитета.
В связи с возрастающей ролью экономики и информационных технологий в обеспечении безопасности и суверенитета государств, в работе даны определения экономическому и информационному суверенитету. Под экономическим суверенитетом подразумевается независимость государства в выработке экономической повестки дня, защита национальной экономики от влияния со стороны международных актов и осуществлении самостоятельной внешнеэкономической политики. Информационный суверенитет – это возможность государства самостоятельно вырабатывать свою собственную информационную политику и обеспечивать информационную безопасность граждан страны, компаний и органов власти.
В высшем нормативно-правовом акте зафиксировано, что носителем суверенитета и источником власти в РФ являться ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть через органы государственной власти. Также отмечено, что РФ должна обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории. Согласно Конституции РФ, гарантом суверенитета и территориальной целостности является Президент страны, который формулирует ключевые направления внутренней и внешней политики, национальной безопасности, руководит Вооруженными силами РФ. Государственный суверенитет России реализуется через деятельность исполнительно-распорядительных и судебных органов власти.
Учитывая выдвинутый подход к пониманию государственного суверенитета, защита государственного суверенитета представляет собой постоянную активную правомерную деятельность государственных и негосударственных организаций, направленную на обеспечение верховенства и независимости государственной власти, беспрепятственную реализацию государственно-властных полномочий во всех сферах общественной жизни, противодействие деструктивной деятельности антигосударственных сил по ослаблению и подрыву государственного суверенитета.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Электрон.дан. – Режим доступа www.consultant.ru// Дата обращения – 19.04.2019 г.
2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Электрон.дан. – Режим доступа www.consultant.ru// Дата обращения – 29.04.2019 г.
3. "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Электрон.дан. – Режим доступа www.consultant.ru// Дата обращения – 29.04.2019 г.
4. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 05.12.2017) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Электрон.дан. – Режим доступа www.consultant.ru// Дата обращения – 29.04.2019 г.
Научная литература:
5. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: Российский юридический издательский дом, 1997. - 512 с.
6. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Норма, 2015. - 312 с.
7. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции РФ (постатейный). - 2 изд. - М.: Проспект, 2015. - 272 с.
8. Бучакова М.А., Жиляев А.В. Перспективы совершенствования законодательства в сфере обеспечения территориальной целостности Российской Федерации // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2018. - №2(69). - С. 34 - 38.
9. Данько А. правовые проблемы изменения состава субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - №8. - С. 111 - 124.
10. Жиляев А.В. Перспективы территориальной организации местного самоуправления в контексте процесса укрупнения субъектов Российской Федерации // Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации: материалы VIII научно-практической конференции (Омск, 22 ноября 2012 г.). - Омск: 2013. - С. 63 - 68.
11. Конуров А.И. Предпосылки зарождения и формирования государственного суверенитета // История государства и права. - 2015. - №2. - С. 43 -54.
12. Морозова А.С., Карасев А.Т. Некоторые подходы к пониманию государственного суверенитета // История государства и права. - 2014. - №2. - С. 122 - 132.
13. Носов С.И. Суверенитет государства в условиях глобализации: новые угрозы и вызовы // Право и образование. - 2015. - №3. - С. 73 - 79.
14. Нудненко Л.А. Конституционное право России. - 3 изд. - М.: Юрайт, 2019. - 281 с.
15. Станских С.Н. Какая Конституция нам нужна? // Юрист спешит на помощь. - 2014. - №2. - С. 13 - 18.
16. Чистяков О.И., Курчавова А.Е., Мулукаев Р.С. и др. История отечественного государства и права. - М.: Юрайт, 2015. - 510 с.
17. Шахрай С.М. О Конституции. Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. - М.: Наука, 2013. - 283 с.
18. Эбзеев Б.С. Конституция, государство и личность в России: философия российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - №11. - С. 14 – 23.
19. Юсубов Э.С., Макарцев А.А, Конституционное право России. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. - 336 с.
Судебная практика:
20. Определение Конституционного Суда Российской Федерации ""Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" " от 4 декабря 2007 г. № 797-О // Российская газета. - 26.12.2007 г. г. - № 4553.