Файл: Бухгалтерский учет основных средств в коммерческой организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как видно из таблицы 2, группировка ОС по отраслевому признаку — в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве — позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По назначению ОС делятся на:

  • производственные ОС основной деятельности;

  • производственные ОС других отраслей;

  • непроизводственные ОС.

Группировка ОС по видам ведется согласно п. 5 ПБУ 6/01 и Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94). Группировки объектов в ОК 013-94 образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов, и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами. Каждый объект наделен девятизначным кодом, состоящим из обозначения раздела, подраздела, класса, подкласса и вида.

Материальные основные фонды сгруппированы в подразделах: «Здания (кроме жилых)»; «Сооружения»; «Жилища»; «Машины и оборудование»; «Средства транспортные»; «Инвентарь производственный и хозяйственный»; «Скот рабочий, продуктивный и племенной (кроме молодняка и скота для убоя)»; «Насаждения многолетние»; «Прочие основные фонды».

Таким образом, с учетом вышеизложенного сделан вывод, что ОС — это средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. ОС в деятельности организаций имеют важное значение, при этом их роль в процессе производства различна: часть ОС непосредственно воздействует на предмет труда и является активной, другая часть создает необходимые условия для труда и является пассивной.

1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств коммерческой организации.


Нормативное регулирование — особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе.

Сегодня нормативное регулирование бухгалтерского учета ОС достаточно разнообразно и содержит ряд противоречий в требованиях российских и международных стандартов учета и отчетности, что, соответственно, вызывает определенные трудности на практике.

Многие специалисты, анализируя обозначенные расхождения, предлагают свои решения неоднозначных хозяйственных ситуаций и соответствующих учетных процедур. По мнению профессора В.Г. Гетьмана, «такие процедуры... затрагивают весь жизненный цикл объектов ОС, начиная от их постановки на учет и заканчивая списанием последних с баланса».

В современных условиях важным условием правильной организации бухгалтерского учета в организации является его государственное нормативное регулирование. Централизованное руководство на государственном уровне обеспечивает единообразие подхода к однородным хозяйственным процессам, единство их оценки и отражения в учете, унифицированные требования к обязательным реквизитам первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и форм отчетности, что способствует наиболее рациональной организации и экономному расходованию средств на ведение бухгалтерского учета.

Уполномоченный федеральный орган:

  • утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

  • утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;

  • организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;

  • утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;

  • участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;

  • представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и иными федеральными законами.


Официальным исполнительным органом регулирования бухгалтерского учета в стране является Министерство Финансов Российской Федерации (Минфин РФ), на которое возложены как методологические (разработка нормативных документов), так и контрольные функции ведения бухгалтерского учета.

Большую помощь в разработке нормативных актов по бухгалтерскому учету призваны оказывать профессиональные сообщества и общественные организации, прежде всего, российские ассоциации и союзы бухгалтеров и аудиторов Российской Федерации и стран Содружества, с учетом лучших международных практик (например, Международная федерация бухгалтеров).

Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете — обеспечить единообразный учет активов, обязательств, источников финансирования деятельности организации, доходов, расходов и фактов хозяйственной жизни организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам.

Согласно ст. 20 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

  2. единства системы требований к бухгалтерскому учету;

  3. упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих

  4. организаций;

  5. применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

  6. обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

  7. недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

В России к настоящему времени сложилась пятиуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности (табл. 3).

Таблица 3 – Система регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации


Уровни регулирования

Название уровней регулирования

Основные правовые акты



Законодательный

Законодательство о бухгалтерском учете



Федеральный нормативный

Федеральные стандарты



Отраслевой нормативный

Отраслевые стандарты



Методологический

Рекомендации в области бухгалтерского учета



Организационный

Стандарты экономического субъекта


I уровень. Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации. В указанном законе определены роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций за состояние бухгалтерского учета и отчетности.

II уровень. Данный уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета в России включает федеральные стандарты бухгалтерского учета. В настоящее время их роль выполняют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфин РФ. ПБУ относятся к актам федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми министерствами и ведомствами и обязательными к применению организациями.

Минфину РФ наряду с Банком России предоставлено значительное право принятия нормативных актов. Внутри Минфин РФ этими вопросами занимается Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. Министерства и ведомства вправе издавать нормативные акты в тех пределах и конкретных случаях, которые определены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Порядок публикации и вступления в силу подзаконных актов Министерства финансов РФ определены Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» № 763.


В настоящее время принято 24 ПБУ, обязательных к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами страны. Они содержат принципы, правила признания, оценки, группировки информации по объектам бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности имущества, обязательств и групп хозяйственных операций.

В части ведения бухгалтерского учета ОС утверждено ПБУ 6/01. Данный документ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об ОС организации.

III уровень. системы нормативного регулирования представлен отраслевыми стандартами. Отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами. Они устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К отраслевым стандартам в настоящее время могут быть отнесены, например, нормативные акты Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства транспорта РФ и т.п. по вопросам бухгалтерского учета. Отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону «О бухгалтерском учете» и федеральным стандартам. Отраслевые стандарты утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке.

IV уровень. Рекомендации в области бухгалтерского учета составляют четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Они принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности.