Файл: Реферат по дисциплине Организация добровольческой (волонтёрской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями..docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Частное образовательное учреждение высшего образования
« Санкт - Петербургский университет технологий управления и экономики»
Институт гуманитарных и социальных наку
Кафедра рекламы и связей с общественностью.
Реферат по дисциплине : Организация добровольческой (волонтёрской) деятельности и взаимодействие с социально - ориентированными некоммерческими организациями.
Тема: Принципы государственной политики Российской Федерации в области развития добровольчества ( волонтёрство ).
Выполнил: Мустафаева Д.Б.
Проверил: Шабалина О.Л.
Санкт - Петербург
СПбУТУиЭ
2023
Содержание:
Введение 2
Основные направления реализации добровольческой волонтёрской деятельности 4
Содействие развитию добровольчества (волонтерсто) 6
Взаимодействие с корпоративным сектором 9
Международная деятельность 9
9
Ожидаемые результаты 10
Введение
Добровольчество (волонтёрство) является деятельностью в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях решения социальных задач в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка и социальное обслуживание населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Содействие развитию и распространению добровольческой (волонтёрской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодёжной политики.
Поддержка добровольчества (волонтёрство) осуществляется в рамках реализации Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрство)", Федерального закона "О некоммерческих организациях", Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", а также Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2015 г. "Интеграция добровольчества в дело мира и развития: план действий на следующее десятилетие и последующий период".
Содействие развитию добровольчества (волонтёрство) способствует развитию и укреплению потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций.
В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в добровольческой (волонтёрской) деятельности, расширяются масштабы реализуемых ими программ и проектов. Своё участие в добровольческой (волонтёрской) деятельности в настоящее время подтверждают 15 процентов опрошенных взрослых российских граждан. В то же время, по данным социологических опросов, свою готовность работать на добровольной основе декларировали 50 процентов опрошенных.
Основные направления реализации добровольческой волонтёрской деятельности
Развитие добровольчества (волонтёрство) предполагает наращивание компетенций добровольцев (волонтёров) и добровольческих (волонтёрских) организаций по различным направлениям осуществляемой деятельности, включая сферы здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, культуры, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания правовой помощи населению и другие сферы.
Основными направлениями добровольческой (волонтёрской) деятельности в области образования являются участие и содействие добровольцев (волонтёров) в реализации просветительских программ и проектов, а также в развитии дополнительных компетенций для детей и взрослых.
Добровольческая (волонтёрская) деятельность в образовании может реализовываться в том числе через осуществление просветительской и консультативной деятельности, наставничества, волонтёрство, в формате "обучение через добровольчество (волонтёрство)", предполагающем участие преподавателей и обучающихся в добровольческих (волонтёрских) проектах и программах образовательных организаций всех уровней образования, реализации совместных благотворительных программ образовательных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций и коммерческих организаций с использованием их профессиональных компетенций.
Работа добровольцев (волонтёров) в таких формах, как юридические клиники на базе образовательных организаций высшего образования и ряд других, обеспечивает профессиональный рост добровольцев (волонтёров).
В области образования предусматривается дальнейшее развитие добровольчества (волонтёрство) в сфере гражданско-патриотического воспитания, что предполагает в том числе:
оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий, взаимодействие с ветеранскими организациями;
благоустройство памятных мест и воинских захоронений, содействие в увековечении памяти погибших при защите Отечества;
участие добровольцев (волонтёров) в организации акций, посвящённых памятным событиям в истории России.
В сфере здравоохранения основными направлениями осуществления добровольческой (волонтёрской) деятельности являются:
содействие в оказании медицинской помощи гражданам;
содействие в формировании здорового образа жизни населения, профилактике возникновения и распространения заболеваний;
пропаганда донорства крови и её компонентов;
информационная, консультативная, просветительская, доцуговая и иная поддержка пациентов медицинских организаций по месту их нахождения;
помощь в уходе за пациентами в лечебных и реабилитационных учреждениях.
Добровольчество (волонтёрство) в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения включает участие добровольцев (волонтёров) в оказании безвозмездной помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальном обслуживании, в том числе:
содействие в оказании помощи в организациях социального обслуживания (домах - интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, в том числе детских, центрах социального обслуживания населения, центрах социальной адаптации и других);
содействие в оказании социальных услуг на дому;
содействие в осуществлении социального обслуживания нуждающихся;
содействие в оказании помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также обеспечение профилактики социального сиротства;
содействие в реализации программ социализации выпускников учреждений для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, людей с ограниченными возможностями здоровья, людей с наркотической и алкогольной зависимостью, инвалидов, лиц, освобождённых из мест лишения свободы и иных нуждающихся категорий населения.
Основными направлениями добровольчества (волонтёрство) в сфере культуры являются:
поддержка деятельности организаций культуры;
содействие в организации и проведении массовых мероприятий в сфере культуры;
участие в осуществлении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
вовлечение деятелей культуры и искусства в добровольческую (волонтёрскую) деятельность.
Основными направлениями развития добровольчества (волонтёрство) в сфере физической культуры и спорта являются:
участие в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий;
участие в организации и деятельности объектов спорта;
участие в организации и проведении спортивных мероприятий среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
участие в пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
вовлечение в добровольческую (волонтёрскую) деятельность известных спортсменов, профессиональных работников сферы физической культуры и спорта.
В сфере охраны природы основными направлениями развития добровольческой (волонтёрской) деятельности являются:
содействие восстановлению природных экосистем, очистке природной среды от мусора, в том числе в организации раздельного сбора отходов;
содействие природоохранной деятельности;
содействие формированию экологической культуры и экологического просвещения;
участие в охране животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания;
содействие в оказании помощи осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями учреждениям в сфере сохранения в естественном состоянии природных комплексов и содействие в работе по выявлению фактов нарушения лесного законодательства Российской Федерации.
В сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций к основным направлениям развития добровольчества (волонтёрство) относятся:
популяризация и освоение с участием добровольцев (волонтёров) профилактических мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и пожаров, основных способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участие добровольцев (волонтёров) в ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
развитие наставничества, предполагающего участие профессиональных спасателей и работников профессиональной пожарной охраны в обучении спасателей - добровольцев и добровольных пожарных.
Важной сферой добровольчества (волонтёрство) является содействие в поиске пропавших людей, а также содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в добровольных народных дружинах.
В целях обеспечения доступности правовой поддержки населения обеспечивается предоставление безвозмездных услуг в рамках деятельности юридических клиник и некоммерческих организаций, осуществляющих содействие защите прав и свобод граждан.
Самоорганизация добровольчества (волонтёрство) по месту жительства выступает важнейшим ресурсом развития территориального общественного самоуправления в целях благоустройства и озеленения территории, организации досуга детей и подростков, помощи пожилым.
Содействие развитию добровольчества (волонтерсто)
Содействие развитию добровольчества (волонтёрство) органами государственной власти и органами местного самоуправления планируется осуществлять в следующих направлениях:
создание условий, обеспечивающих востьребованность деятельности добровольческих (волонтёрских) организаций и добровольцев (волонтёров);
поддержка добровольческих (волонтёрских) организаций и добровольцев (волонтёров);
формирование и развитие инфраструктуры поддержки добровольчества (волонтёрство).
Для создания условий, обеспечивающих востьребованность деятельности добровольческих (волонтёрских) организаций и добровольцев (волонтёров), на федеральном уровне необходимо:
развитие механизмов координации поддержки добровольческой (волонтёрской) деятельности;
рассмотрение вопросов взаимодействия с добровольческими (волонтёрскими) организациями на заседаниях общественных советов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, экспертного совета по развитию добровольчества (волонтёрство) при Общественной палате Российской Федерации;
распространение лучших практик через организацию и мониторинг участия добровольцев (волонтёров) в деятельности государственных и муниципальных учреждений;
развитие единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтёрство).
На уровне государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления необходимы:
формирование организационных механизмов поддержки добровольчества (волонтёрств);
формирование координационных органов по поддержке добровольчества (волонтёрств) в субъектах Российской Федерации, муниципальных районах и городских округах;
регулярное рассмотрение вопросов взаимодействия с добровольческими (волонтёрскими) организациями на заседаниях общественных советов и консультативных органов;
расширение практики привлечения добровольцев (волонтёров) к деятельности государственных и муниципальных учреждений, распространение лучших практик в этой сфере через проведение мониторинга;
содействие в привлечении добровольцев (волонтёров) к участию в решении вопросов местного значения;
разработка и реализация программ обучения государственных и муниципальных служащих по тематике взаимодействия с добровольческими (волонтёрскими) организациями и добровольцами, в том числе в форме программ совместного обучения.
В целях поддержки добровольческих (волонтёрских) организаций планируется использовать следующие инструменты:
предоставление субсидий добровольческим (волонтёрским) организациям, а также социально ориентированным некоммерческим организациям, привлекающим добровольцев (волонтёров);
установление решениями субъектов Российской Федерации пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для добровольческих (волонтёрских) организаций и юридических лиц, осуществляющих пожертвования добровольческим (волонтёрским) организациям;
оказание добровольческим (волонтёрским) организациям имущественной поддержки;
организация и содействие в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев (волонтёров) социально ориентированных некоммерческих организаций;
реализация мер нематериальной поддержки граждан, участвующих в добровольческой (волонтёрской) деятельности;
содействие включению мероприятий по поддержке добровольческой (волонтёрской) деятельности в программы предприятий в рамках реализации социальной ответственности бизнеса;
содействие распространению информации о деятельности добровольцев (волонтёров) в средствах массовой информации и через социальную рекламу;
обеспечение аналитического сопровождения добровольческой (волонтёрской) деятельности;
совершенствование статистики добровольческой (волонтёрской) деятельности.
В целях формирования и развития инфраструктуры поддержки добровольчества (волонтёрство) планируется использовать следующие инструменты:
поддержка организаторов добровольческой (волонтёрской) деятельности и добровольческих (волонтёрских) организаций;
содействие созданию и развитию добровольческих (волонтёрских) центров, основными направлениями деятельности которых являются:
популяризация и продвижение ценностей добровольчества (волонтёрство);
вовлечение граждан различных возрастов и категорий в добровольческую (волонтёрскую) деятельность;
обучение добровольцев (волонтёров), руководителей и специалистов добровольческих (волонтёрских) организаций;
организация и предоставление психологической помощи, содействие в психологической реабилитации добровольцев (волонтёров), участвующих в деятельности, связанной с особыми условиями;
Взаимодействие с корпоративным сектором
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными полномочиями могут взаимодействовать с организациями в целях содействия реализации корпоративных добровольческих (волонтёрских) программ, предусматривающих участие сотрудников предприятий в реализации социально значимых проектов и мероприятий, направленных на решение социальных проблем и развитие местных сообществ, в том числе в рамках деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
В целях распространения корпоративного добровольчества (волонтёрство) и укрепления уровня его общественного признания будет обеспечиваться масштабирование корпоративных добровольческих (волонтёрских) проектов при содействии Национального совета по корпоративному добровольчеству.
Международная деятельность
Развитие добровольчества (волонтёрство) предполагает открытость к международному сотрудничеству.
Международное сотрудничество в сфере добровольчества (волонтёрство) осуществляется в целях:
развития сотрудничества Российской Федерации с другими странами и международными организациями;
содействия развитию народной дипломатии;
консолидации усилий добровольцев (волонтёров) различных стран при реализации совместных проектов и инициатив, в том числе на территории Российской Федерации.
Основными направлениями международного сотрудничества являются:
координация добровольческих (волонтёрских) проектов и инициатив с деятельностью интеграционных структур;
обмен опытом в области разработки и реализации добровольческих (волонтёрских) проектов, координация и поддержка деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества (волонтёрство) в разных странах;
расширение практики участия добровольцев (волонтёров) в добровольческих (волонтёрских) проектах и программах в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также иностранных добровольцев (волонтёров) в добровольческих (волонтёрских) проектах и программах Российской Федерации.
Ожидаемые результаты
Основными результатами реализации настоящей Концепции планируются:
обеспечение условий и расширение возможностей для участия граждан Российской Федерации в добровольческой (волонтёрской) деятельности;
увеличение количества граждан, участвующих в добровольческой (волонтёрской) деятельности;
расширение масштабов межсекторного и межведомственного взаимодействия и сотрудничества в сфере добровольчества (волонтёрство);
повышение эффективности реализуемых добровольческих (волонтёрских) программ;
расширение участия добровольцев (волонтёров) в оказании услуг в социальной сфере различным категориям и группам населения;
увеличение вклада добровольческих (волонтёрских) организаций в решение актуальных социальных задач;
рост поддержки добровольчества (волонтёрство) в обществе и расширение участия граждан и организаций в добровольческой (волонтёрской) деятельности.
Заключение:
Для достижения данной цели, безусловно, должны быть переосмыслены подходы к популяризации добровольчества в средствах массовой информации, в Интернете. Творческому потенциалу волонтёрских организаций необходимо делегировать ресурс в виде целенаправленного внимания СМИ, кинематографа, снять барьеры и ограничения по распространению информации о добровольческой, благотворительной активности посредством социальной рекламы. Исследователями российского некоммерческого сектора и активными его участниками со все большей очевидностью констатируется тенденция профессионализации, усложнения сферы активности некоммерческих организаций, объективное повышение профессиональных требований к организаторам добровольческой деятельности. В связи с этим востребованным является разработка комплекса образовательных и просветительских программ по обучению как самих волонтёров, сотрудников и руководителей некоммерческих организаций, так и работников органов государственной власти и местного самоуправления навыкам межсекторного взаимодействия, методам проектирования и стимулирования позитивной гражданской активности. Следует признать целесообразным более активное отражение данной тематики в образовательных программах и научных исследованиях образовательных и научных организаций. На системной партнерской основе к данной работе должны быть привлечены Общественная палата Российской Федерации, Ассоциация волонтёрских центров, автономная некоммерческая организация «Россия – страна возможностей».