Файл: Виды правоохранительных органов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Приволжский филиал

Юридический факультет

ТАБЛИЦА

по дисциплине: Правоохранительные органы

Виды правоохранительных органов.

Выполнила:

Обучающаяся 1 курса

очно-заочной формы обучения

40.03.01 Юриспруденция (бакалавриат)

Галкова Ольга Сергеевна

Научный руководитель:

Горшенков Геннадий Геннадьевич

Ученое звание,ученая степень,должность

доцент

Дата представления работы:

2023 г Нижний Новгород 2023

Виды правоохранительных органов

Правовая основная деятельность

Функции правоохранительных органов

Дата создания правоохранительных органов

Иное

1.Прокуратура

1)Контроль за законностью в РФ.

2)Контроль за соблюдением конституционных прав и гражданских свобод.

3)Координация работы органов правопорядка.

4)Правотворчество, то есть, участие в совершенствовании актов НПА.

Рассмотрение и принятие жалоб, заявлений от граждан (юрлиц) — в случае несоблюдения законов сотрудниками госорганов и иными лицами.


1)надзор за законностью органов власти, организаций, частных лиц;

2) наблюдение за деятельностью органов следствия, дознания, ГПУ;

3) поддержание обвинения в суде;

4) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражу.

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура 




2.Адвокатура

1)Дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2)составление заявления, жалобы, ходатайства и другие документов правового характера;

3)представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;

4)участие в качестве представителя (защитника) доверителя в гражданском, уголовном и административном судопроизводстве, а также в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, в судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

5)участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

6)участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.


1)Предоставление юридических консультаций в области применения законов Российской Федерации предприятиям, организациям и различным учреждениям;

2)Оказание юридической помощи физическим лицам в отдельных ситуациях;

3)Представительство по гражданским делам и защита в уголовном судопроизводстве;

4)Социально-психологическая функция, т.е. стабилизирует общественное сознание;

5)Социально-педагогическая функция, т.е. распространяет правовое просвещение граждан и приучает людей решать свои проблемы в рамках закона и посредством закона;

6)Дает альтернативное разрешение споров и гармонизирует отношения между обществом и государством.


Профессиональная адвокатура явилась для России принципиально новым учреждением. Вместо прежних полуграмотных, невежественных и недобросовестных ходатаев по делам в суд пришли хорошо образованные и прогрессивно настроенные юристы. Поэтому день вступления в силу Судебных уставов 1864 года — 17 апреля 1866

Адвокатура это институт не государственной власти, а гражданского общества, пользующийся автономией, независимостью и самоуправлением. В числе органов, призванных оказывать юридическую помощь без использования властных полномочий, адвокатура занимает центральное место. Она представляет собой объединение граждан, построенное на основе профессиональной общности его членов и единства решаемых задач, т.е. защита прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления

3.Нотариат

Система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других нотариальных действий.


социальные, характеризующие место нотариата в сис­теме органов гражданской юрисдикции и правовой сис­теме России;

содержательные, отражающие характер нотариальной деятельности.

Социальные функции нотариата:

предупредительно-практическая (рассмот­рение дел нотариусом в рамках гражданской юрисдикции при бесспорности права; при наличии спора дан­ное дело будет уже рассмотрено судом);

правореализационная (отражает   место   нотариата   в системе осуществления субъективных прав и исполне­ния обязанностей);

правоохранительная (отражает место нотариата как публично-правового института, который обеспечивает законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота в самом широком смысле, снижая уровень как гражданских, так и уголов­ных правонарушений);

фискальная (вытекает из его публично-правовой при­роды и необходимости для нотариата способствовать решению целого ряда государственных задач, в частности, привлечения всех обязанных лиц к уп­лате налогов).


 в актах новой власти, направленных на слом старого бюрократического аппарата, нотариат впервые упомянут 23 марта 1918 года, когда Совет Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии принял постановление, которым отменил «ныне действующее Положение о нотариальной части» и ввел новое Положение о муниципализации нотариальных контор.




4.Федеральна служба безопасности

 федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Наделена правом ведения предварительного следствия и дознания, оперативно‑розыскной и разведывательной деятельности. В ФСБ России предусмотрена военная и федеральная гражданская госслужба.


Органы ФСБ обязаны:

а) информировать об угрозах безопасности РФ государственные органы и Президента РФ;

б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ;

в) добывать разведывательную информацию;

в 1) осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории РФ;

г) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

г.1) выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены КоАП РФ к ведению ФСБ ;

д) выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;

е) разрабатывать и осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;

ж) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в в органах, где предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

з) обеспечивать безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

к) участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

м) защита и охрана Государственной границы РФ, защиты и охраны экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

н) обеспечивать безопасность представительств иностранных государств на территории РФ;

о) участвовать в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

п) осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории РФ радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности РФ, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;

р) участвовать в соответствии с законодательством РФ в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхода из него, въезда на территорию РФ и выезда за ее пределы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ;

с) поддерживать мобилизационную готовность органов ФСБ


3 апреля 1995 года Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин подписал Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности в Российской Федерации», который вступил в силу 12 апреля 1995 года.

В соответствии с этим законом Федеральная служба контрразведки Российской Федерации была переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации без принятия каких-либо организационных и кадровых мер. Сотрудники агентства, включая директора и его заместителей, остались на своих должностях без переназначений или переаттестаций.





5.Конституционный суд РФ

 высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

6) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;







в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.


До 1980-х годов в СССР важность судебного надзора за соответствием законодательства и действий исполнительной власти положениям и принципам конституции не признавалась. Такой "судебный пересмотр" был начат только 25 декабря 1989 года, когда был принят Закон о конституционном контроле в СССР. Соответственно, был создан Комитет конституционного надзора. Он начал функционировать в середине 1990 года и был распущен в конце 1991 года. В декабре 1990 года в Конституцию Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) были внесены поправки, предусматривающие создание Конституционного суда (в то время как аналогичный орган в СССР назывался Комитетом, а не Судом). 12 июля 1991 года был принят Закон о Конституционном суде РСФСР.




6.Конституционные суды республик РФ

Существовавший в 1992—2022 годах специальный орган конституционного правосудия (контроля), предусмотренный законами большинства субъектов РФ. В России эти органы не осуществляли других судебных функций (в отличие от аналогичных органов в других странах). В большинстве субъектов Российской Федерации конституционные (уставные) суды либо никогда не создавались, либо были ликвидированы для экономии бюджетных средств. По состоянию на 2016 год конституционные (уставные) суды официально действовали в 16 субъектах Российской Федерации (в том числе в 13 республиках). Деятельность этих судебных органов финансировалась из бюджетов регионов, в которых они созданы. Количество решений, выносимых этими судами, было невелико

У Конституционного (уставного) суда несколько функций:

  • Проверка нормативно-правовых актов субъекта РФ;

  • Толкование конституции (устава) субъекта РФ. Имеется тенденция к сокращению числа решений о толковании конституций (уставов) субъектов, связанная с тем, что законодательство после принятия конституции (устава) постепенно заполняется решениями (в том числе того же конституционного (уставного) суда) о толковании конституции (устава). Поэтому чем больше времени прошло с момента принятия Конституции (устава), тем меньше принимается решений о её толковании. Например, за 2011—2015 годы было принято только 10 постановлений о толковании конституций (уставов) субъектов РФ;

  • Разрешение споров о компетенции между органами власти. В некоторых регионах конституционные (уставные) суды разрешают споры о компетенции между органами государственной власти субъекта РФ, между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления. Такие полномочия имеют конституционные суды 6 республик .Этими полномочиями на практике пользовались крайне редко — до 2016 года по всей России были приняты только 7 постановлений и 1 заключение тремя судами

  • Проверка вопросов, выносимых на референдум. По состоянию на 2016 год это полномочие имелось только у конституционных судов Адыгеи, Чечни и Якутии. На практике это право почти не используется — к 2016 году было по всей России принято только 2 постановления;

  • Предварительный конституционный контроль проектов актов, изменяющих конституцию (устав) субъекта РФ. По состоянию на 2016 год это полномочие имелось только у конституционных судов Адыгеи и Якутии, а также у Уставного суда Калининградской области[6]. Это право использовалось редко. К 2016 году 5 заключений вынес Конституционный суд Республики Адыгея и 8 постановлений Уставной суд Калининградской области[6].




Закон СССР от 23 декабря 1989 года «О конституционном надзоре в СССР» установил, что конституционный надзор в СССР осуществляют Комитет конституционного надзора СССР и органы конституционного надзора союзных и автономных республик[1]. В составе РСФСР был ряд автономных республик. В 1990 году в нескольких автономных республиках РСФСР возникли свои комитеты конституционного надзора[2]. В 1992 году были сформированы и начали действовать конституционные суды в ДагестанеЯкутииКабардино-Балкарии и Мордовии




7.Министерство внутренних дел РФ

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел

- определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, участвует в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью;

- осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает долгосрочные и оперативные прогнозы развития криминогенной ситуации и на этой основе вносит в установленном порядке в органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ предложения об укреплении законности, обеспечении общественного порядка, общественной безопасности, усилении борьбы с преступностью;

- обеспечивает выполнение органами внутренних дел и внутренними войсками федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов, иных нормативно-правовых актов;

- обобщает практику применения законодательства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции министерства;

- участвует совместно с органами государственной власти субъектов РФ в разработке и выполнении региональных целевых программ в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;

- организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность;

- организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда;

- осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью;

- участвует в мероприятиях по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране Государственной границы и пр.РФ и органы государственной власти субъектов РФ предложения об укреплении законности.


8 (20) сентября 1802 был утверждён манифест Александра I «Об учреждении министерств» Наряду с другими было создано так же и министерство внутренних дел России. Первым министром внутренних дел был назначен граф Виктор Павлович Кочубей.




8.Верховный суд РФ

Высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства, а также осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики

  • является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам[11];

  • осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

  • даёт разъяснения по вопросам судебной практики;

  • в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции;

  • является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к кассационным судам общей юрисдикции, апелляционным судам общей юрисдикции, верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Московскому, Санкт-Петербургскому и Севастопольскому городским судам), судам автономной области и автономных округов, кассационному военному суду, апелляционному военному суду, окружным и флотским военным судам;

  • разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации




Верховный суд как высший орган был образован 1 января 1923 года в результате судебной реформы 1922 года.




9.Высший Арбитражный суд РФ

Существовавший в период с 1992 года по 2014 год высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами России, осуществлял в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и давал разъяснения по вопросам судебной практики. 

Высший арбитражный суд Российской Федерации в качестве суда первой инстанции рассматривал:

  • дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также Совета Федерации, Государственной думы и Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, которые затрагивают права в сфере предпринимательской деятельности;

  • экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Федерации, либо между субъектами Федерации.

Основной задачей Высшего арбитражного суда Российской Федерации являлось рассмотрение в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов нижестоящих арбитражных судов, в том числе их пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам.

Также он изучал и обобщал практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности, давал разъяснения по вопросам судебной практики и разрабатывал предложения по совершенствованию законодательства в указанной сфере деятельности (имел право законодательной инициативы.

В 1991 году система арбитражей была упразднена. Высший арбитражный суд Российской Федерации и новая система арбитражных судов были созданы Законом РСФСР от 4 июля 1991 года «Об арбитражных судах» и фактически начали свою деятельность в 1992 году. В 1995 году в связи с совершенствованием арбитражной системы был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Согласно Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ] и внесённым им изменениям в Конституцию Российской Федерации полномочия суда переданы Верховному Суду Российской Федерации.

10.Аппеляционные суды общей юрисдикции РФ

органы судебной власти Российской Федерации, входящие в единую судебную систему судов общей юрисдикции. Являются судами апелляционной инстанции для верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов.

По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;

4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.


13 июля 2017 года Пленум Верховного суда Рф принял постановление, согласно которому предусматривается внесение в Государственную думу законопроекта, направленного на создание отдельных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Отмечается, что создание межрегиональных судебных инстанций связано с необходимостью обеспечения независимости судов.

Фактически к апелляционным судам переходят полномочия Верховного суда по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений на итоговые судебные решения судов уровня субъекта РФ, а также полномочия судов уровня субъекта РФ по рассмотрению жалоб и представлений на промежуточные судебные решения, вынесенные в том же суде.

Закон был подписан Президентом России 29 июля 2018 года. Внесенными изменениями создаются пять апелляционных судов общей юрисдикции, которые будут осуществлять свою деятельность в пределах соответствующего судебного апелляционного округа. День начала деятельности указанных судов устанавливается Пленумом Верховного суда РФ не позднее 1 октября 2019 года





11.Арбитражные суды субъектов РФ

 суды первой инстанции, которым подведомственны все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФарбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов.

Арбитражному суду субъекта Российской Федерации подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом субъекта Российской Федерации, в частности, относятся следующие споры:

о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда субъекта РФ согласована сторонами;

· об изменении условий или о расторжении договоров;

· о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

· о признании права собственности;

· об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

· о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

· о возмещении убытков;

· о признании, недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправлениями иных органов;

· о защите чести, достоинства и деловой репутации;

· о признании не подлежащим исполнению документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;

· об обжаловании отказа в государственной регистрации, либо уклонения от государственной регистрации юридического лица или гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя;

· о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;

· о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением закона или иного нормативного правового акта.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает иные дела, в том числе:

· об установлении фактов, значимых для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, в сфере экономической деятельности;

· о несостоятельности юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя.


Арбитражные суды субъектов РФ образованы во втором полугодии 1992 г. в силу Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде» вместо действовавших органов государственного арбитража, а также в 1993 г. по некоторым отдельным Постановлениям Верховного Совета РФ.




12.Федеральный арбитражные суды арбитражных округов РФ


суды второй инстанции по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

— проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях;

— пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

— обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемомим деле;

— изучает и обобщает судебную практику;

— подготавливает предложения по совершенствованию законов иных нормативных правовых актов;

— анализирует судебную статистику.


Федеральные арбитражные суды округов — среднее звено ветви арбитражных судов — были образованы в соответствии с Законом об арбитражных судах от 28 апреля 1995 г. Фактически начали действовать с 1 января 1996 г. Они являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Федерации, принятыхими в первой и апелляционной инстанциях.




13. МЧС России

 федеральное министерство, имеющее в составе федеральную противопожарную службупрофессиональную аварийно-спасательную службу (ПАСС), спасательные воинские формирования. В ведении МЧС России находятся военизированные горноспасательные частивоенизированные противофонтанные части.

-разработку и предоставление -Президенту РФ проектов нормативно-правовых актов, касающихся компетенции данного органа;

-предоставление проекта плана ГО (гражданской обороны); предоставление ежегодного доклада о состоянии защиты от ЧС различного характера;

-разработку и утверждение НПА (нормативно-правовых актов) об органах МЧС; утверждение НПА, касающихся мониторинга и прогнозирования ЧС;

-разработку методик оценки ущерба от ЧС; организацию работ, которые касаются предупреждения и устранения ЧС;

- планировку действий для выполнения поставленных задач;

-подготовку войск для обороны РФ;

- передачу информации населению о возникших или возможных ЧС;

-информирование населения о методах защиты от ЧС;

-осуществление надзора за выполнением требований гражданской обороны

-координирование и руководство над действиями всех видов пожарной охраны;

-предупреждение и ликвидацию ЧС во внутренних водах и территориальном море -

История МЧС России насчитывает уже одиннадцать лет. 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается основанием МЧС России. 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем Сергея Шойгу. Впоследствии РКС был переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС). 19 ноября 1991 года на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. 30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.




14.Следственный комитет РФ

федеральный государственный орган Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Образован на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.


Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

3_1) организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

(Пункт дополнительно включен с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 224-ФЗ)

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.


Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательств

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации». Следственный комитет стал функционировать вне системы прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее.





15.Федеральная таможенная служба

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по обеспечению соблюдения мер нетарифного регулирования, мер технического регулирования, мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, функции по проведению радиационного контроля, функции по проведению санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля

  • проводят таможенный контроль;

  • взимают таможенные пошлины, налоги;

  • ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли с государствами — членами ЕАЭС;

  • обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимых и вывозимых товаров;

  • защищают права на объекты интеллектуальной собственности;

  • обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

  • осуществляют оперативно-розыскную деятельность направленную на выявление и пресечение преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов;

  • выявляют и пресекают административные правонарушения в области таможенного дела;

  • осуществляют дознание по преступлениям, отнесённым к компетенции таможенных органов (ст. 173, 174, 190, 193, 193.1, 194, 200.1, 200.2, 226.1, 229.1);

  • осуществляют контроль за валютными операциями, противодействуют легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.




С 12.03.2004 образована Федеральная таможенная служба (ФТС России) из преобразованного Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России).

ФТС России находилась в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России).





16.Федеральная налоговая служба