Файл: Реферат по теме Средства и методы физической культуры для восстановления работоспособности.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Физическая культура и спорт
РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ:
«Средства и методы физической культуры для восстановления работоспособности»
Группа
Студент
МОСКВА 2022
Содержание:
Введение………………………………………………………….3
1 Понятие работоспособности..…………….…………………...4
2 Управление работоспособностью.…………………………….6
Заключение……………………………………………………….12
Список литературы..……………………………………………..13
Введение.
Знания специалиста, в области физической культуры и спорта, основных закономерностей функциональных сдвигов, происходящих в организме человека при выполнении физических нагрузок, позволяют использовать разнообразные упражнения для решения конкретных задач, связанных с повышением работоспособности.
При анализе литературы, по вопросам методов физического воспитания для восстановления тренирующихся, выявлено значительное число работ, посвященных разнообразию физических упражнений для повышения работоспособности и выбору адекватных средств контроля эффективности тренировочного процесса. Важно учитывать, что повышение скорости протекания восстановительных процессов является одним из ведущих показателей повышения уровня тренированности спортсмена в организации режимов двигательной деятельности. А сама нагрузка способствует повышению расходования рабочих ресурсов организма и возникновению утомления, что ускоряет протекание восстановительных процессов и стимулирует формирование новых механизмов адаптации к физическим нагрузкам.
Актуальность выбранной темы базируется на современных принципах и подходах в подготовке тренирующихся, получивших широкое распространение в составлении комплексов восстановительных средств, учитывающих компенсацию психологической и физической нагрузок, ведущих к утомлению.
Целью освоения данной темы является изучение видов физических упражнений во время восстановительного периода у тренирующихся.
Задачи работы:
1) Изучить понятие работоспособности, выделить физическую работоспособность.
2) Определить средства, методы и структуру управления физической работоспособностью.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Понятие работоспособности.
Под работоспособностью стоит понимать величину, характеризующую возможность человека выполнять конкретное количество работы определенного качества за установленный промежуток времени.
Мандриков В.Б. косвенно предлагает выделять физическую и умственную работоспособность [4]. Крикунов Г.А. делит работоспособность на общую и специальную [3]. Общая физическая работоспособность строится на уровне развития всех физических качеств, специальная же работоспособность основывается на уровне развития качеств, непосредственно оказывающих влияние на результат той или иной деятельности. Григорьева И.В. выделяет семь видов работоспособности: тотальную, высокопрофессиональную, возможную, экстренную, актуальную, пониженную, оптимальную [2].
Являясь физиологической основой работоспособности, утомление и восстановление в значительной мере определяют ее величину и динамику. Чем медленнее развивается утомление и более значимо выражено протекание восстановительных процессов, тем выше проявляется уровень физической работоспособности. В то же время восстановление работоспособности протекает более эффективно и интенсивно, если отчетливо выражены признаки утомления [1].
Трудоспособность неизбежно претерпевает изменения в процессе деятельности человека и при адаптации имеют значения два принципа:
1. Использование имеющихся ресурсов работоспособности (профессиональная ориентация, нормирование труда).
2. Поиск путей её повышения (оздоровительно-профилактические мероприятия).
Так как далее будет рассмотрена физическая работоспособность, стоит отметить, что среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности, подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в её сохранении и повышении [4]. Тонус и работоспособность головного мозга поддерживаются в течение длительных промежутков времени и оптимизируются в тех случаях, когда сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Этот принцип служит основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные определенным образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании эффективно влияют на сохранение и повышение умственной работоспособности.
Для физической работоспособности характерна своеобразная динамика [1], включающая: предстартовые реакции, «разминка, врабатывание, «мертвая точка», второе дыхание и период утомления.
Во время отдыха физическая работоспособность не только возвращается на нормальный уровень, но и имеет тенденцию повышаться еще некоторое время. Различают активный и пассивный отдых между упражнениями. В первом случае спортсмен не выполняет никакой работы, во втором — заполняет паузы дополнительной деятельностью. Физические упражнения либо непосредственно влияют на работоспособность людей сразу после приведения их в исполнение, либо имеют свойство накапливаться, что проявляется из-за их многократного использования.
Таким образом при выборе восстановительных средств необходимо предвидеть состояние функциональных звеньев организма, которые обеспечивают его трудоспособность. Одним из главных способов повышения уровня работоспособности является использование физических упражнений, не только снижающих усталость, но и помогающих сохранить здоровье. Однако важно понимать, что упражнения дадут положительный эффект только при комплексно упорядоченном образе жизни.
Важно выделить, что установлена тесная связь между процессами истощения и восстановления функциональных потенциалов в работающем органе: чем больше энергетические траты во время работы, тем интенсивнее процессы их восстановления.
Управление работоспособностью.
Итак, протекающие в организме спортсмена изменения, возникающие в восстановительном периоде, служат ресурсом повышения уровня тренированности.
Процессы восстановления различных функций в организме разделяются на три периода. К первому периоду относятся восстановительные реакции, которые протекают в процессе выполнения самой мышечной работы. Второй период восстановления жизнедеятельности организма (ранний период восстановления) протекает непосредственно сразу после выполнения физической работы легкой и средней степени тяжести в течение нескольких десятков минут. Третий период восстановления функционального состояния организма (поздний период восстановления) осуществляется после длительной напряженной работы и протекает в течение нескольких часов и даже суток. Бордуков М.И. в этой связи выделяет три стадии перетренированности и утверждает: «Устранение причин, приводящих к состоянию истощения, является важным фактором повышения работоспособности и профилактики перетренированности.» [1].
Стоит отметить, что при недостаточном уровне физической активности уменьшается работоспособность всего организма. Упражнения дадут положительный эффект только при комплексно упорядоченном образе жизни.
Повышение уровня тренированности и спортивной формы обеспечивается адекватной реакцией механизмов регуляции и адаптации, оптимизацией восстановительных процессов и повышением функциональных резервных возможностей организма [1].
Средства восстановления могут быть педагогическими, психологическими, гигиеническими, медико-биологическими.
Педагогические средства являются основными и увеличивают эффективность восстановления за счет соответствующего построения тренировки и режима. Эта группа средств должна рассматриваться как основная. К педагогическим средствам относятся: сочетание тренировок общей и специальной подготовки, вариации нагрузок, чередование отдыха и нагрузок, сбалансированная разминка, выбор подходящих упражнений для расслабления мышц, а также дыхательные нагрузки [5]. Выделяется понятие «восстанавливающих» уроков» [7].
Среди методов направленного восстановления и стимуляции работоспособности с целью обеспечения эффективных условий для полноценной адаптации организма занимающихся и проявления возможностей в соревновательной деятельности стоит выделить реабилитацию, гигиенические физические упражнения, адаптивную физическую культуру и оздоровительную физическую активность [6].
Гигиеническая физическая культура – это использование физических упражнений в течение рабочего дня в целях восстановления работоспособности и профилактики заболеваний и в свободное время для активного отдыха – условие для сохранения трудового долголетия, поддержания активности и здоровья на должном уровне.
Гигиеническая физическая культура - это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Ее основная функция - оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.
Гигиеническая гимнастика — это система простейших упражнений, направленная на обеспечение оптимального текущего состояния организма человека. Может применяться практически во всех возрастных периодах и при любой подготовленности к физической нагрузке. Одной из главных отличительных черт гигиенической гимнастики является органическое сочетание используемых в ней упражнений с гигиеническими и закаливающими факторами. В современной гигиенической гимнастике различают следующие виды: утреннюю гимнастику (зарядка); гимнастику в режиме рабочего дня (вводная, физкультпауза); вечернюю гимнастику (перед сном). Для них характерны общие требования и правила организации.
Особенности занятий различными формами гигиенической физической культуры.
Утренняя гимнастика используется в период перехода от пассивного состояния (сна) к активной деятельности. Ежедневные самостоятельные занятия длятся, как правило 10-15 мин. В зарядку включают 8-10 упражнений, охватывающих все звенья тела, чередуя легкие и относительно более трудные движения и позы тела [6]. Комплексу основных упражнений могут предшествовать несколько «постельных» движений и действий. Правило одно — нагрузка минимальна. Упражнения подбираются самим человеком с учетом возраста, пола, состояния здоровья и основных рекомендаций последовательности их выполнения. Комплекс упражнений через каждые 3-4 месяца желательно видоизменять. Основная направленность вводной гимнастики — подготовка ведущих функциональных систем организма к особенностям предстоящей работы, психофизическое врабатывание [3]. По объему, содержанию и продолжительности упражнения вводной гимнастики похожи на зарядку, но при этом имеют большую степень напряженности, меньшую продолжительность, больше ритмовых акцентов, в меньшей мере задействуют те группы мышц, которые не являются ведущими в предстоящей профессиональной деятельности.
Физкультпауза —используется в специальные перерывы 1-2 раза в режиме рабочего дня за полтора-два часа до обеденного перерыва или до окончания работы. В течение обычно 5-7 минут выполняются 6-8 упражнений [6]. Функциональная цель — отвлечься от основной деятельности, переключиться на иной ее характер, дать небольшой отдых нервной системе и группам мышц, подвергавшихся воздействию профессиональной нагрузки. Условно выделяют два типа физкультурной паузы: активную и пассивную. Выбор того или иного варианта обусловлен особенностями трудовой деятельности и состоянием человека в данный момент.
Физкультминутка содержит упражнения такого же характера, но в меньшем количестве — 2-3 и поэтому вовлекает лишь одну-две группы мышц [6].
Микропауза нужна для того, чтобы «потянуться», выполнить наклоны и вращения головой или поприседать, попрогибаться — размять уставшую основную группу мышц.
«Вечерняя гимнастика» — используется с целью подготовки к переходу ко сну. Она применяются в случае остаточного психического напряжения или стойкого утомления, возникших в ходе трудовой деятельности, а также при локальных мышечных перенапряжениях.