Файл: Мир науки. Педагогика и психология World of Science. Pedagogy and psychology.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мир науки. Педагогика и психология
World of Science. Pedagogy and psychology
2020, №5, Том 8 2020, No 5, Vol 8
ISSN 2658-6282
https://mir-nauki.com
Страница 6 из 12
89PSMN520
Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com
Рисунок 2. Эмпирические данные оценки фаз синдрома
эмоционального выгорания на констатирующем этапе (составлено авторами)
Фаза истощения, характеризующаяся эмоциональным дефицитом, эмоциональной и личностной отстраненностью, а также психосоматическими и психовегетативными нарушениями, сформирована у 13,5 % респондентов, еще у 22,5 % уже формируется. Такие сотрудники, как правило, адаптируются к ситуациям повышенного психического напряжения за счет использования экономных способов реагирования на профессиональные проблемы.
Снижение эффективности своей служебной деятельности они часто могут оправдывать психологическим и физическим перенапряжением.
Необходимо отметить, что среди респондентов с высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания 54 % имеют стаж служебной деятельности свыше пяти лет. Из числа респондентов с низким уровнем синдрома эмоционального выгорания таких сотрудников только 5 %. Признаки напряжения чаще встречаются у сотрудников, имеющих стаж службы до пяти лет, более опытным сотрудникам (выслуга более 5 лет) свойственны симптомы резистенции и истощения.
Влияние индивидуально-личностных особенностей на формирование синдрома эмоционального выгорания было оценено на основе анализа данных комплексного обследования в рамках профессионального психологического отбора сотрудников, у которых выявлен высокий уровень указанного синдрома.
Для детальной проработки программы преодоления эмоционального выгорания был проведен факторный анализ с использованием программы IBM SPSS Statistics 22, результаты которого показали, какие именно первоначальные личные и деловые качества сотрудника оказывают наибольшее влияние на развитие данного синдрома.
В рамках теории факторного анализа понятие «фактор» рассматривается как общее условие (причина), которое влияет на количественные изменения определенных явлений, а также искусственно созданная новая переменная, включающая в себя первичные исходные переменные с определенным весом [15]. Данный вес определяет степень влияния фактора на изменение переменной.
Для определения связи индивидуально-психологических особенностей и уровня эмоционального выгорания нами были отобраны материалы профессионального психологического отбора тех сотрудников полиции, у которых выявлен высокий уровень эмоционального выгорания (28 сотрудников). В качестве переменных использовались
0 5
10 15 20 25 30 35 40
Сформирована
В стадии формирования
Напряжение
Резистенция
Истощение
Мир науки. Педагогика и психология
World of Science. Pedagogy and psychology
2020, №5, Том 8 2020, No 5, Vol 8
ISSN 2658-6282
https://mir-nauki.com
Страница 7 из 12
89PSMN520
Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com результаты их профессионального психологического отбора на службу. Корреляционная матрица семи переменных была подвергнута процедуре анализа по методу главных компонент.
Данные факторы подверглись вращению по методу Варимакс-Кайзер. В результате выделилось три компонента, представленные в таблице 1, которые влияют на формирование высокого уровня эмоционального выгорания.
Таблица 1
Компоненты факторной структуры эмоционального выгорания сотрудников полиции
Переменная
Компонент
1 2
3
Интеллектуальное развитие
0,551
0,882
0,870
-0,265
-0,134 0,433 0,210 0,273 0,187 0,010
0,868
0,072
0,820
0,599
0,700
-0,122 0,127 0,125
0,958
-0,017 0,141
Эмоциональная устойчивость
Волевой контроль
Внутренняя организованность
Уровень правосознания
Зрелость личности
Самооценка, мотивация
Составлено авторами
Для более точного понимания содержания каждого компонента (фактора) мы выбрали из матрицы факторного анализа только те переменные, которые имеют вес ≥ 0,7, и получили содержательную наполненность каждого фактора, представленную в таблице 2.
Таблица 2
Факторная матрица показателей высокого
уровня эмоционального выгорания сотрудников полиции
№ фактора
Нагрузка на фактор
Наименование переменной
1 0,882
Эмоциональная устойчивость
0,870
Волевой контроль
2 0,868
Внутренняя организованность
0,820
Зрелость личности
3 0,958
Уровень правосознания
0,700
Интеллектуальное развитие
Составлено авторами
В результате факторного анализа обнаружено, что структура высокого уровня эмоционального выгорания включает в себя три основных фактора: эмоциональная устойчивость и волевой контроль; внутренняя организованность и зрелость личности; правосознание и интеллект.
Указанные выше три фактора объясняют 79 % совокупной (общей) дисперсии, что позволяет говорить о том, что высокий уровень эмоционального выгорания зависит в большей степени от таких переменных, как эмоциональная устойчивость и волевой контроль (39,5 % совокупной дисперсии), внутренняя организованность и зрелость личности (22,2 % совокупной дисперсии), уровень правосознания и интеллектуального развития (17,2 % совокупной дисперсии).
Представив 79 % совокупной (общей) дисперсии этих трех факторов за 100 %, мы определи факторную структуру, способствующую формированию эмоционального выгорания сотрудников полиции (рисунок 3), основным компонентом которой является фактор
«эмоциональная устойчивость и волевой контроль», составляющий практически 50 % общей суммарной дисперсии всех трех компонентов.
Мир науки. Педагогика и психология
World of Science. Pedagogy and psychology
2020, №5, Том 8 2020, No 5, Vol 8
ISSN 2658-6282
https://mir-nauki.com
Страница 8 из 12
89PSMN520
Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com
Рисунок 3. Факторная структура, способствующая формированию
эмоционального выгорания сотрудников полиции (составлено авторами)
Данная структура личностных особенностей, предопределяющих формирование синдрома эмоционального выгорания сотрудников полиции, положена в основу психолого- педагогической программы его преодоления, разработанной в рамках формирующего этапа исследования.
Для проведения формирующего эксперимента сотрудники полиции с высоким уровнем эмоционального выгорания (28 сотрудников) были поделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Распределение по группам осуществлялось с учетом стажа служебной деятельности сотрудников. В состав каждой группы вошло по семь сотрудников, имеющих стаж от 5 до 10 лет, и такое же количество молодых сотрудников со стажем от 1 до 3 лет.
Программа была реализована в рамках дополнительного курса профессиональной психологической подготовки в Рузаевском линейном отделе Министерства внутренних дел
России на транспорте в период с февраля по ноябрь 2018 года с сотрудниками экспериментальной группы в количестве 14 человек в форме в индивидуальной и групповой форме (лекции, семинары, психологический тренинг).
Указанный курс мы обозначили как «Психологическая безопасность сотрудника полиции». Основные задачи курса направлены на: расширение представлений сотрудника полиции о психологической безопасности, угрозах ее нарушения и способах преодоления их негативного влияния; формирование представлений сотрудника полиции о синдроме эмоционального выгорания и его профилактике как основного ресурса развития их психологической безопасности; развитие эмоциональной устойчивости и волевого контроля поведения сотрудника полиции; формирование внутренней организованности и личностной зрелости сотрудника полиции; формирование правосознания и развитие интеллектуальной сферы сотрудника полиции. Реализация задач содержательно была представлена теоретическим и практическим разделами.
В теоретический раздел вошли лекционные занятия, раскрывающие само понятие
«психологическая безопасность сотрудника полиции», а также существующие угрозы ее
Эмоциональная устойчивость и волевой контроль
Зрелость личности и внутренняя организованность
Интеллект и правосознание
22 %
28 %
50 %
Мир науки. Педагогика и психология
World of Science. Pedagogy and psychology
2020, №5, Том 8 2020, No 5, Vol 8
ISSN 2658-6282
https://mir-nauki.com
Страница 9 из 12
89PSMN520
Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com нарушения и особенности развития. В практический раздел курса вошли семинарские занятия в форме круглых столов, дискуссий, вопросов-ответов и тренингов.
Для реализации дифференцированного модуля программы, представленного тренингом
«Профилактика эмоционального выгорания как ресурс развития психологической безопасности», сотрудники экспериментальной группы были поделены на две категории: молодые сотрудники (7 сотрудников) и сотрудники со стажем служебной деятельности свыше пяти лет (7 сотрудников).
Выявленные в результате констатирующего эксперимента особенности проявления эмоционального выгорания у сотрудников с различным стажем служебной деятельности позволили дифференцировать направленность содержания тренинга. В группе молодых сотрудников особое внимание уделялось формированию представлений о специфических угрозах психологической безопасности, методах профилактики эмоциональной напряженности, саморегуляции эмоционального состояния, повышении адекватности восприятия психотравмирующих факторов служебной деятельности, способах их нейтрализации и преодоления. В группе более опытных сотрудников (стаж службы свыше 5 лет) работа была ориентирована, в первую очередь, на формирование адекватной оценки собственного поведения и осознание способов психологической защиты, профилактику ее деструктивного влияния, развитие способности к рефлексии психо-эмоционального состояния, подбор соответствующих способов и приемов саморегуляции, конструктивных способов взаимодействия с субъектами своей служебной деятельности.
Повторная диагностика синдрома эмоционального выгорания на контрольном этапе исследования доказала эффективность программы психолого-педагогического преодоления эмоционального выгорания сотрудников полиции, разработанной и реализованной в ходе формирующего этапа исследования. Результаты диагностики представлены в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ результативности снижения
уровня эмоционального выгорания сотрудников полиции (в %)
Уровень эмоционального выгорания
Констатирующий этап
Контрольный этап
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
Высокий
100 100 100 57
Средний
0 0
0 28,5
Низкий
0 0
0 14,5
Составлено авторами
На контрольном этапе уровень эмоционального выгорания сотрудников полиции в контрольной группе остался на прежнем высоком уровне, в то время как в экспериментальной группе отмечается снижение показателей высокого уровня эмоционального выгорания со
100 % (14 респондентов) до 57 % (8 респондентов). Средний уровень эмоционального выгорания в экспериментальной группе выявлен у 28,5 % (4 респондентов), низкий – у 14,5 %
(2 респондентов). Снижение уровня эмоционального выгорания выявлено у шести сотрудников экспериментальной группы, из которых 66,6 % (4 сотрудника) составили сотрудники со стажем служебной деятельности от 1 до 3 лет, что указывает на высокую профилактическую эффективность программы психолого-педагогического преодоления эмоционального выгорания именно на более ранних этапах служебной деятельности сотрудников полиции.
Статистическая проверка значимости различий данных, полученных на контрольном этапе исследования с использованием критерия Манна-Уитни для независимых выборок, подтверждает статистическую значимость различий между показателями эмоционального выгорания сотрудников полиции в контрольной и экспериментальной группах (p < 0,05).
Мир науки. Педагогика и психология
World of Science. Pedagogy and psychology
2020, №5, Том 8 2020, No 5, Vol 8
ISSN 2658-6282
https://mir-nauki.com
Страница 10 из 12
89PSMN520
Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com
Выводы и обсуждение
Результаты представленного исследования позволяют сделать вывод о том, что реализация программы психолого-педагогического преодоления эмоционального выгорания, основанная на факторной структуре данного синдрома у сотрудников полиции, является эффективной и способствует развитию их психологической безопасности.
Преодоление эмоционального выгорания в экспериментальной группе было достигнуто путем ориентации на наиболее значимые личностные ресурсы сотрудников полиции, которые исследуются еще на этапе их профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел. Своевременно организованная работа с сотрудниками, имеющими, по результатам отбора, несколько сниженные показатели по эмоциональной устойчивости и волевому контролю поведения, способствует профилактике формирования у них эмоционального выгорания и повышает уровень психологической безопасности.
В ходе исследования так же были определены основные психолого-педагогические условия развития психологической безопасности сотрудников полиции посредством психолого-педагогического преодоления эмоционального выгорания: диагностические
(ежегодный мониторинг эмоционального выгорания сотрудников полиции; учет уровня развития отдельных личных и деловых качеств сотрудников, выявленных в процессе профессионального психологического отбора; учет стажа служебной деятельности сотрудников полиции), профилактические (направленность профилактических мероприятий на повышение эмоциональной устойчивости и волевого контроля поведения; формирование представлений о психологической безопасности и рисках ее нарушения) и организационно- профилактические (практико-ориентированный подход к организации профессиональной психологической подготовки личного состава; адресность профилактической работы с учетом особых условий служебной деятельности отдельных сотрудников).
Соблюдение совокупности указанных психолого-педагогических условий позволит повысить эффективность развития психологической безопасности сотрудников полиции психолого-педагогическими средствами профилактики эмоционального выгорания и успешного преодоления его формирования.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Кобозев И.Ю. Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД // Вестник Санкт-Петербургского гос. ун-та МВД России. –
2016. – № 1 (69). – С. 205–209.
2.
Варданян Ю.В., Воробьева О.М. Профессиональная психологическая подготовка как фактор психологической безопасности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 7. – С. 127–132.
3.
Родин В.Ф. Психология безопасности профессиональной деятельности сотрудников ОВД РФ // Вестник Московского университета МВД России. – 2018.
– № 2. – С. 227–230.
4.
Рябова М.Г. Факторы психологической безопасности личности в экстремальных ситуациях // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология.
Педагогика. – 2016. – Т. 26. – № 4. – С. 94–99.
5.
Напалкова Ю.О. Эмоциональная культура сотрудников полиции как одно из условий их психологической безопасности // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – № 1. – С. 143–146.