Файл: Новгородская икона Спас Нерукотворный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад на тему: «Новгородская икона – Спас Нерукотворный»
Выполнила:

Ступино 2022



Введение.

Икона в искусствоведении – это предмет станковой живописи, художественное изображение лиц или событий на библейскую (церковную) тематику. Икона с богословской точки зрения является священным объектом почитания для верующих, изображением, написанное в точном соответствии строгим канонам. Выдающиеся образцы иконописи представляют собой большой интерес и безграничную культурную ценность.

Иконы повсеместно присутствуют в христианской культуре, их используют в православии и католицизме при проведении обрядов и таинств. Вопреки распространенному ошибочному мнению, иконы не являются предметами поклонения (идолами) для истинно верующих людей. Человек молится не художественному образу, а перед ним, именно так он обращается к Богу или Святому за помощью.

Русские иконописцы, наследники великой византийской традиции, постепенно выработали свой собственный стиль, следуя при этом классическим канонам писания икон и обновляя драгоценное религиозное наследие. Первые иконы появились на Руси в XI веке, вскоре после введения в этой стране христианства. До XIII века сохранялось довольно сильное влияние греческих мастеров.

Золотой век русской иконописи начался в 80-х годах XIV века, в период небывалого духовного обновления под покровительством святого Сергия Радонежского. Иконы, написанные в тот период, излучают спокойствие, а также чувство сострадания и любви к ближнему. Гениальность русских иконописцев продолжала проявляться в XV и XVI веках, в период расцвета Московской, Новгородской, Тверской и Псковской школ иконописи.
Спас Нерукотворный.

«Спас Нерукотворный» – новгородская икона XII века из собрания Третьяковской галереи. Она являет собой двусторонний выносной образ, на лицевой стороне которого написан образ Иисуса в виде Спаса, а на обороте – сцена Прославление креста. Произведение написано для деревянной церкви Святого Образа в Великом Новгороде, возведённой в 1191 году посадником (руководителем) города с удивительным именем Внезд Нездинич.




Почитание иконы «Спас Нерукотворный» было особо учреждено во Владимиро-Суздальской земле Андреем Боголюбским (XII век) в подражание обычаю, установленному при дворе византийского императора. «Спас Нерукотворный» олицетворял союз между императором Византии и князем Владимирской земли.

Согласно православному преданию, появление Нерукотворного образа было знаком милости к эдесскому царю Авгарю, страдавшему тяжким неизлечимым недугом. После того как посланный царем художник Анания не сумел написать портрет Христа, Спаситель умыл Свое лицо и приложил к нему плат (убрус), на котором остался отпечаток лика. Плат был вручен Анании вместе с письмом для царя, содержавшим исповедание новой веры. После получения реликвий уверовавший во Христа Авгарь получил исцеление.



Святой плат, называемый в греческом варианте мандилион, был торжественно перенесен из Эдессы в Константинополь в 944 году и помещен в церкви Богоматери Фаросской, где хранились многие прославленные христианские святыни, в том числе – большие части Креста Господня, терновый венец, копие и гвозди, багряница и погребальные пелены. Некоторые из этих предметов показаны на обороте новгородской иконы в композиции «Поклонение Кресту».

Если Нерукотворный образ традиционно воспринимался как свидетельство о Боговоплощении, о пришествии Сына Божия в мир в человеческом образе, то сюжет на обороте иконы должен был напоминать о главной цели Боговоплощения – спасении человеческого рода через искупительную жертву. Центром композиции является Крест, увенчанный венцом и водруженный на Голгофе с пещерой, в которой находится череп Адама. По сторонам от Креста преклоняют колени архангелы Михаил и Гавриил, держащие орудия Страстей: копие и трость с губкой, пропитанной желчью. Вверху представлены два серафима с рипидами, два херувима и профильные изображения в кругах, олицетворяющие солнце и луну.



Лик Спаса отличает строгий и сдержанный рисунок – классически правильный

, но вместе с тем изысканный. Почти идеальная симметрия (ее нарушает лишь чуть приподнятая левая бровь) подчеркивает условность избранного иконографического типа. Таким же сдержанным является и колорит, построенный на тонком сочетании светлой и золотистой охры, оливковых притенений и неяркой подрумянки. Ветви креста на нимбе были украшены ярким орнаментом, имитировавшим драгоценные камни оклада (в настоящее время от него сохранились лишь незначительные фрагменты).

Изображения на обороте выполнены в значительно более экспрессивной манере: хрупкие, как бы парящие фигуры, стремительно развевающиеся складки, исчерченные сложным рисунком пробелов, резкие световые блики на ликах. Подобные живописные приемы характерны для очень многих византийских и русских памятников конца XII века. Примечательно, что в результате технико-технологических исследований была доказана принадлежность изображений на лицевой и оборотной сторонах иконы двум разным мастерам, работу которых разделял интервал не более 10–15 лет.

Выносная двусторонняя икона «Спас Нерукотворный» происходит из Успенского собора Московского Кремля, куда она, скорее всего, была привезена в середине XVI века из Новгорода. До этого, как предполагают исследователи, икона могла находиться в новгородской церкви Святого Образа на Добрыниной улице, известной по летописям с первой половины XII века. Нельзя исключить, что исполнение иконы могло быть связано с обновлением этого храма в 1191 году.
Заключение.

Говоря об иконах в целом, стоит сказать, что лишь в ХХ веке в России вновь вернулись к осознанию ценности давнего иконографического искусства и возрождению традиционных канонов.

Иконопись – это поистине сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.

Несмотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность, не исключением в этом вопросе является и новгородская икона – Спас Нерукотворный.

Этот уникальный во многих отношениях памятник. Важный и с точки зрения художественного совершенства, поскольку, на мой взгляд, это самый совершенный образ Спаса Нерукотворного во всем русском искусстве. Кроме того, это памятник с уникальной иконографической программой, которая, по всей видимости, связана с совершенно конкретным сакральным пространством и играла в этом пространстве принципиально важную роль.