Файл: Дискуссия о границах в структуре психических и поведенческих нарушений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общее практическое задание. 5 баллов
Групповое практическое задание на тему «Дискуссия о границах в структуре психических и поведенческих нарушений»
Цель задания – отработка навыков мыслительного оперирования понятием «пограничность» в клинической психологии и психиатрии
Алгоритм выполнения
1. Внимательно изучите содержание лекций 1-4.
2. Выделите места, где говорится о границах между нормой и психическими отклонениями.
3. Попытайтесь представить эти границы в континууме «психическая норма – психическая патология», выделив пограничные зоны между различными расстройствами в виде отдельных нозологий, синдромов или состояний.
4. Заполните «пробелы» (отмеченные знаком вопроса) в предложенных схемах.
5. Занесите Ваши ответы в прилагаемый бланк отчетности (1 предложение).
Вопрос 1. Что является пограничной зоной между нормальным интеллектом и умственной отсталостью легкой степени (дебильностью)?
Нормальный интеллект | пограничная умственная отсталость; задержка психического развития | Легкая умственная отсталость (дебильность) |
Вопрос 2. Что является пограничной зоной между условно здоровой личностью, отличающейся нормальным характером и адекватным поведением и аномалией - расстройством личности или психопатией?
Здоровая личность | акцентуация характера (личности); пограничное расстройство личности | Расстройство личности (психопатия) |
Вопрос 3. Какие нервно-психические расстройства располагаются в промежуточной зоне между здоровой психикой и психозами?
Здоровая личность (психика) | неврозы | Психозы |
Вопрос 4. Согласно психоаналитическим представлениям между классическими неврозами и психозами располагается…?
Неврозы | пограничные состояния | Психозы |
Вопрос 5. Согласно концепции повреждающей психической организации Короленко-Дмитриевой промежуточные состояния между нормой и расстройствами личности – это ?
Здоровая личность | повреждающая психическая дисфункция | Расстройство личности (психопатия) |
Вопрос 6. В отечественной психиатрии раздел, который изучает пограничные нервно-психические расстройства – это ?
Психическое здоровье | малая психиатрия | Большая психиатрия |
Вопрос 7. Согласно классическим представлениям отечественной психиатрии между нормой и большими психозами располагаются (….) состояния, которые включают в себя (…)
Психическая норма | пограничные состояния | Большие психозы (шизофрения, биполярное р-во, старческие психозы и др.) | ||
| неврозы | психопатии | реактивные состояния | |
Вопрос 8. Рассмотрите понятие «граница» с позиций существующих подходов к пониманию психической нормы, укажите, каким образом они определяют границы между нормой и психической патологий (наличие/отсутствие диагностических критериев; расширение/сужение границ, четкость/размытость границ)
Психопатологический подход МКБ-10 | четкость границ |
Психопатологический подход МКБ-11 | сужение границ |
Культурно-релятивистский подход | размытость границ |
Феноменологический подход | расширение границ |
Форма отчетности:
Номер вопроса | Ответ |
1 | пограничная умственная отсталость; задержка психического развития |
2 | акцентуация характера (личности); пограничное расстройство личности |
3 | неврозы |
4 | пограничные состояния |
5 | повреждающая психическая дисфункция |
6 | малая психиатрия |
7 | пограничные состояния / неврозы; психопатии; реактивные состояния; |
8 | Психопатологический подход МКБ-10 четкость границ |
| Психопатологический подход МКБ-10 сужение границ |
| Культурно-релятивистский подход размытость границ |
| Феноменологический подход. расширение границ |
Ключевые слова:
акцентуация характера (личности); неврозы; реактивные состояния; психопатии; пограничное расстройство личности; пограничные состояния; пограничная умственная отсталость; задержка психического развития; повреждающая психическая дисфункция; малая психиатрия; критерии (расширение, сужение, четкость, размытость)