Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Самарской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский социально-педагогический колледж» |
РЕФЕРАТ по дисциплине: Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой оздоровительной тренировкитема: Технологии оздоровительной физической культуры |
Выполнила студентка Группы ПДО-45Б Гасанова Елизавета Вилагатовна Проверила преподаватель Рубан Юлия Владимировна |
Тольятти 2022 г. |
Содержание
Введение............................................................................................................. 3
-
История развития оздоровительной физической культуры.......................5 -
Характерные особенности оздоровительной физической культуры.........7 -
Функции оздоровительной физической культуры.......................................9 -
Тенденции развития оздоровительной физической культуры..................10
Заключение.........................................................................................................12
Список литературы............................................................................................13
Введение
Сегодня многие исследователи в области физической культуры отмечают закономерность снижения состояния здоровья. Это, прежде всего, связано с обострением экологической обстановки, неправильным питанием, образом жизни и низкой гигиенической культуры человека.
Неудовлетворительный уровень жизни и низкая двигательная активность - явление повсеместное и потому привлекает внимание ученных физического воспитания, педагогов, работников медицины, которые стремятся найти решения проблемы недостатка двигательной активности студентов и найти методы и средства формирования здорового образа жизни.
С понятием физкультура знаком абсолютно каждый житель нашей планеты. Физкультура (физическая культура) - система укрепления здоровьем и физическим воспитанием людей при помощи физических упражнений в сочетании с естественными факторами природы и мерами общественной и личной гигиены. Стоит также пояснить, что подразумевают под собой физкультурно-оздоровительными технологиями.
Физкультурно - оздоровительные технологии - это способ реализации деятельности, которая направлена на достижение и поддержание физически здорового состояния и на снижение риска развития хронических заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Это основные правила использования специальных знаний и умений, способов организации и осуществления конкретных действий, которые необходимых для выполнения физкультурно- оздоровительной деятельности студентов. Под инновациями в данной области следует понимать только какое-то либо современное оборудование, тренажеры, но уместны и методики в преподавании, новые виды-формы занятий, технология проведений занятий.
Поставленная проблема является актуальной. Это, прежде всего, связно, с тем, что сегодняшний мир не стоит на месте и постоянно развивается. И наш мир не может оставаться в статичном состоянии, нужно постоянное движение вперед. Говоря другими словами, каждая отрасль требует современных подходов и инновационных технологий. Отрасль физкультурно - оздоровительных технологий постоянно развивается и совершенствуется в настоящее время и эта прекрасная возможность показать свои способности молодым специалистам. Также, инновации в физкультурно-оздоровительных технологиях очень положительно влияют на наш образ жизни, эмоции и жизненные установки.
Сегодня физкультурно - оздоровительные технологии не являются достижением личного опыта ученных и исследователей в области физической культуры и спорта, а разрабатываются в соответствии с открытиями медицинской науки и техники. Любая физкультурно - оздоровительная технология включает в себя постановку целей и задач, способствующих оздоровлению и собственно реализации физкультурно - оздоровительной деятельности в тех или иных формах. Технология включает в себя не только реализацию оздоровительной программы, но и определенные уровни здоровья, и тестирование физической подготовленности, а также вопросы управления и администрирования.
1. История развития оздоровительной физической культуры
На протяжении веков мыслители и ученые наблюдали положительное действие физических упражнений на формирование и оздоровление человеческого организма.
О возникновении в медицине такого направления, как лечебная гимнастика, свидетельствуют находки в Индии. В священных книгах Веды (1800 г. до н.э.) говорится о роли пассивных и активных движений, дыхательных упражнений, массажа в лечении различных болезней.
В древней Греции широко пропагандировали лечебную гимнастику философы Платон и Аристотель, а также основоположник клинической медицины Гиппократ (ок 460 - ок 377 гг. до н.э.). В своих книгах Гиппократ подробно описывал применение лечебной гимнастики при болезнях легких, сердца, обмена веществ и в хирургии.
В 9-10 вв. выдающийся врач и ученый Авиценна (Абу-Али-Ибн-Сина, 980- 1037 гг.) в своем труде "Канон медицинских наук" отразил все достижения среднеазиатской, иранской, арабской медицины.
К наиболее значимым работам эпохи Возрождения (15-16 вв.) относятся: "Искусство гимнастики" Меркуриалиса, "Врачебная гимнастика или упражнения человеческих органов по законам физиологии, гигиены и терапевтики" французского клинициста конца 18 столетия Ж. Тиссо.
В начале 19в. получила распространение шведская "система врачебной гимнастики", основателем которой был П. Линг. Эта система оказала значительное влияние на развитие лечебной гимнастики в Европе.
В России в 16-17 вв. ученые и общественные деятели отводили значительную роль физическим упражнениям в борьбе за здоровье подрастающего поколения.
В этой связи интересно упомянуть о выступлении в Академии наук (1764 г.) первого русского академика анатома А.П. Протасова по таким вопросам, как: "О физическом воспитании детей", "О необходимости движения для сохранения здоровья", а также о выступлении проф. С.Г. Зыбелина в Московском университете(1777 г.) на тему: "Слово о сложении тела человеческого и о способах, как оные предохраняют от болезни".
В работах П.Ф. Лесгафта давалось научное обоснование использования средств физического воспитания с лечебной и профилактической целью. Однако в условиях царской России лечебная гимнастика, преследующая цель всестороннего оздоровительного воздействия, применялась только для обслуживания богатых слоев населения.
Октябрьские события 1917 г. создали все условия для всестороннего развития духовных и физических способностей человека. Появились реальные возможности для организации научно обоснованной лечебной физической культуры, призванной служить интересам народа.
В 1923 г. Народный комиссариат здравоохранения выпустил первое руководство - "Физическая культура на курортах", а в 1926 г. вышла книга "Физическая культура как лечебный метод". В институтах физической культуры в Москве и Ленинграде были открыты кафедры ЛФК, способствовавшие дальнейшему ее совершенствованию. Под редакцией В.А. Ивановского в 1934 г. вышел сборник "Физкультура как лечебный фактор.
Лечебная физкультура широко использовалась при лечении раненых бойцов во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг.. Перед ЛФК ставилась задача не только восстановления нарушенных функций органов и систем у раненых, но и приобретения ими общей тренированности и выносливости.
Богатейший опыт, приобретенный в годы войны, позволил в послевоенный период значительно расширить сферу применения ЛФК. Сейчас физические упражнения используются, как одно из основных средств лечения больных и профилактики заболеваний у здоровых людей.
2. Характерные особенности оздоровительной физической культуры
Оздоровительная физическая культура (как род деятельности) это организованная двигательная активность, а также такие виды деятельности, которые связаны с соблюдением здорового образа жизни. Деятельность в рамках оздоровительной физической культуры направлена в первую очередь на достижение максимально возможного оздоровительного эффекта. Многообразные формы и виды занятий физическими упражнениями должны обеспечивать как минимум следующие эффекты:
1) профилактику гипокинезии и гиподинамии за счет увеличения жизненно необходимого объема движения и нагрузок;
2) расширение резервных возможностей основных жизненно важных систем организма (прежде всего дыхательной и сердечно - сосудистой);
3) повышение общей неспецифической устойчивости организма к вредным воздействиям внешней среды и заболеваниям.
Оздоровительная физическая культура (как совокупность предметных ценностей) представлена теми материальными и духовными ценностями, которые созданы для обеспечения эффективной физкультурно - оздоровительной деятельности.
1) это сведения об оздоровительных возможностях занятий физическими упражнениями;
2) это методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности и здорового образа жизни;
3) это необходимое материально-техническое оснащение физкультурно - оздоровительной деятельности;
4) это формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.
Оздоровительная физическая культура (как результат деятельности) характеризуется совокупностью полезных результатов ее использования.
1) это - достижение стабильно высокого уровня здоровья, максимальное продление эффективной жизнедеятельности;
2) совершенствование основных жизнеобеспечивающих функций и систем организма;
3) повышение устойчивости организма к ряду заболеваний и многим вредным воздействиям внешней среды;
4) улучшение психоэмоционального состояния;
5) достижение высокого уровня физической подготовленности;
6) приобретение прикладных двигательных умений и навыков;
7) удовлетворение потребности в движении во время активного отдыха и развлечения;
8) коррекция фигуры и массы тела.
3. Функции оздоровительной физической культуры
Оздоровительная физическая культура выполняет следующие функции, имеющие непосредственное отношение к проблеме формирования стабильного здоровья:
1. Образовательная функция - использование оздоровительной физической культуры в общей системе образования с целью формирования жизненно-важных двигательных умений и навыков, приобретение специальных знаний в области теории и методики физической культуры, необходимых для ведения здорового образа жизни.
2. Оздоровительная функция - использование средств оздоровительной физической культуры в системе мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, наличия заболеваний или расстройств здоровья и т.п.
3. Воспитательная функция - формирование качеств личности и черт характера, позволяющих сформировать оптимальный психологический климат в обществе, коллективе, семье, а также формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
4. Рекреативная функция - использование средств оздоровительной физической культуры в обеспечении полноценного отдыха, восстановления физических и психических сил с учетом характера и специфики производственного утомления.
4. Тенденции развития оздоровительной физической культуры.
В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.