ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Перечень документации определяется в зависимости от характера и вида деятельности предприятия негативного воздействия на окружающую среду исходя из прямых указаний в законах и подзаконных нормативных правовых актах на обязательность определенных документов, а также исходя из необходимости документального подтверждения выполнения субъекта хозяйственной и иной деятельности установленных требований в области охраны окружающей среды и обеспечения природоохранной деятельности и экологической безопасности при осуществлении деятельности, способной оказывать негативное воздействие на атмосферный воздух.
Предприятия могут разрабатывать не только обязательные документации в соответствии с законодательством, но и дополнительные документы (например, специальные инструкции, программы, положения, стандарты организации, системы, правила, методики и т.п.).
Загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и
(или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду [6].
Рассмотрим три основных позиций загрязняющих веществ, негативно влияющих на окружающую среду, для которых необходима документация:
- по охране водных объектов;
- по охране атмосферного воздуха;
- по обращению с отходами.
Документация по охране водных объектов.
В соответствии с Водным кодексом определенные предприятия, использующие водные объекты или водные ресурсы в результате своей хозяйственной деятельности, должны иметь пакет документов:
- договор водопользования;
- решение о предоставлении водного объекта в пользование;
- нормативы допустимых сбросов (далее НДС) веществ в водные объекты, разработанные и согласованные в установленном порядке. Для
12 некоторых предприятий, у которых сброс фактический ниже расчётных значений допустимых сбросов, нормативы допустимых сбросов устанавливается по факту;
- разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду;
- заключение санитарно-эпидемиологическое о соответствии водного объекта санитарным правилам;
- карта-схема размещения мест сброса сточных и узлов приёма- передачи таких вод, согласованная Федеральными органами водных ресурсов;
- документ о поверке средств измерений;
- журнал учёта качества сброса сточных вод;
- журнал по учету водоотведения (данные от средств измерений);
- результаты отборов проб качества сточных вод лабораторного контроля, расположенных до и после выпуска сточных вод;
- заверенные копии аттестатов аккредитации лабораторий;
- приказ или распоряжение о назначении ответственного лица, вести учёт водоотведения и качества сточных вод в организации;
- сведения об использовании воды по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз);
- разработка программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды;
- исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
(НВОС) за сбросы загрязняющих веществ.
Если предприятия эксплуатируют объекты централизованных систем водоотведения, через договора на передачу сточных (ливневых, дренажных) вод в канализационные сети муниципального предприятия или водопроводно-канализационного хозяйства иного предприятия, при объеме водоотведения более 30 м3 в сутки необходимо сдавать декларацию о составе сточных вод до 1 ноября предшествующего года в организацию водопроводно-канализационного хозяйства [22, с. 172].
13
Документация по охране атмосферного воздуха.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ред. от 26.07.2019) (далее Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»), имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, предприятия должны иметь следующий перечень документов
[6].:
- материалы инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проект нормативов (далее ПДВ);
- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов ПДВ санитарным правилам;
- разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (для организаций, которые получили разрешение до
01.01.2019 г.);
- комплексное экологическое разрешение (далее КЭР), включает раздел выбросов вредных веществ
(разрабатывается для организаций, осуществляющих деятельность на объектах I категории, для объектов II категории при наличии соответствующих отраслевых информационно- технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение, если организации до
01.01.2019 г. не разрабатывали разрешение на выброс вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух);
- декларация о воздействии на окружающую среду, включает раздел выбросов вредных веществ (разрабатывается и согласовывается для организаций на объектах II категории, если организации до 01.01.2019 г. не разрабатывали разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух);
- проект санитарно-защитной зоны;
- план-график контроля качества атмосферного воздуха на контрольных точках и на границе санитарно-защитной зоны;
14
- результаты контроля качества атмосферного воздуха на контрольных точках и на границе санитарно-защитной зоны;
- заверенные копии аттестатов аккредитации лабораторий, осуществляющие отбор проб воздуха;
- исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
(НВОС) за выбросы загрязняющих веществ;
- сведения об охране атмосферного воздуха по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух);
- утвержденный план мероприятий по уменьшению выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий (далее НМУ);
- договор со специализированной организацией по информационному обеспечению хозяйственной деятельности в период НМУ;
- журнал предупреждений о НМУ;
- мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
- приказ о назначении лиц, ответственных на предприятии за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
- проведение регулярных проверок транспортных и передвижных средств, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов.
Документация по обращению с отходами утверждена
Приказом Росстата от 12.12.2019 N 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» [18].
15
В соответствии с законодательными требованиями предприятия в зависимости от вида деятельности должны иметь следующие документы по обращению с отходами:
- договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- договора на утилизацию отходов с лицензированными предприятиями;
- организация мест накопления отходов в соответствии с требованиями законодательства;
- уведомление о внесение в единый реестр контейнерных площадок мест накопления под твердые коммунальные отходы;
- отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности;
- паспорта на отходы I - IV класса опасности (документ о согласовании паспортов, протоколы лабораторных исследований результатов количественных химических анализов отходов, акты отборов проб отходов, заверенные копии аттестатов аккредитации лабораторий);
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
(далее ПНООЛР) для организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, разработавшие и согласованные до
01.01.2019 г.; [5].
- ежегодный технический отчёт о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами для подтверждения установленных лимитов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - для предприятий, не относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса;
- комплексное экологическое разрешение (далее КЭР), включает раздел отходов, какие процессы приводят к образованию отходов, их вид, класс опасности и годовое количество, описываются места накопления отходов и их вместимость, а также устанавливается предельное количество отходов для размещения на конкретном объекте (разрабатывается для организаций
16 осуществляющих деятельность на объектах I категории, для объектов II категории при наличии соответствующих отраслевых информационно- технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение, если организации до
01.01.2019 г. не разрабатывали проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение); [6].
- декларация о воздействии на окружающую среду, включает раздел отходов, какие процессы приводят к образованию отходов, их вид, класс опасности и годовое количество, описываются места накопления отходов и их вместимость, а также устанавливается предельное количество отходов для размещения на конкретном объекте (разрабатывается и согласовывается для организаций на объектах II категории, если организации до 01.01.2019 г. не разрабатывали проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение);
- лицензия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (для определенных организаций);
- удостоверения или свидетельства о профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами лиц I - IV классов опасности, ответственных за данную деятельность на предприятии;
- журнал учета в области обращения с отходами (ежеквартальный, годовой);
- программа производственного экологического контроля, разрабатывается на объекты I, II и III категории (является внутренним документом предприятия и не требует согласования в органах исполнительной власти, предприятия разрабатывают для снижения негативное воздействие на окружающую среду, при помощи плана проведения специальных природоохранных мероприятий);
Несмотря на то, что не надо программу производственного контроля согласовывать у уполномоченных органов исполнительной власти ежегодно
17 до 25 марта предприятия обязаны подавать отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Отчет подается либо в Росприроднадзор, либо в Министерство природных ресурсов, в зависимости от уровня надзора (федеральный или региональный) за предприятием; [5].
- статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) - сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, организациями ежегодно подается в Росприроднадзор до 1 февраля в электронном и бумажном виде;
- статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) – сведения об охране атмосферного воздуха, сведения предоставляются, если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ превышают 10 тонн, организациями ежегодно подается в Росприроднадзор до 22 января в электронном и бумажном виде;
- статистическая отчетность по форме 4-ОС – сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды, сведения предоставляются, если затраты на охрану окружающей среды и/или оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тыс. руб. в год, организациями ежегодно подается в
Росстат до 25 января в электронном и бумажном виде;
- расчет и плата за негативное воздействие на окружающую среду
(НВОС) – внесение платы до 1 марта, подача Декларации в территориальный орган Росприроднадзора10 марта, внесение квартальных авансовых платежей в размере ¼ от суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год
(кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) до 20 апреля, 20 июля, 20 октября [22, с. 172].
- декларация о количестве выпущенных в обращение на территории
Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, отчёт о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, расчет экологического сбора - производители товаров подают отчетность в
18 территориальные органы Росприроднадзора, а импортеры подают отчетность в центральный аппарат Росприроднадзора до 1 апреля, только расчет экологического сбора и уплата по нему до 15 апреля.
Выше рассмотренные основные позиции загрязняющих веществ, негативно влияющих на окружающую среду, наличие данных природоохранных документов, в зависимости от вида деятельности организаций, являются для предприятий обязательными в соответствии законодательством. Стабильные и развивающиеся учреждения, в том числе производители батарей аккумуляторных свинцовых, большое внимание уделяют природоохранной деятельности и повышению экологической безопасности. Создают отделы по охране окружающей среды или вводят штатные клетки на должность ведущих инженеров по охране окружающей среды, в зависимости от оборотов промышленного предприятия. Для проверки состояния охраны окружающей среды открывают собственные аккредитованные лаборатории, которая позволяет регулярно контролировать состояние воздушной среды, для поэтапного снижения экологических рисков, связанных с существенными экологическими аспектами. Вступают в
Международную организацию по Стандартизации (ISO 14001 система экологического менеджмента), целью которой является защита окружающей среды за счет предотвращения или снижения негативного влияния на нее, снижение возможного негативного влияния экологических условий на организацию, улучшение экологических показателей и т.д. Создают собственную экологическую политику предприятия в целях природоохранной деятельности и повышения экологической безопасности.
19
1.2 Анализ производственного процесса АО «АКОМ» по
обеспечению природоохранной деятельности и повышения
экологической безопасности
Наименование предприятия полное, сокращенное: Акционерное
Общество «АКОМ» (АО «АКОМ»).
Юридический адрес АО «АКОМ»: 445359, Самарская обл., г.
Жигулевск, проезд Отважный, дом 22
Почтовый адрес АО «АКОМ»: 445359, Самарская обл., г. Жигулевск, проезд Отважный, дом 22
Реквизиты АО «АКОМ»: ИНН 6345011371, КПП 631050001, ОКПО
57586209, ОКАТО 36404000000, ОКВЭД 27.20, ОКОГУ 49011, ОКФС 34,
ОКОПФ 67, ОГРН 1026303242547 Свидетельство серия 63 № 001288105 от
08.10.2002 г.
Президент Группы компаний «АКОМ» - Игнатьев Николай
Михайлович.
Руководитель АО «АКОМ» исполнительный директор по развитию производственных мощностей АО «ГК АКОМ» - Бельцов Олег
Александрович.
Ответственный в области обращения с опасными отходами АО
«АКОМ» - ведущий инженер по охране окружающей среды Пивоварова
Светлана Евгеньевна.
Основной вид деятельности предприятия АО «АКОМ» в соответствии с ОКВЭД производство электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей.
Производительность основных подразделений по выпуску готовой продукции до 3500000 аккумуляторов на 4 линиях: 2 линии фирмы
«TUDOR», 1 линия фирмы «Botek» и 1 линия фирмы «ROSENTHAL».
20
АО «АКОМ» состоит из 3 производственных корпусов, здания административно-бытового назначения, складских помещений, общая площадь которых составляет 19 786 кв.м.
Менеджеры компании представляют собой мощный производственно- интелектуальный потенциал, способный решать самые сложные задачи современного высокотехнологичного производств
Основное производство АО «АКОМ»:
- участок производства порошка оксида свинца,
- участок производства свинцовой полосы,
- участок производства решетки,
- участок производства решётки,
- участок литья мелких деталей,
- участок литья сдвоенной решётки,
- участок производства штампованной полосы,
- участок пастирования,
- участок нормализации пластин,
- линия сборки аккумуляторов,
- склад серной кислоты,
- участок получения деминерализованной воды и приготовления электролита,
- участок заливки, зарядки и окончательной обработки аккумуляторов,
- отделение очистки сточных вод,
- склад готовой продукции и комплектующих изделий,
- производственная лаборатория,
- мини-котельная № 1 для теплоснабжения предприятия
- мини-котельная № 2 для теплоснабжения предприятия
- компрессорный участок.
Вспомогательные подразделения АО «АКОМ»:
-участок ремонта и обслуживания технологического оборудования и оснастки,